Российская прокуратура преодолела длительный исторический путь в своем развитии, чтобы в общественном сознании ее современные конституционно-правовые функции воспринимались в качестве одного из основных элементов национального правозащитного механизма, а также основного государственного органа, обеспечивающего законность в стране. На прокурорских работников Российской Федерации возложена государственная ответственность за обеспечение законности в решении национальных задач социально-экономического развития России. Несмотря на то, что с течением времени их полномочия претерпевали изменения, оставался высокоавторитетным статус прокурора в обществе и государстве.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем выступлении 19.03.2025, обращаясь к прокурорским работникам на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации отметил: «…Должна быть усилена ваша деятельность по всем направлениям, от которых прямо зависит качество жизни наших граждан, прежде всего, имею в виду защиту гарантированных законом социальных, жилищных, трудовых и других прав…».
Прокурорский работник должен соответствовать ряду требований, определенных как законодательством Российской Федерации, так и организационно-распорядительными документами органов прокуратуры Российской Федерации [1, п. 1 ст. 40.1]. В авторском толковании, российские прокуроры это высококвалифицированные юристы, обладающие необходимыми морально-нравственными, интеллектуальными, коммуникативными качествами, а также эмоциональной устойчивости к стрессу и психофизическим перегрузкам, профессиональными знаниями, умениями и навыками [4]. Кроме того, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
Как следует из результатов проведенного автором статьи анализа причин и обстоятельств, обеспечивающих надлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей, их важным слагаемым является умело проводимая, прежде всего руководителями органов прокуратуры, воспитательная работа с подчиненными работниками органов прокуратуры. Ее проведение было продиктовано рядом потребностей в целях совершенствования профессиональной деятельности. Среди них:
- Необходимость контроля прокурором работы помощников и доклада результата данной работы вышестоящему прокурору.
- Проведение аналитического исследования результатов такой работы, а также ответственность руководителя за просчеты в воспитании подчиненных сотрудников.
- В послевоенное время в СССР наиболее злободневной проблемой стал высокий уровень преступности. Обстановка потребовала особенно тщательного подхода к подбору и расстановке кадров, а также их дальнейшему становлению и воспитанию, поэтому акцент был сделан прежде всего на воспитании и расстановке руководителей органов прокуратуры.
- Умелое использование на работе молодых специалистов, оказание им постоянной помощи в освоении практической работы, внимательное и чуткое отношение к их запросам.
Российские прокуроры в соответствии со статьей 43.4 Федерального закона 17.01.1992 № 2202–1«О прокуратуре Российской Федерации» обязаны повышать уровень профессиональных компетенций не реже одного раза в пять лет. Автор усматривает в практической реализации этого требования большой воспитательный потенциал для целей обеспечения формирования высококвалифицированных прокурорских работников.
В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 20.02.2013 г. № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» отмечено, что воспитание работников — одно из важнейших условий обеспечения эффективной деятельности российской прокуратуры в современных условиях.
Значимость проводимой в органах прокуратуры воспитательной работы не возможно переоценить, так как недочеты именно в этой работе нередко являются причинами ухудшения морально-делового климата в коллективе, пренебрежения к установленным ограничениям и запретам федеральной службы, что зачастую приводит к снижению качества прокурорской деятельности, а самое главное, совершению работниками органов прокуратуры проступков и правонарушений различной степени тяжести, что негативно отражается на имидже органов прокуратуры, снижает эффективность работы, а значит, и качество реализации соответствующих государственных функций.
В авторском определении понятия — воспитательная работа в органах прокуратуры представляет собой процесс целенаправленного и систематического психологического воздействия на сознание прокурорских работников с целью формирования у них моральных, нравственных качеств, национально-ориентированных мировоззренческих взглядов, необходимых для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей.
