Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации
Сорокина Людмила Викторовна, ассистент;
Сорокина Лариса Викторовна, студент;
Шеповалова Марина Станиславовна, студент
Кубанский государственный аграрный университет (г. Краснодар)
Рассмотрена роль межбюджетных трансфертов как инструмента регулирования межбюджетных отношений в бюджетной системе Российской Федерации.
Ключевые слова: межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции.
Важную роль в регулировании межбюджетных отношений играют межбюджетные трансферты. В 2008–2012 гг. доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации составляла в валовом внутреннем продукте 1,8–3,8 %, в общей сумме расходов федерального бюджета 9,1–25,1 %.
Количество субъектов Российской Федерации — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета изменялось от 66 до 72 субъектов, а их доля в общем количестве субъектов Российской Федерации — от 79,5 до 86,7 %. Объём указанных межбюджетных трансфертов увеличился на 31,5 % и составил в 2012 г. 1 440,2 млрд рублей (Таблица 1).
В зависимости от целей и задач регулирования межбюджетных отношений изменялись цели и формы оказания финансовой помощи бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, порядок их расчёта и механизмы предоставления [2, 3, 4, 5].
Цель оказания финансовой помощи в форме дотаций — это выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов [1]. Предоставлялись дотации в фондовой форме (фонд финансовой поддержки в составе соответствующего бюджета) и нефондовой форме (из соответствующего бюджета).
В 2012 г. объём дотаций из федерального бюджета составил 524,0 млрд рублей или 36,4 % объёма межбюджетных трансфертов, в том числе 27,6 % на выравнивание, 8,1 % на сбалансированность. За 2008–2012 гг. объём дотаций вырос в 1,3 раза, в том числе на выравнивание в 1,2 раза, на сбалансированность в 2,5 раза.
Цель оказания финансовой помощи в форме субсидий — это:
- стимулирование региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области повышения качества управления региональными и муниципальными финансами;
- поддержка и стимулирование бюджетных реформ;
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
- софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;
- софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, предполагаемые к реализации в рамках концессионных соглашений;
- выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств;
- иное [1].
Таблица 1
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, 2008–2012 гг. [7]
Предоставлялись субсидии в фондовой форме (фонд развития региональных (муниципальных) финансов, фонд софинансирования расходов, инвестиционный фонд в составе соответствующего бюджета) и нефондовой форме (из соответствующего бюджета).
В 2012 г. объём субсидий из федерального бюджета составил 570,9 млрд рублей или 39,6 % объёма межбюджетных трансфертов. За 2008–2012 гг. объём субсидий вырос в 1,3 раза.
Цель оказания финансовой помощи в форме субвенций — это:
- поддержка и стимулирование бюджетных реформ;
- стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области повышения качества управления региональными и муниципальными финансами;
- целевая помощь при реализации федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения независимо от бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;
- иное [1].
В 2012 г. объём субвенций из федерального бюджета составил 284,2 млрд рублей или 23,0 % объёма межбюджетных трансфертов. За 2008–2012 гг. объём субвенций вырос в 1,9 раза. Предоставлялись субвенции в фондовой форме (фонд компенсаций в составе соответствующего бюджета) и нефондовой форме (из соответствующего бюджета).
Объём иных форм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 2008–2012 гг. сократился на 46,9 % и составил в 2012 г. 61,1 млрд рублей (Таблица 1). В составе иных форм межбюджетных трансфертов:
- бюджетные ссуды из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при его исполнении;
- бюджетные кредиты из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при его исполнении, на частичное покрытие дефицита бюджета, на поддержку отдельных направлений расходов бюджетов, на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
- дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц при частичной замене дотаций из соответствующего регионального фонда финансовой поддержки на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- средства резервных фондов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на финансирование непредвиденных расходов;
- другие [1].
В 2013–2015 гг. предусмотрено снижение:
- доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в валовом внутреннем продукте с 1,9 до 1,4 %, в общей сумме расходов федерального бюджета с 9,7 до 7,5 % (Таблица 2);
- количества субъектов Российской Федерации — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с 73 до 43 субъектов, соответственно их доли в общем количестве субъектов Российской Федерации с 87,9 до 51,8 %;
- объёма межбюджетных трансфертов до 1168,7 млрд рублей или на 9,9 %, в том числе объёма субвенций на 1,4 %, объёма дотаций на сбалансированность на 1,6 %, иных форм межбюджетных трансфертов на 20,2 %, объёма субсидий на 24,6 %;
- в общем объёме межбюджетных трансфертов доли субсидий на 4,4 %, доли иных форм межбюджетных трансфертов на 0,5 %.
Таблица 2
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, 2013–2015 гг. [6]
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) [Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.] (Дата обращения 02.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru
2. О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006–2008 годах и плане мероприятий по её реализации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р (Дата обращения 01.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
3. О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. и плане мероприятий по её реализации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1123-р (Дата обращения 01.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
4. О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 862 (Дата обращения 01.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
5. О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 (Дата обращения 01.12.2013 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
6. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. — М.,2012. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru