Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Башкатов, И. В. Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации / И. В. Башкатов, А. П. Мироненко, А. А. Ковалев, А. В. Мигачёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27226/ (дата обращения: 19.10.2024).



В работе рассмотрены вопросы финансового контроля в процессе финансового планирования и финансирования силовых структур, имеющих большое значение при построении эффективной системы финансового обеспечения всех элементов силовых структур.

Ключевые слова: финансовый контроль, эффективность, объект контроля, ответственность.

Финансовый контроль в силовых структурах выражается в бюджетном контроле, который является частью государственного контроля в целом и представляет собой установленную нормами права деятельность уполномоченных организаций по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в сфере образования, распределения и использования бюджетов и повышения бюджетной дисциплины.

Доктор юридических наук, профессор Е. Ю. Грачева отмечает, что роль финансового контроля в процессе формирования рыночных отношений многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы» [1, с.188].

В свою очередь, эффективность финансового контроля можно рассматривать с различных ракурсов — социального, экономического, экологического и т. д. Важно отметить, что анализ теории экономического управления не даёт единого общепринятого понимания эффективности по конкретным категориям [8]. В одном случае эффективность можно рассматривать как экономичное продуктивное использование всех имеющихся ресурсов, в другом как степень результативности достижения целевых установок.

Для ведомственного финансового контроля в первую очередь характерна результативность, действенность, выражающаяся в выявлении органами финансового контроля в ходе проверочных мероприятий имеющихся нарушений и тем самым компенсации государству понесённых потерь. Однако, несмотря на возможность в количественно выразить данные показатели, оценку эффективности финансового контроля можно дать лишь в общем виде.

Проведя исследование практики применения ведомственного финансового контроля, В. В. Бурцев пришёл к выводу, что до сих пор не выработано универсального подхода к оценке эффективности финансового контроля [2, с. 118]. Поэтому подход к оценки эффективности финансового контроля в силовых структурах должен носить многоаспектный характер, исходя из целевых установок и соответственно конкретных задач того или иного ведомства.

Выделим основные критерии эффективности финансового контроля в силовых структурах:

 экономичность;

 действенность;

 непрерывность и динамичность деятельности;

 активность и интенсивный характер деятельности;

 результативность.

В числе основных задач финансового контроля в силовых структурах стоит:

 соблюдение бюджетного законодательства;

 правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;

 проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;

 повышение бюджетной дисциплины;

 выявление финансовых злоупотреблений, принятие мер наказания к виновным лицам;

 проведение профилактической работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Объектом финансового контроля является не только бюджетная сфера деятельности силовых структур и бюджетный процесс, но и процесс ее финансово-хозяйственной деятельности [3, с.13]. Это объясняется тем, что федеральный бюджет — основной источник финансовых средств силовых структур. Для оценки результативности кругооборота бюджетных средств, целесообразности и эффективности их использования необходимо контролировать определенный комплекс хозяйственных отношений.

Предметом финансового контроля в силовых структурах является их участие в бюджетном процессе, бухгалтерский учет и отчетность.

Финансовый контроль в системе силовых структур России подразделяется на:

 государственный контроль, осуществляемый органами государственной власти;

 ведомственный контроль. Осуществляется в силовых министерствах и ведомствах в рамках работы контрольно-ревизионных подразделений под контролем Министерства финансов Российской Федерации;

 внутрихозяйственный контроль. Осуществляется руководителем и финансовой службой хозяйствующего субъекта.

Составной частью финансового контроля является финансовый мониторинг. Финансовый мониторинг — это совокупность мер по анализу информации о финансовых операциях, а также мер по проверке такой информации в соответствии с законодательством. В основе функционирования финансового контроля и финансового мониторинга лежат общие организационно-правовые принципы. Основным из них следует считать принцип независимости, объективности, компетентности органов финансового контроля [7, с. 576–586].

Как и в случае с финансовым контролем, при проведении мероприятий в сфере финансового мониторинга также условно можно выделить предварительный, текущий и последующий финансовый мониторинг [4, с. 29–37].

Предварительный финансовый мониторинг осуществляется на этапе сбора и проверки информации о состоянии финансовой (хозяйствующей) системы [5].

Текущий финансовый мониторинг осуществляется при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций. Последующий финансовый мониторинг направлен на перепроверку (дополнительную проверку) операций, на предмет выявления нарушений, которые не были обнаружены на этапе текущего финансового мониторинга.

Такое правовое и экономическое явление как финансовый мониторинг в российском государстве появилось сравнительно недавно. Значимость рассмотрения данного вопроса объясняется тем, что определение отраслевого содержания общественных отношений в сфере финансового мониторинга должно обеспечить согласованность различных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу деятельности в части субъектно-объектных отношений, их содержания и цели [6, с. 105–108].

Основными задачами финансового мониторинга являются: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для проведения подобного мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которое регулирует финансовую деятельность государства, т. е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств.

В настоящее время основной проблемой финансового контроля, как в масштабе государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов, является отсутствие законодательного акта, посвященного вопросам государственного финансового контроля, так как эффективная деятельность финансового контроля требует наличия комплекса законодательно урегулированных условий.

