Формирование здорового образа жизни при функциональных нарушениях билиарного тракта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исангулова, Э. А. Формирование здорового образа жизни при функциональных нарушениях билиарного тракта / Э. А. Исангулова, Р. Н. Кильдибекова, Л. Р. Мингазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8858/ (дата обращения: 17.12.2024).

Актуальность: Среди крупных социальных мер, проводимых в Российской Федерации, ведущими являются профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения. Приоритетными направлениями при этом являются: улучшение здоровья детей, подростков и создание для них благоприятных условий, а так же повышение уровня информированности населения об основных факторах риска и путях профилактики заболеваний. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и правильным питаем. К основным составляющим здорового образа жизни относят режим труда и отдыха, организацию сна, режим питания, организацию двигательной активности, выполнение требований гигиены, закаливания, профилактику вредных привычек, культуру общения, психофизиологическую регуляцию организма [1,4].

В развитии заболеваний желчевыделительной системы принимают участие как патогенные факторы внешней среды (нарушение экологии, стрессовые ситуации, нервно-психическая травматизация, гиподинамия, нарушение питания), так и влияние психогенных факторов (депрессии, стрессовые факторы, отрицательные эмоции) [2]. Всем хорошо известно о фиксированном времени приема участковым врачом пациента, зачастую врач, не успевает полноценно собрать анамнез и качественный осмотр, не говоря уже о том, чтобы пациенту рекомендовать правила соблюдения охранительного режима, диетического питания, лечебной физкультуры, объяснить для какой цели назначаются лекарственные препараты. Создание совместно с пациентом индивидуальной программы, а так же обучение основным принципам самоконтроля состояния здоровья при уже резвившемся заболевании является неотъемлемой частью превентивных мероприятий. В связи с этим нами была предложена методика по оптимизации медико-профилактической помощи для повышения качества восстановительного лечения у лиц с функциональным нарушением билиарного тракта.

Цель исследования: Изучение эффективности образовательной, индивидуально подобранной в зависимости от типа дискинезии программы, при реабилитации лиц молодого возраста с дискинезией желчного пузыря.

Материалы и методы: проведено клинико-функциональное обследование 122 пациентов молодого возраста с дискинезией желчного пузыря, отобранные методом простой рандомизации, средний возраст которых составил 25,1±3,2 года, из них мужчин — 43(35,2 %), женщин — 79(64,8 %). Было проведено комплексное обследование пациентов с использованием общеклинических и лабораторных данных. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости проводилось на аппарате OLIMPUS (Япония) с оценкой формы, длины и размеров стенок желчного пузыря и определением моторной функции желчного пузыря. Диагноз «Дискинезия желчного пузыря» верифицировался согласно Римского консенсуса III (2006).

Моторику желчного пузыря оценивали по ответной реакции на желчегонный стимулятор — сорбит. Утром натощак перед исследованием, пациент медленно выпивал 200 мл кипяченной теплой воды с 20 г сорбита. Динамика моторной функции желчного пузыря исследуется через 15, 30,60 и 90 минут. Определяли объем желчного пузыря и процент его опорожнения.

В настоящее время существуют и продолжают развиваться и совершенствоваться различные формы и методы образовательных программ. Приняв за основу опыт по организации «Школ здоровья» в поликлинике № 46 г.Уфы нами была разработана и внедрена в практику методика личностно-ориентированного обучения пациентов с патологией билиарного тракта. Концепция школы заключалась в повышении мотивации лиц молодого возраста к здоровому образу жизни, уменьшению имеющихся факторов риска и выполнению врачебных рекомендаций, повышение информированности пациентов о своем заболевании, формирование приверженности между врачом и пациентом, оценка психо-эмоционального статуса. Образовательная программа пациентам с дискинезией желчного пузыря, предусматривала проведение лекций, дискуссий, собеседований. Цикл обучения включал от 3 до 5 занятий, продолжительностью 60–90 мин. Перед началом первого занятия слушатели заполняли анкету для выявления факторов риска развития заболеваний органов пищеварения.

Контрольной группой было 25 практически здоровых лиц сопоставимых по полу и возрасту без негативных поведенческих факторов риска.

Характеристику психоэмоционального состояния проводили по методике самочувствия, активности и настроения — САН (Доскин В. А., 1973).

Уровень реактивной тревожности определяли по методу Спилбергера — Ханина: низкий уровень — до 30 баллов, умеренный 31–44 балла и высокий — более 45 баллов, который так же проводили до и после курса «гастро-школы».

