Современные условия ведения боевых действий характеризуются высокой динамичностью, скоротечностью и требовательностью к уровню мобильности и готовности родов войск. Военная авиация, являясь одним из основных средств поражения и обеспечения, играет в этом ключевую роль. Эффективность применения авиации напрямую зависит от способности авиационных подразделений в кратчайшие сроки подготовить и поднять в воздух требуемое количество летательных аппаратов. Данная задача решается в рамках четко организованной системы производственных процессов на военном аэродроме.
Под производственными процессами на военном аэродроме понимается совокупность взаимосвязанных, целенаправленных действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление боевых и эксплуатационных характеристик авиационной техники (АТ), непосредственную подготовку и выполнение полетов, а также всестороннее обеспечение этой деятельности.
Необходимо постоянно повышать эффективность управления аэродромной инфраструктурой в условиях ограниченных ресурсов и возрастающей сложности авиационных комплексов [1].
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Классифицировать и охарактеризовать основные виды производственных процессов.
- Выявить ключевые принципы их организации.
- Проанализировать типичные проблемы и предложить направления совершенствования.
1. Классификация и характеристика основных производственных процессов
Организационную структуру производственных процессов на военном аэродроме можно представить в виде нескольких взаимосвязанных контуров (рис.1) [2].
Рис. 1. Организационная структура производственных процессов
Рассмотрим каждый контур в отдельности.
1.1. Процессы технической эксплуатации и подготовки авиационной техники.
Данная группа является центральным звеном всей системы. Ее основной задачей является поддержание АТ в исправном состоянии и готовности к применению. Эти процессы подразделяются на работы, представленные на рис.2 [3].
Рис. 2. Процессы технической эксплуатации и подготовки авиационной техники
Особенностью является цикличность и высокая повторяемость многих операций, что требует их строгой стандартизации.
1.2. Процессы обеспечения полетов
Эта группа процессов создает условия для безопасного и эффективного выполнения полетных заданий (рис.3).
Рис. 3. Процессы обеспечения полетов
1.3. Процессы тылового и материально-технического обеспечения .
Данные процессы являются обеспечивающими для всех остальных. Сюда входят:
– Материально-техническое снабжение: обеспечение авиационным топливом, смазочными материалами, запасными частями, авиационными боеприпасами.
– Транспортное обеспечение.
– Вещевое и продовольственное обеспечение личного состава.
2. Основные принципы организации производственных процессов
Эффективность функционирования всей системы базируется на реализации следующих принципов, представленных на рис.4 [4].
Рис. 4. Основные принципы организации производственных процессов
3. Проблемы и пути совершенствования организации производственных процессов
Анализ практики функционирования военных аэродромов позволяет выявить ряд системных проблем [4]:
- Децентрализация управления: отсутствие единой информационной системы, приводящее к несогласованности действий подразделений и «разрывам» в информационных потоках.
- Низкий уровень автоматизации: преобладание ручного труда и бумажного документооборота при планировании и учете выполненных работ.
- Неоптимальность существующих технологических карт и регламентов, не всегда учитывающих особенности новых типов АТ.
- Недостаточная гибкость системы при необходимости резкого увеличения интенсивности полетов или смены типа решаемых задач.
Основным направлением совершенствования является внедрение процессно-ориентированного подхода и создание на его основе Единой автоматизированной системы управления производственными процессами. Такая система должна интегрировать в себе [4]:
– Модуль оперативного планирования полетов и подготовки АТ.
– Систему электронного документооборота и учета ресурсов.
– Средства автоматизированного сбора данных о состоянии и технической готовности каждой единицы АТ в реальном времени.
– Аналитический модуль для оценки эффективности и моделирования различных сценариев.
Это позволит перейти от управления по функциям к управлению сквозными процессами, повысив их прозрачность, управляемость и скорость.
Заключение
Организация производственных процессов на военном аэродроме представляет собой сложную, многоуровневую систему, от слаженности которой напрямую зависит боевая готовность авиационных частей. Успешное функционирование этой системы достигается за счет строгой регламентации, четкого разделения труда, неукоснительного соблюдения принципов параллельности, ритмичности и централизации управления.
Перспективы развития связаны с цифровой трансформацией аэродромной инфраструктуры. Внедрение процессно-ориентированных моделей и интегрированных систем управления позволит преодолеть существующие организационно-технологические противоречия, значительно сократить время цикла «полет-восстановление-полет» и обеспечить новый качественный уровень боевых возможностей военной авиации в целом.
Литература:
- Жидко Е. А., Леонов П. М., Попова Е. С. Разработка модели идентификации конфликтного компонента и метода ситуационного управления информационными ресурсами информационно-телекоммуникационной системы критически важного объекта в условиях информационного противоборства: монография / Воронеж, 2019. — 117 с.
- Сидоров К. П. Организация эксплуатации и ремонта авиационной техники в ВВС. — М.: Воениздат, 2018. -320 с.
- Васильев Д. М., Козлов Л. Н. Теория и практика аэродромно-технического обеспечения полетов. — Монино: ВВА, 2020. -278 с.
- Наставление по производству полетов авиации Вооруженных Сил РФ (НПП ВС РФ-2021). — М.: Министерство обороны РФ, 2021.

