Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 27.12.2013

Статья просмотрена: 6455 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Л. В. Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации / Л. В. Сорокина, Л. В. Сорокина, М. С. Шеповалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 426-429. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8772/ (дата обращения: 17.12.2024).

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации

Сорокина Людмила Викторовна, ассистент;

Сорокина Лариса Викторовна, студент;

Шеповалова Марина Станиславовна, студент

Кубанский государственный аграрный университет (г. Краснодар)

Рассмотрена роль межбюджетных трансфертов как инструмента регулирования межбюджетных отношений в бюджетной системе Российской Федерации.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции.

Важную роль в регулировании межбюджетных отношений играют межбюджетные трансферты. В 2008–2012 гг. доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации составляла в валовом внутреннем продукте 1,8–3,8 %, в общей сумме расходов федерального бюджета 9,1–25,1 %.

Количество субъектов Российской Федерации — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета изменялось от 66 до 72 субъектов, а их доля в общем количестве субъектов Российской Федерации — от 79,5 до 86,7 %. Объём указанных межбюджетных трансфертов увеличился на 31,5 % и составил в 2012 г. 1 440,2 млрд рублей (Таблица 1).

В зависимости от целей и задач регулирования межбюджетных отношений изменялись цели и формы оказания финансовой помощи бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, порядок их расчёта и механизмы предоставления [2, 3, 4, 5].

Цель оказания финансовой помощи в форме дотаций — это выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов [1]. Предоставлялись дотации в фондовой форме (фонд финансовой поддержки в составе соответствующего бюджета) и нефондовой форме (из соответствующего бюджета).

В 2012 г. объём дотаций из федерального бюджета составил 524,0 млрд рублей или 36,4 % объёма межбюджетных трансфертов, в том числе 27,6 % на выравнивание, 8,1 % на сбалансированность. За 2008–2012 гг. объём дотаций вырос в 1,3 раза, в том числе на выравнивание в 1,2 раза, на сбалансированность в 2,5 раза.

Цель оказания финансовой помощи в форме субсидий — это:

-                   стимулирование региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области повышения качества управления региональными и муниципальными финансами;

-                   поддержка и стимулирование бюджетных реформ;

-                   развитие социальной и инженерной инфраструктуры;

-                   софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;

-                   софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, предполагаемые к реализации в рамках концессионных соглашений;

-                   выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств;

-                   иное [1].

Таблица 1

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, 2008–2012 гг. [7]

Предоставлялись субсидии в фондовой форме (фонд развития региональных (муниципальных) финансов, фонд софинансирования расходов, инвестиционный фонд в составе соответствующего бюджета) и нефондовой форме (из соответствующего бюджета).

В 2012 г. объём субсидий из федерального бюджета составил 570,9 млрд рублей или 39,6 % объёма межбюджетных трансфертов. За 2008–2012 гг. объём субсидий вырос в 1,3 раза.

Цель оказания финансовой помощи в форме субвенций — это:

-                   поддержка и стимулирование бюджетных реформ;

-                   стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области повышения качества управления региональными и муниципальными финансами;

-                   целевая помощь при реализации федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения независимо от бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;

-                   иное [1].

В 2012 г. объём субвенций из федерального бюджета составил 284,2 млрд рублей или 23,0 % объёма межбюджетных трансфертов. За 2008–2012 гг. объём субвенций вырос в 1,9 раза. Предоставлялись субвенции в фондовой форме (фонд компенсаций в составе соответствующего бюджета) и нефондовой форме (из соответствующего бюджета).

Объём иных форм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 2008–2012 гг. сократился на 46,9 % и составил в 2012 г. 61,1 млрд рублей (Таблица 1). В составе иных форм межбюджетных трансфертов:

-                   бюджетные ссуды из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при его исполнении;

-                   бюджетные кредиты из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при его исполнении, на частичное покрытие дефицита бюджета, на поддержку отдельных направлений расходов бюджетов, на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

-                   дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц при частичной замене дотаций из соответствующего регионального фонда финансовой поддержки на выравнивание бюджетной обеспеченности;

-                   средства резервных фондов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на финансирование непредвиденных расходов;

-                   другие [1].

В 2013–2015 гг. предусмотрено снижение:

-                   доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в валовом внутреннем продукте с 1,9 до 1,4 %, в общей сумме расходов федерального бюджета с 9,7 до 7,5 % (Таблица 2);

-                   количества субъектов Российской Федерации — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с 73 до 43 субъектов, соответственно их доли в общем количестве субъектов Российской Федерации с 87,9 до 51,8 %;

-                   объёма межбюджетных трансфертов до 1168,7 млрд рублей или на 9,9 %, в том числе объёма субвенций на 1,4 %, объёма дотаций на сбалансированность на 1,6 %, иных форм межбюджетных трансфертов на 20,2 %, объёма субсидий на 24,6 %;

-                   в общем объёме межбюджетных трансфертов доли субсидий на 4,4 %, доли иных форм межбюджетных трансфертов на 0,5 %.