Тест на самоуважение определяли по шкале Розенберга.

Статистический анализ данных осуществлялся с использованием стандартных пакетов программ (Statistica for Windows 6.1, русская версия) для персональных компьютеров. Сравнение двух независимых выборок осуществляли с применением t — критерия Стьюдента для количественных данных при нормальном распределении величин показателя или U — критерия Манна — Уитни для порядковых и количественных данных при отличающемся от нормального распределения величин показателя.

Результаты исследования: анализ факторов риска развития дискинезии желчного пузыря у лиц молодого возраста выявил нарушение питания у 114 (93,4 %), пищевую аллергию у 1 (0,8 %), низкую физическую активность у 72 (59,1 %), курение у 59 (47,2 %), употребление алкоголя 24 (19,6 %), психоэмоциональные нарушения у 67 (54,9 %) и вегетативные расстройства у 59 (48,4 %) обследуемых, что способствует развитию моторно-тонических нарушений билиарного тракта.

За нормальную массу тела (МТ) принимали значения индекса массы тела [масса тела (кг)/рост² (м²)] 18,5–24,9 кг/м², менее 18,5 кг/м²- дефицит МТ, за избыточную МТ — 25,0–29,9 кг/м²(согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения). При обследовании 122 пациентов с дискинезией желчного пузыря у 2 (1,6 %) отмечался дефицит массы тела, у 111 (90,6 %) –нормальный вес и у 9 (7,4 %) выявлена избыточная масса тела.

По результатам ультразвукового исследования выявлены аномалии формы желчного пузыря в виде перегиба у 57 (47,1 %), S- образный желчный пузырь у 6 (4,9 %) и овальной формы у 59 (48,7 %) пациентов. Длина желчного пузыря у 91 (93,3 %) cоставила 78,5± 0,2 мм, а у 31(7,4 %) — свыше 100 мм; размеры стенок желчного пузыря у 82 (67,7 %) были 1,9±0,2 мм, у 40(33 %) обследуемых свыше 4 мм. У группы контроля желчный пузырь овальной формы был у 24 (96 %) лиц, S –образный у 1 (4 %) исследуемого. Длина и размеры стенок желчного пузыря в контрольной группе были в пределах рекомендованных нормативов [3].

После проведенной «гастро-школы» по результатам ультразвукового исследования было выявлено, что длина желчного пузыря у 102(83,6 %) составила 69,3±0,2, а у 20(16,4 %) –свыше 100 мм; размеры стенок у 93(76,2 %) были 2,3±0,3, у 29(23,7 %) лиц свыше 4 мм.

При изучении моторной функции желчного пузыря у пациентов с дискинезией желчного пузыря выявлено, что через 15 минут 50 % опорожнения желчного пузыря было у 46 (37,7 %) пациентов, в течении 30 минут — у 74 (60,7 %), через 45 минут- у 79 (64,8 %), через час- у 83 (68,1 %) и в течении 90 минут у 120 (98,4 %). Анализ данных моторной функции желчного пузыря показал что гипертонически — гиперкинетический тип был у 74(60,7 %), а гипотонически — гипокинетический у 48(39,3 %) обследуемых. В контрольной группе (n = 25) выявлен нормотонический тип желчного пузыря.

У пациентов с дискинезией желчного пузыря с гипертонически-гиперкинетическим типом высокий уровень личностной тревожности составил 46,3±2,3 баллов, умеренный уровень 38,3±2,0 баллов и низкий уровень — 28,3±1,4 балла, после проведенной гастро-школы динамика уровня личностной тревожности была незначима. Анализ уровня реактивной тревожности показал позитивную динамику, так высокий уровень снизился с 50,3±2,5 до 48,5±2,4 балла, умеренный уровень снизился с 41,6±2,0 до 37,2±2,0 балла и низкий уровень увеличился с 25,5±1,3 до 28±1,4 балла соответственно. При гипотонически- гипокинетическом типе высокий уровень личной тревожности составил 48,2±2,4 балла, умеренный уровень 36,2 ±1,8 балла и низкий уровень 24,5±1,2 балла, после проведенной кинезиотерапии динамика уровня личностной тревожности также была не выраженной. Динамика реактивной тревожности была положительной, так высокий уровень снизился с 50,6±2,5 до 47,3±2,4 балла, умеренный уровень увеличился с 34,3±1,7 до 37,5±1,8 балла и низкий уровень увеличился с 24,3±1,2 до 28,2±1,4 балла соответственно

