Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Физиологические основы прыгучести в волейболе: методы развития и оценка эффективности

Физическая культура и спорт
28.11.2025
4
Поделиться
Аннотация
В данной статье проводится комплексный анализ физиологических механизмов, лежащих в основе прыгучести — ключевого физического качества в волейболе. Рассматриваются роль быстрых мышечных волокон, значение цикла «растяжение-сокращение» и особенности нейромышечной регуляции. На основе теоретического анализа предлагаются современные методы развития взрывной силы, включая плиометрику, силовые и комбинированные тренировки. Особое внимание уделяется вопросам оценки эффективности тренировочного процесса и профилактике травматизма. Статья предназначена для тренеров, спортсменов и специалистов в области физической культуры и спорта
Библиографическое описание
Янушевская, М. П. Физиологические основы прыгучести в волейболе: методы развития и оценка эффективности / М. П. Янушевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 558-561. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130660.


Введение

Современный волейбол предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов, где одним из определяющих качеств является прыгучесть. Эффективность атакующих ударов, блокирования и даже некоторых элементов защитных действий напрямую зависит от способности игрока к мощному и взрывному прыжку. Прыгучесть, понимаемая как способность к достижению максимальной высоты выпрыгивания, является комплексным показателем, интегрирующим силовые, скоростные и координационные способности.

Однако планирование тренировочного процесса, направленного на развитие этого качества, не может быть в полной мере эффективным без понимания глубинных физиологических процессов, его обуславливающих. Эмпирический подход, основанный исключительно на практическом опыте, уступает место научно обоснованным методикам, базирующимся на данных биомеханики, неврологии и физиологии мышечной деятельности. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью синтеза фундаментальных знаний о работе нервно-мышечного аппарата с прикладными тренировочными технологиями в волейболе.

Целью статьи является систематизация знаний о физиологических основах прыгучести и разработка на их основе практических рекомендаций для построения тренировочного процесса.

1. Физиологические механизмы, определяющие прыгучесть

Прыжок представляет собой сложнокоординированное движение, реализуемое за счет слаженной работы центральной нервной системы, мышц, связок и сухожилий. Ключевыми физиологическими состовляющие прыгучести являются следующие.

1.1. Состав мышечных волокон

Скелетные мышцы человека состоят из волокон различных типов, главными из которых являются медленные (окислительные, тип I) и быстрые (гликолитические, тип II). Именно быстрые мышечные волокна обладают высокой скоростью сокращения и способностью генерировать значительные усилия в кратчайшие промежутки времени, что и составляет основу взрывной силы, необходимой для прыжка. Целенаправленная тренировка позволяет повысить эффективность вовлечения и синхронизации работы именно быстрых двигательных единиц [1].

1.2. Цикл «растяжение-сокращение»

Основным механизмом, обеспечивающим эффективность прыжка, является цикл «растяжение-сокращение». Данный цикл включает две фазы: эксцентрическую (амортизационную), при которой происходит предварительное растяжение мышцы, и концентрическую, при которой осуществляется собственно сокращение. В эксцентрической фазе (например, при приседании перед прыжком) в мышечных волокнах и сухожилиях, накапливается упругая энергия. При быстром переходе к концентрической фазе эта энергия высвобождается, суммируясь с усилием, генерируемым мышечным сокращением. Это позволяет достичь мощности, значительно превышающей показатель при изолированном концентрическом сокращении без предварительного растяжения [2].

Эффективность цикла зависит от времени перехода между фазами: чем короче этот период (время амортизации), тем больше упругой энергии используется. Поэтому спортсменам рекомендуется выполнять прыжковые упражнения с акцентом на быстроту и резкость.

1.3. Нейромышечная координация

Мощность прыжка зависит не только от состояния мышц, но и от способности центральной нервной системы (ЦНС) оптимально управлять их работой. Нейромышечная координация включает в себя:

– Внутримышечную координацию: способность одновременно активировать максимальное количество двигательных единиц в целевой мышце.

– Межмышечную координацию: способность к оптимальному взаимодействию мышц-агонистов (разгибатели бедра, голени), синергистов и антагонистов, что обеспечивает точную биомеханику движения и минимизирует энергопотери.

Высокий уровень нейромышечной координации позволяет достичь максимального силового импульса в минимально короткое время.

2. Методы развития прыгучести

Современная методика развития прыгучести базируется на комплексном использовании различных средств тренировки, направленных на все перечисленные физиологические механизмы.

2.1. Плиометрические упражнения

Плиометрика целенаправленно развивает упруго-вязкие свойства мышц и сухожилий и совершенствует ЦРС.

– Упражнения начального уровня: Прыжки на ящик, прыжки в длину с места, скачки. Направлены на формирование правильной техники и базовое развитие взрывной силы.

– Упражнения продвинутого уровня: Глубокие прыжки (спрыгивание с тумбы высотой 40–60 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или в длину), прыжки через барьеры. Эти упражнения предъявляют высокие требования к нервно-мышечной системе и должны применяться с осторожностью, после освоения базовых упражнений [3].

Рекомендуемый объем: 2–4 серии по 6–10 повторений на тренировку, 1–2 раза в неделю. Ключевое значение имеет качество выполнения, а не количество: отдых между подходами должен быть достаточным для полного восстановления (2–4 минуты).

2.2. Силовые упражнения

Направлены на развитие максимальной силы, что является фундаментом для проявления мощности. Без силовой базы потенциал плиометрики не может быть реализован в полной мере.