Рассматривая механизм функционирования финансового контроля, необходимо также изучить вопрос установления ответственности получателей бюджетных средств за конкретные нарушения в сфере их освоения, а также основные вопросы материальной ответственности военнослужащих, так как сущность финансового мониторинга определяется деятельностью по мониторингу операций на предмет выявления противоправной деятельности. В этом случае финансовый контроль не имеет никакого управляющего воздействия на операции, являющиеся объектом финансового мониторинга, так как результатом данной деятельности является только сбор и анализ информации, а не документальная и фактическая ее проверка, вынесение окончательного решения о причастности данной операции к противоправной деятельности и привлечении ее участников к юридической ответственности.

Меры материальной ответственности к военнослужащим применяются в соответствии с Федеральным законом от 12.07.1997 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», в соответствии с которым должностные лица подразделений силовых структур несут материальную ответственность в размере причиненного государству ущерба.

Таким образом, система финансирования силовых структур России является составной частью системы государственного финансирования и требует финансового контроля на всех ее уровнях. Система финансового контроля, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования ее теоретико-правовых основ.

Литература:

  1. Аудит Монтгомери / Филип Л. Дефлиз, Генри Р. Дженик, Винсент М. О'Рейлли, Маррей Б. Хирш / Пер. с англ. под ред. Я. В. Соколова. -М.: ЮНИТИ. Аудит, 1997. — 542 с.
  2. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и Ко, 2011. 412 с.
  3. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000.336 с.
  4. Демидов M. B. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010. — № 1. — С. 29–37.
  5. Приходько Н. М. Финансовый контроль: необходимость законодательной базы. М..: Военно-экономический вестник. 2004. № 2. — 112 с.
  6. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В. С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004.
  7. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля. М.: Право. 2009. № 9. — 611 с.
  8. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора; Основы теории государственных финансов. Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 1996. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, финансовый мониторинг, анализ информации, оценка эффективности, структура, бухгалтерский учет, бюджетная дисциплина, бюджетный процесс, ведомственный финансовый контроль, Российская Федерация.


Похожие статьи

Теоретические и практические аспекты развития финансового контроля строительной индустрии в России

В статье проведен анализ действующей системы государственного финансового контроля в сфере строительства и ремонта жилья. Определен ряд проблемных аспектов, в частности, несовершенство действующего законодательства, несоответствие проведения инспекти...

Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности

Статья раскрывает основные направления, задачи и методы банковского регулирования деятельности кредитных организаций с целью обеспечения финансовой стабильности на современном этапе, определяет сущность финансовой устойчивости с позиции Банка России ...

Контроль (надзор) Центрального банка Российской Федерации в банковской сфере

В статье автор рассматривает роль Банка России как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий п...

Налоговые органы как субъекты финансового контроля: историко-правовой анализ

В статье анализируются основные исторические этапы формирования и развития налоговых органов современной России. Автор выделяет три этапа становления налоговых органов как субъектов государственного финансового контроля, обращает внимание на необходи...

Прогнозирование финансовой устойчивости предприятия как важнейший элемент обеспечения его устойчивого развития

В статье дан анализ современных подходов к прогнозированию финансовой устойчивости. Определена роль финансового прогнозирования в системе факторов обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Инструменты стратегического управления человеческими ресурсами в сельском хозяйстве

Комплексный подход к анализу фактического состояния системы управления персоналом на сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности заключается в изучении эффективного использования человеческих ресурсов для осуществления производственно-х...

Роль общественного контроля в деятельности исполнительной власти в Российской Федерации

В статье рассматривается проблема общественного контроля в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Цель статьи — исследовать роль общественного контроля в повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти в Р...

Финансовый контроль в системе государственного управления

В статье проводится исследование теоретико-методологических положений и подходов к построению и развитию финансового контроля в системе государственного управления. Проведен анализ действующей системы общественного контроля в Российской Федерации. В ...

Правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля

В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правово...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Похожие статьи

Теоретические и практические аспекты развития финансового контроля строительной индустрии в России

В статье проведен анализ действующей системы государственного финансового контроля в сфере строительства и ремонта жилья. Определен ряд проблемных аспектов, в частности, несовершенство действующего законодательства, несоответствие проведения инспекти...

Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности

Статья раскрывает основные направления, задачи и методы банковского регулирования деятельности кредитных организаций с целью обеспечения финансовой стабильности на современном этапе, определяет сущность финансовой устойчивости с позиции Банка России ...

Контроль (надзор) Центрального банка Российской Федерации в банковской сфере

В статье автор рассматривает роль Банка России как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий п...

Налоговые органы как субъекты финансового контроля: историко-правовой анализ

В статье анализируются основные исторические этапы формирования и развития налоговых органов современной России. Автор выделяет три этапа становления налоговых органов как субъектов государственного финансового контроля, обращает внимание на необходи...

Прогнозирование финансовой устойчивости предприятия как важнейший элемент обеспечения его устойчивого развития

В статье дан анализ современных подходов к прогнозированию финансовой устойчивости. Определена роль финансового прогнозирования в системе факторов обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Инструменты стратегического управления человеческими ресурсами в сельском хозяйстве

Комплексный подход к анализу фактического состояния системы управления персоналом на сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности заключается в изучении эффективного использования человеческих ресурсов для осуществления производственно-х...

Роль общественного контроля в деятельности исполнительной власти в Российской Федерации

В статье рассматривается проблема общественного контроля в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Цель статьи — исследовать роль общественного контроля в повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти в Р...

Финансовый контроль в системе государственного управления

В статье проводится исследование теоретико-методологических положений и подходов к построению и развитию финансового контроля в системе государственного управления. Проведен анализ действующей системы общественного контроля в Российской Федерации. В ...

Правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля

В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правово...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Задать вопрос