Таблица 1

Оценка самочувствия, активности и настроения у пациентов с дискинезией желчного пузыря

Характеристика психо-эмоционального состояния

Контрольная группа(n =25)

Пациенты с дискинезией желчного пузыря (n=122)

Гипертонически-гиперкинетический тип (n=74)

Гипотонически-гипокинетический тип (n=48)

До лечения

После

До лечения

После

Самочувствие

5,4±0,3

4,5±0,3

5,6±0,1

4,6±0,1

5,7±0,1

Активность

5,6±0,2

4,6±0,2

5,5±0,2

4,8±0,2

5,8±0,2

Настроение

6,1±0,2

4,4±0,2

5,6±0,3

4,6±0,2

6,0±0,1

При изучении уровня «Самочувствия», «Активности» и «Настроения», у больных с дискинезией желчного пузыря была выявлена позитивная динамика, так при гипертонически- гиперкинетическом типе дискинезии «Самочувствие» увеличилось на 24,4 %, «Активность» на 19,6 % и «Настроение» на 27,3 % в сравнении с исходным уровнем (таб.1). При гипотонически-гипокинетическом увеличилось на 23,9 %, 20,8 % и 30,4 % соответственно.

В процессе обучения больных с дискинезией желчного пузыря наблюдалось изменение «поведения здоровья». Так до обучения придерживались рекомендаций по лечебному питанию лишь 14 (11,5 %), соблюдали диету, но не регулярно, 35(28,7 %) человек. После проведения курса «гастро-школы» 65(53,3 %) стали придерживаться диеты, 32(26,2 %) непостоянно. До обучения лечебную гимнастику делали регулярно 4(3,3 %) пациента, нерегулярно 24(19,7 %), в результате обучения регулярно стали заниматься 32 (26,2 %), а 53(43,5 %) лиц делали ее не регулярно.

В результате обучения наблюдалось увеличение уровня самоуважения, так при гипертонически — гиперкинетическом типе дискинезии средней балл составил 26,3±0,2, после проведенного курса 33,2±0,3 балла, при гипотонически — гипокинетическом увеличилось с 21,3±0,2 до 25,3±0,2 балла, что говорит об улучшении самоуважения с себе как личности.

Таким образом, разработанная нами образовательная личностно-ориентированная программа обучения для пациентов с функциональными нарушениями желчного пузыря позволяет за короткое время обучить большой контингент аспектам ведения здорового образа жизни, методом профилактики заболеваний и психоэмоционального контроля состояния своего здоровья.

Литература:

1.                  Гурьев, А.В., Современные аспекты образа жизни учащихся школ / А. В. Гурьев, И. М. Сон, С. Н. Алексеенко // Медицинский вестник Башкортостана. — 2012. — Т. 7, № 6. — С. 19–23.

2.                  Плотников, Е. Ю. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у пациентов с желчекаменной болезнью до и после холецистэктомии /Е. Ю. Плотников, Л. А. Ласточкина, Н.И Дидковская, В. Н. Золотухина//Медицина в Кузбасе. — 2008. — № 2. — с. 17–20.

3.                  Митьков, В. В. Практическое руководство по ультразвуковой диагностике / В. В. Митьков.- М.: Издательский дом Видар-М, 2003. — 720 с.

4.                  Хисматуллина, Г. Я. Оценка эффективности личностно-ориентированных образовательных программ при реабилитации пациентов молодого возраста, страдающих хроническим некалькулёзным холециститом./ Г. Я. Хисматуллина, В. В. Улямаева, Л. В. Волевач // Казанский медицинский журнал. — 2012. — Т. 93, № 4. — С. — 637–641

Основные термины (генерируются автоматически): пузырь, балл, пациент, высокий уровень, здоровый образ жизни, молодой возраст, моторная функция, размер стенок, умеренный уровень, гиперкинетический тип.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством совместной деятельности

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Факторы риска и профилактика заболеваний верхних отделов желудочно-кишечного тракта у подростков

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Роль физической активности в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний у пожилых людей

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством совместной деятельности

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Факторы риска и профилактика заболеваний верхних отделов желудочно-кишечного тракта у подростков

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Роль физической активности в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний у пожилых людей

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Задать вопрос