Введение
Современная образовательная парадигма претерпевает существенные изменения. Указ Президента РФ от 07.05.2018 определил амбициозную цель — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. В этом контексте, акцент смещается на формирование функциональной грамотности, как приоритетной цели образовательной системы. Что же такое функциональная грамотность и почему она так важна?
Функциональная грамотность — это не просто сумма знаний, это способность применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. Это умение адаптироваться, анализировать информацию, решать проблемы и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Алексей Алексеевич Леонтьев справедливо отмечал, что функционально грамотный человек способен использовать знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач.
Техническое творчество как инструмент развития функциональной грамотности
В условиях динамично меняющегося мира, техническое творчество становится не просто факультативным занятием, а мощным инструментом для формирования функциональной грамотности. Оно развивает креативное мышление, способность к решению проблем и применению знаний на практике, что включает в себя математическую, читательскую и естественнонаучную составляющие.
Техническое творчество предоставляет уникальную возможность для практического применения этих навыков через:
Создание моделей и устройств, стимулирующее разработку оригинальных идей и нестандартных подходов к решению задач.
Решение инженерных задач, требующие анализа проблем, поиска эффективных решений и их воплощения в жизнь.
Работу с различной информацией, необходимой для понимания инструкций, чертежей и другой технической документации.
Практический опыт: как это работает в Центре дополнительного образования.
В нашем Центре техническое творчество представлено различными направлениями, такими как робототехника, инженер-конструктор, компьютерная графика и 3D-моделирование. Эти объединения доступны для обучающихся школ Краснояружского и Ракитянского района, начиная со 2 класса. Разрешите поделиться конкретными примерами того, как мы развиваем функциональную грамотность в рамках занятий.
Робототехника: от инструкции к инновациям
Робототехника — это прикладная наука, объединяющая электронику, механику, программирование, физику и математику. Занятия робототехникой напрямую способствуют развитию функциональной технической грамотности. Даже при сборке простого робота по инструкции, обучающийся осваивает технологические умения.
На занятиях по робототехнике развиваются и другие компоненты функциональной грамотности:
– Читательская грамотность. Работа с инструкциями, техническими заданиями, регламентами соревнований требует четкого понимания текста.
– Математическая грамотность. Расчеты, необходимые для программирования робота, развивают способность мыслить математически и применять знания для решения практических задач. (Например, вычисление длины окружности колеса для определения необходимого количества оборотов мотора).
– Естественно-научная грамотность. Изучение принципов работы различных датчиков (ультразвуковых, цвета, гироскопических) позволяет получать и анализировать информацию об окружающем мире.
Компьютерная графика и 3D-моделирование: визуализация знаний
Компьютерная графика и 3D-моделирование позволяют наглядно представлять информацию, улучшая понимание и обработку данных.
– Математическая грамотность. Создание 3D-моделей геометрических тел и визуализация графиков функций позволяют лучше понять математические отношения.
– Естественнонаучная грамотность. Изображение биологических процессов, визуализация физических явлений и моделирование химических реакций способствуют лучшему пониманию научных концепций.
– Читательская грамотность. Разработка инфографики с разбором сложных текстов и создание иллюстраций для облегчения понимания информации.
3D-моделирование, в свою очередь, учит анализировать сложные объекты, работать с пространственными данными, применять научные концепции и воплощать оригинальные идеи в цифровой форме.
Проектная деятельность: от идеи до реализации
Наиболее эффективным подходом к развитию функциональной грамотности является проектная деятельность, способствующая развитию критического мышления, самостоятельности, креативности и коммуникативных навыков. Для достижения успеха необходимо:
– Применять групповые формы работы.
– Использовать информационные технологии.
– Создавать проблемные «учебные ситуации».
– Ориентироваться на дифференцированное обучение.
Заключение
Техническое творчество — это не просто увлечение, это инвестиция в будущее. Оно помогает развивать функциональную грамотность, позволяя обучающимся вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться и использовать знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Вкладывая ресурсы в развитие технического творчества, мы формируем поколение функционально грамотных, конкурентоспособных и успешных граждан России.
Техническое творчество позволяет обучающимся:
– Развивать критическое мышление : анализировать проблемы, генерировать решения и оценивать их эффективность.
– Улучшать коммуникативные навыки : работать в команде, обмениваться идеями, презентовать результаты.
– Совершенствовать навыки решения проблем : применять теоретические знания на практике, преодолевать трудности, находить нестандартные подходы.
– Повышать уровень информационной грамотности : искать, анализировать и использовать информацию для решения технических задач.
Литература:
- Агранович, Б. С., & Ставровский, Е. Р. (2002). Функциональная грамотность как фактор успешности в современном обществе. Педагогика, (3), 24–29.
- Леонтович, А. В. (2003). Исследовательская деятельность обучающихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т.
- Новиков, А. М. (2009). Методология образования. М.: Эгвес.
- Фрумин, И. Д., & Добрякова, М. С. (2012). Компетентностный подход в образовании: концепции, перспективы, риски. Вопросы образования, (2), 22–42.
- Хуторской, А. В. (2003). Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование, (2), 58–64.
- Щедровицкий, Г. П. (1995). Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент».

