Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Техническое творчество как ключ к развитию функциональной грамотности: взгляд изнутри

Педагогика
26.11.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Литвиненко, Е. В. Техническое творчество как ключ к развитию функциональной грамотности: взгляд изнутри / Е. В. Литвиненко, Н. Н. Борисовская, В. В. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 491-492. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130593.


Введение

Современная образовательная парадигма претерпевает существенные изменения. Указ Президента РФ от 07.05.2018 определил амбициозную цель — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. В этом контексте, акцент смещается на формирование функциональной грамотности, как приоритетной цели образовательной системы. Что же такое функциональная грамотность и почему она так важна?

Функциональная грамотность — это не просто сумма знаний, это способность применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. Это умение адаптироваться, анализировать информацию, решать проблемы и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Алексей Алексеевич Леонтьев справедливо отмечал, что функционально грамотный человек способен использовать знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач.

Техническое творчество как инструмент развития функциональной грамотности

В условиях динамично меняющегося мира, техническое творчество становится не просто факультативным занятием, а мощным инструментом для формирования функциональной грамотности. Оно развивает креативное мышление, способность к решению проблем и применению знаний на практике, что включает в себя математическую, читательскую и естественнонаучную составляющие.

Техническое творчество предоставляет уникальную возможность для практического применения этих навыков через:

Создание моделей и устройств, стимулирующее разработку оригинальных идей и нестандартных подходов к решению задач.

Решение инженерных задач, требующие анализа проблем, поиска эффективных решений и их воплощения в жизнь.

Работу с различной информацией, необходимой для понимания инструкций, чертежей и другой технической документации.

Практический опыт: как это работает в Центре дополнительного образования.

В нашем Центре техническое творчество представлено различными направлениями, такими как робототехника, инженер-конструктор, компьютерная графика и 3D-моделирование. Эти объединения доступны для обучающихся школ Краснояружского и Ракитянского района, начиная со 2 класса. Разрешите поделиться конкретными примерами того, как мы развиваем функциональную грамотность в рамках занятий.

Робототехника: от инструкции к инновациям

Робототехника — это прикладная наука, объединяющая электронику, механику, программирование, физику и математику. Занятия робототехникой напрямую способствуют развитию функциональной технической грамотности. Даже при сборке простого робота по инструкции, обучающийся осваивает технологические умения.

На занятиях по робототехнике развиваются и другие компоненты функциональной грамотности:

Читательская грамотность. Работа с инструкциями, техническими заданиями, регламентами соревнований требует четкого понимания текста.

Математическая грамотность. Расчеты, необходимые для программирования робота, развивают способность мыслить математически и применять знания для решения практических задач. (Например, вычисление длины окружности колеса для определения необходимого количества оборотов мотора).

Естественно-научная грамотность. Изучение принципов работы различных датчиков (ультразвуковых, цвета, гироскопических) позволяет получать и анализировать информацию об окружающем мире.

Компьютерная графика и 3D-моделирование: визуализация знаний

Компьютерная графика и 3D-моделирование позволяют наглядно представлять информацию, улучшая понимание и обработку данных.

Математическая грамотность. Создание 3D-моделей геометрических тел и визуализация графиков функций позволяют лучше понять математические отношения.

Естественнонаучная грамотность. Изображение биологических процессов, визуализация физических явлений и моделирование химических реакций способствуют лучшему пониманию научных концепций.

Читательская грамотность. Разработка инфографики с разбором сложных текстов и создание иллюстраций для облегчения понимания информации.

3D-моделирование, в свою очередь, учит анализировать сложные объекты, работать с пространственными данными, применять научные концепции и воплощать оригинальные идеи в цифровой форме.

Проектная деятельность: от идеи до реализации

Наиболее эффективным подходом к развитию функциональной грамотности является проектная деятельность, способствующая развитию критического мышления, самостоятельности, креативности и коммуникативных навыков. Для достижения успеха необходимо:

– Применять групповые формы работы.

– Использовать информационные технологии.

– Создавать проблемные «учебные ситуации».

– Ориентироваться на дифференцированное обучение.

Заключение

Техническое творчество — это не просто увлечение, это инвестиция в будущее. Оно помогает развивать функциональную грамотность, позволяя обучающимся вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться и использовать знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Вкладывая ресурсы в развитие технического творчества, мы формируем поколение функционально грамотных, конкурентоспособных и успешных граждан России.

Техническое творчество позволяет обучающимся:

Развивать критическое мышление : анализировать проблемы, генерировать решения и оценивать их эффективность.

Улучшать коммуникативные навыки : работать в команде, обмениваться идеями, презентовать результаты.

Совершенствовать навыки решения проблем : применять теоретические знания на практике, преодолевать трудности, находить нестандартные подходы.

Повышать уровень информационной грамотности : искать, анализировать и использовать информацию для решения технических задач.

Литература:

  1. Агранович, Б. С., & Ставровский, Е. Р. (2002). Функциональная грамотность как фактор успешности в современном обществе. Педагогика, (3), 24–29.
  2. Леонтович, А. В. (2003). Исследовательская деятельность обучающихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т.
  3. Новиков, А. М. (2009). Методология образования. М.: Эгвес.
  4. Фрумин, И. Д., & Добрякова, М. С. (2012). Компетентностный подход в образовании: концепции, перспективы, риски. Вопросы образования, (2), 22–42.
  5. Хуторской, А. В. (2003). Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование, (2), 58–64.
  6. Щедровицкий, Г. П. (1995). Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 491-492):
Часть 7 (стр. 435-499)
Расположение в файле:
стр. 435стр. 491-492стр. 499
Похожие статьи
Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение
Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования
Авторская рабочая тетрадь как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность
Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе
Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку
Методические особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики

Молодой учёный