– Базовые упражнения: Приседания со штангой на спине, становые тяги. Эти упражнения развивают общую силу мышц ног и корпуса.

– Взрывные силовые упражнения: Толчок штанги, взятие на грудь, прыжки со штангой на плечах (с небольшим отягощением). Эти движения выполняются с акцентом на максимально быстрое ускорение снаряда.

– Вспомогательные упражнения: Выпады с отягощением, подъемы на носки.

Направлены на устранение мышечного дисбаланса и развитие стабилизаторов.

Силовые тренировки должны проводиться в период базовой подготовки. Рекомендуется работать в диапазоне 70–85 % от повторного максимума (1ПМ) на 4–8 повторений.

2.3. Комбинированные методы

Наиболее эффективным является «сопряженный метод», при котором в рамках одного тренировочного занятия или микроцикла сочетаются силовые и плиометрические упражнения. Классической схемой является выполнение силового упражнения (например, приседания) с последующим плиометрическим (например, прыжки на ящик). Такой подход, известный как «пост-активационное потенцирование», позволяет за счет предварительной силовой нагрузки повысить возбудимость ЦНС и, как следствие, эффективность последующей взрывной работы [4].

3. Оценка эффективности тренировок и профилактика травм

3.1. Контроль динамики прыгучести

Регулярный мониторинг необходим для оценки эффективности тренировочной программы и ее своевременной коррекции.

– Тест вертикального прыжка: стандартом является тест с касанием разметки на стенке (метод Абалакова) или с использованием специализированных измерительных систем (Vertec, прыжковые платформы). В практической работе все большее распространение получают мобильные приложения (например, My Jump 2), использующие кадровую частоту камеры смартфона для высокоточной оценки высоты прыжка.

– Анализ симметрии: Оценка высоты прыжка на левой и правой ноге по отдельности позволяет выявить мышечный дисбаланс, являющийся фактором риска травм.

3.2. Профилактика травматизма

Интенсивные прыжковые нагрузки сопряжены с риском травм, в частности, связок надколенника («колено прыгуна») и голеностопного сустава.

– Постепенное увеличение нагрузки: Нельзя допускать резкого увеличения объема и интенсивности прыжковых упражнений.

– Включение упражнений на стабилизацию: Тренировка мышц кора и проприоцепции голеностопа.

– Адекватное восстановление: Включение в программу стретчинга, миофасциального релиза и обеспечение полноценного отдыха между высокоинтенсивными сессиями.

Заключение

Развитие прыгучести у волейболистов представляет собой многогранный процесс, требующий глубокого понимания физиологии мышечной деятельности. Научно обоснованный тренировочный процесс должен быть направлен на комплексное развитие всех компонентов, определяющих взрывную силу: стимуляцию быстрых мышечных волокон, оптимизацию цикла «растяжение-сокращение» и совершенствование нейромышечного контроля.

Наиболее эффективной стратегией является комбинирование методов силовой тренировки и плиометрики в рамках сопряженного метода. При этом обязательным условием является систематический контроль динамики показателей и индивидуальный подход, учитывающий уровень подготовленности и особенности опорно-двигательного аппарата каждого спортсмена. Реализация данного подхода позволит тренерам и спортсменам вывести физическую подготовку на качественно новый уровень, что неизбежно отразится на спортивных результатах.

Литература:

1. Коми, П.В. (2003). Сила и мощность в спорте. Оксфорд: Blackwell Publishing. / Komi, P.V. (2003). Strength and Power in Sport. Oxford: Blackwell Publishing.

2. Боско, К., & Коми, П.В. (1979). Потенциация механического поведения скелетной мышцы человека посредством предварительного растяжения. Acta Physiologica Scandinavica, 106(4), 467–472. / Bosco, C., & Komi, P.V. (1979). Potentiation of the mechanical behavior of the human skeletal muscle through prestretching. Acta Physiologica Scandinavica, 106(4), 467–472.

3. Маркович, Г. (2007). Улучшает ли плиометрическая тренировка высоту вертикального прыжка? Мета-аналитический обзор. Британский журнал спортивной медицины, 41(6), 349–355. / Markovic, G. (2007). Does plyometric training improve vertical jump height? A meta-analytical review. British Journal of Sports Medicine, 41(6), 349–355.

4. Верхошанский, Ю.В., & Сифф, М.К. (2009). Супертренинг. Рим: Verkhoshansky Group. / Verkhoshansky, Y., & Siff, M.C. (2009). Supertraining. Rome: Verkhoshansky Group.

5. Зациорский, В.М., & Крамер, У.Дж. (2006). Наука и практика силового тренинга. Шампейн, IL: Human Kinetics. / Zatsiorsky, V.M., & Kraemer, W.J. (2006). Science and Practice of Strength Training. Champaign, IL: Human Kinetics.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 558-561):
Часть 8 (стр. 501-571)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 558-561стр. 571
Похожие статьи
Основные средства тестирования специальной выносливости волейболистов
Волейбол как важная составляющая физического развития человека
Физическая подготовленность девушек 15–18 лет г. Тюмени, занимающихся волейболом в многолетнем цикле тренировочного процесса
Совершенствование двигательной реакции у военнослужащих средствами волейбола
Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет
Развитие физических качеств, необходимых для занятий волейболом, в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации
«Посмотри. Заразись. Передай дальше». Мудрая инструкция по созданию востребованных волейболистов сельским тренером
Волейбол как средство развития физических качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России
Динамика изменений некоторых показателей физического и функционального статуса под воздействием различных нагрузок у волейболистов 15–16 лет
Современное состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования

Молодой учёный