Воспитательную работу осуществляют наставники, кадровые подразделения, в том числе психологические службы прокуратуры, а также работники, обеспечивающие собственную безопасность и физическую защиту, научные и педагогические работники организаций прокуратуры. При этом основная роль в организации деятельности по воспитанию кадров органов прокуратуры отведена руководителям структурных подразделений прокуратуры Российской Федерации.
По мнению автора, элементом механизма повышения результативности деятельности органов прокуратуры является формирование организационно-правовой модели, включающей ее цели и задачи, и создание на этой основе оптимальной структурной платформы профессионального развития прокурорских работников и государственных гражданских служащих.
В целях создания структурированной модели организации воспитания работников прокуратуры на районном (городском) уровне можно выделить такие видовые формы воспитательной работы, как:
- ознакомительный;
- подготовительный;
- уровень сопровождения или наблюдения;
- основной;
- корректирующий.
Такая модель проведения воспитательной работы представляется эффективной для целей профессионального становления прокурорского работника, формирования спектра морально-деловых, профессиональных качеств, практических знаний, умений и навыков.
С учетом изложенного представляется необходимым уделить особое внимание, наряду с основополагающими принципами воспитательной работы [2, Приложение № 2], таким принципам, как законность, научная обоснованность, многообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности воспитания, индивидуальный подход к формированию и развитию необходимых деловых и личных качеств работников органов и организаций прокуратуры, объективность оценки деятельности работников органов и организаций прокуратуры, требовательность, справедливость, взаимопонимание, товарищеская поддержка и взаимопомощь, также вопросам психологической ориентации и сопровождения молодых специалистов, принятия всесторонних мер по снижению негативных факторов, которые могут возникнуть в процессе профессиональной адаптации к службе в органах прокуратуры.
По мнению автора, следование установленным принципам воспитательной работы, использование исторического опыта ее организации и осуществления, совершенствование методов и способов воспитания, как в целом, так и применительно к субъекту воздействия, индивидуальный подход к каждому работнику, особенно к молодому специалисту, самокритичность руководителя в организации данной работы, повышение психологической грамотности руководителей органов прокуратуры, а также детальный анализ допущенных просчетов являются средствами достижения реальных результатов в работе с кадровым составом, формирования органов прокуратуры высокоэффективными, способными к выполнению поставленных задач, а также чуткими к проблемам граждан прокурорскими работниками.
Как представляется автору, с приходом нового работника в прокурорский коллектив с ним проводятся мероприятия психологического сопровождения, которые не только позволяют более успешно входить в должность, овладевать специальностью, но и помогают совершенствовать личностные нравственные и психологические качества. Под пристальным вниманием психолога находятся не только молодые прокуроры, но и их руководители, коллеги; ведь многое зависит от того, как встретят молодого специалиста в коллективе, как помогут ему сделать первые шаги. Психолог заботится о том, чтобы в каждом коллективе царила атмосфера доброжелательности, открытости, взаимной поддержки.
Автором рассмотрены некоторые, по его мнению, значимые аспекты воспитательной работы в органах Российской прокуратуры, способы повышения ее эффективности, сделаны определенные выводы. Но ее важность для целей формирования высокоэффективного кадрового состава прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих предопределяют необходимость автору проведения дальнейших исследований в этом направлении. Вместе с коллегами...
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 20.02.2013 № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации»
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2023 № 227 «Об утверждении квалификационных требований к должностям прокурорских работников прокуратуры города, района, приравненной к ним прокуратуры» (вместе с «Квалификационными требованиями к должности помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора», «Квалификационными требованиями к должности заместителя прокурора города, района, приравненного к ним прокурора», «Квалификационными требованиями к должности прокурора города, района, приравненного к ним прокурора»)
- Егоров М. А. Теоретические подходы к воспитательной работе в органах прокуратуры Российской Федерации / М. А. Егоров // Роль юридических и социальных наук в развитии современного общества: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Владивосток, 30–31 марта 2023 года. — Владивосток: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Дальневосточного университета», 2023. — С. 351–355. — EDN ASQHRK.