Таблица 2

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, 2013–2015 гг. [6]

Литература:

1.                 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) [Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.] (Дата обращения 02.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru

2.                 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006–2008 годах и плане мероприятий по её реализации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р (Дата обращения 01.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

3.                 О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. и плане мероприятий по её реализации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1123-р (Дата обращения 01.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

4.                 О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 862 (Дата обращения 01.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

5.                 О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 (Дата обращения 01.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

6.                 О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

7.                 Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. — М.,2012. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, федеральный бюджет, млрд рублей, соответствующий бюджет, трансферт, бюджет субъектов, бюджетная система, финансовая помощь, фондовая форма, валовый внутренний продукт.


Похожие статьи

Влияние межбюджетных трансфертов на функционирование бюджетов субъектов Российской Федерации

В статье автором рассматривается понятие межбюджетных трансфертов, основные виды и их различия, обозначаются основные принципы предоставления трансфертной помощи. Проводится анализ динамики предоставления межбюджетных трансфертов субъектам РФ за посл...

Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности

В статье рассматривается внешнеторговая политика как одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. В работе проанализированы основные источники формирования федерального бюджета РФ.

Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне

Научная статья посвящена исследованию современного состояния системы межбюджетных отношений в Российской Федерации (РФ) на региональном уровне. Определены наиболее актуальные проблемы и основные пути/направления совершенствования системы межбюджетных...

Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ

В статье рассматриваются перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Актуальность данной темы определяется тем, что в повышении эффективности управления государственными финансами важную роль играет к...

Правовое регулирование деятельности Федерального казначейства в области исполнения бюджета

В статье рассматриваются направления совершенствования исполнения бюджета по доходам и расходам органами федерального казначейства в контексте принятых в последнее время нормативных актов, определяющих переход к цифровому государственному управлению ...

Целевые программы как эффективная форма государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства

В статье обоснована необходимость целевых программ как эффективных форм государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, рассматриваются виды государственной финансовой поддержки оказываемой субъектам малого и среднего бизнес...

Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации

В работе рассмотрены вопросы финансового контроля в процессе финансового планирования и финансирования силовых структур, имеющих большое значение при построении эффективной системы финансового обеспечения всех элементов силовых структур.

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне

В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости....

Финансовый механизм реиндустриализации

В статье рассмотрена цель финансовых механизмов в условиях реиндустриализации. Раскрыты основные финансовые механизмы, которыми государство использует для достижения стратегических задач и целей.

Правовое регулирование технологий работы с кадрами в органах власти

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации. Сделаны выводы и выделено направле...

Похожие статьи

Влияние межбюджетных трансфертов на функционирование бюджетов субъектов Российской Федерации

В статье автором рассматривается понятие межбюджетных трансфертов, основные виды и их различия, обозначаются основные принципы предоставления трансфертной помощи. Проводится анализ динамики предоставления межбюджетных трансфертов субъектам РФ за посл...

Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности

В статье рассматривается внешнеторговая политика как одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. В работе проанализированы основные источники формирования федерального бюджета РФ.

Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне

Научная статья посвящена исследованию современного состояния системы межбюджетных отношений в Российской Федерации (РФ) на региональном уровне. Определены наиболее актуальные проблемы и основные пути/направления совершенствования системы межбюджетных...

Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ

В статье рассматриваются перспективы развития казначейской системы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Актуальность данной темы определяется тем, что в повышении эффективности управления государственными финансами важную роль играет к...

Правовое регулирование деятельности Федерального казначейства в области исполнения бюджета

В статье рассматриваются направления совершенствования исполнения бюджета по доходам и расходам органами федерального казначейства в контексте принятых в последнее время нормативных актов, определяющих переход к цифровому государственному управлению ...

Целевые программы как эффективная форма государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства

В статье обоснована необходимость целевых программ как эффективных форм государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, рассматриваются виды государственной финансовой поддержки оказываемой субъектам малого и среднего бизнес...

Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации

В работе рассмотрены вопросы финансового контроля в процессе финансового планирования и финансирования силовых структур, имеющих большое значение при построении эффективной системы финансового обеспечения всех элементов силовых структур.

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне

В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости....

Финансовый механизм реиндустриализации

В статье рассмотрена цель финансовых механизмов в условиях реиндустриализации. Раскрыты основные финансовые механизмы, которыми государство использует для достижения стратегических задач и целей.

Правовое регулирование технологий работы с кадрами в органах власти

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации. Сделаны выводы и выделено направле...

Задать вопрос