Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания населения представляет собой уникальный феномен, сочетающий в себе высочайшую степень моральной ответственности за судьбы людей с необходимостью ежедневно погружаться в пространство чужой боли, страданий и безысходности.
История изучения данного явления берёт своё начало в середине 1970-х годов, когда американский психиатр Г. Фрейденбергер, работавший в клинике для наркозависимых, заметил странные изменения, происходившие с персоналом. Молодые, энергичные, полные энтузиазма специалисты через год-полтора превращались в эмоционально опустошённых, циничных людей, утративших интерес к своей работе [3, с. 78]. Фрейденбергер описал это состояние метафорой выгорания свечи, которая постепенно догорает, оставляя после себя лишь оплавленный воск — так и человек, отдавший все свои эмоциональные ресурсы работе, остаётся опустошённым.
Однако подлинную научную концептуализацию феномен получил благодаря работам К. Маслач — социального психолога из Калифорнийского университета в Беркли. Изучая профессиональный стресс у работников различных социальных служб, она пришла к выводу, что выгорание — это не просто усталость и не разовая стрессовая реакция. Речь идёт о системном синдроме, имеющем чёткую структуру и закономерности развития [4, с. 89]. Вместе со С. Джексон Маслач в начале 1980-х годов разработала трёхкомпонентную модель, которая легла в основу понимания профессионального выгорания и остаётся актуальной по сей день.
Профессиональное выгорание — это синдром, включающий три взаимосвязанных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [4, с. 102]. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения официально признала профессиональное выгорание, включив его в Международную классификацию болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) под кодом QD85 «Burn-out» [13].
Представители данной профессиональной группы находятся в зоне повышенного риска развития синдрома выгорания [7, с. 89].
Профессиональные нормы требуют от социального работника не просто оказания конкретных услуг, но и эмоциональной поддержки клиента, способности сопереживать, вселять надежду, вдохновлять на преодоление трудностей [1, с. 65].
Исследование эмоционального выгорания в социальной сфере является наиболее актуальной и важной работой в современном мире, так как современное общество сталкивается с растущим спросом на услуги и помощь в области социального обслуживания, что приводит к увеличению нагрузки на работников данной сферы.
Цель исследования: выявить особенности и способствовать психологической профилактике эмоционального выгорания у сотрудников центров социального обслуживания населения на основе комплекса занятий.
Объект исследования : работники социальной службы.
Предмет исследования: особенности проявления эмоционального выгорания у сотрудников социального обслуживания населения.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность психологической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников центров социального обслуживания населения повышается при проведении предварительной комплексной социально-психологической диагностики, позволяющей определить степень выраженности и особенности проявления эмоционального выгорания;
Задачи исследования:
- Систематизировать научные знания по проблеме эмоционального выгорания у сотрудников центров социального обслуживания населения;
- Разработать и апробировать систему эмпирических методов и диагностических материалов, выявляющих специфику психологической профилактики эмоционального у сотрудников центров социального обслуживания населения;
- Провести статистический анализ диагностических результатов исследования, выявляющих специфику психологической профилактики эмоционального у сотрудников центров социального обслуживания населения.
Эмоциональное выгорание как предмет научного анализа находится в фокусе исследования, как отечественных: В. В. Бойко, Е. Е. Басановой, В. А. Калужских, Е. А. Морозова, А. А. Брянцева, Е. Ю. Косарева, А. Н. Сухова, Е. Н. Закирова и др., так и зарубежных исследователей: Г. Фрейденбергер, А. Пайнс, С. Хобфоллом, А. Хохшильд, К. Маслач и др.
Эмоциональное истощение имеет накопительный, кумулятивный характер [5, с. 57]. Источник проблемы — не разовая перегрузка, а системное несоответствие между требованиями профессии и ресурсами личности, между тем, что человек отдаёт, и тем, что получает взамен [10, с. 92].
В. А. Калужских в своём исследовании даёт глубокий психосоциальный анализ эмоционального выгорания социальных работников, показывая, как эмоциональное истощение связано не только с объективными характеристиками работы, но и с субъективным восприятием своей профессиональной ситуации [2, с. 327].
Е. А. Морозова и А. А. Брянцева в своём исследовании синдрома эмоционального выгорания у работников социальных учреждений подчёркивают важный парадокс: деперсонализация, возникая как защитная реакция на эмоциональное истощение, в конечном итоге лишь усугубляет проблему [6, с. 59].
Вместо эмпатии и сочувствия сотрудник испытывает раздражение и равнодушие к тем самым людям, ради которых выбирал эту профессию, возникает глубокий внутриличностный конфликт [12, с. 234], [8, с. 54].
Особенно травматичным фактором выступает смерть подопечных. Сотрудники зачастую оказываются не готовы к этому [11, с. 167].
Социальные работники вынуждены постоянно осуществлять эмоциональный труд: подавлять раздражение и усталость, демонстрировать интерес и участие, даже если задача кажется рутинной, сохранять оптимизм, даже если ситуация видится безнадёжной [9, с. 67].
Теоретический анализ литературы показал определенный дефицит исследований по проблеме профессионального выгорания, что и побудило нас к проведению исследования.
В исследовании приняли участие 50 социальных работников, женщин, в возрасте от 28 до 56 лет. Стаж профессиональной деятельности испытуемых составил от 6 месяцев до 31 года.
Для анализа зависимости проявлений выгорания от профессионального стажа выборка была разделена на две группы: специалисты со стажем до 5 лет (23 человека); со стажем более 5 лет (27 человек).
В качестве основного инструмента диагностики использовался опросник «Профессиональное выгорание» (Maslach Burnout Inventory, MBI) в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой.
Для оценки функционального состояния работников использовалась методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН), разработанная В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым.
Далее был проведен анализ полученных данных, который позволил выявить следующие уровни выраженности компонентов выгорания: эмоциональное истощение ; сюда были отнесены: низкий уровень (0–15 баллов) — 19 человек (38 %), умеренный уровень (16–24 балла) — 16 человек (32 %), высокий уровень (≥25 баллов) — 15 человек (30 %); Деперсонализация ; данная категория включала: низкий уровень (0–5 баллов) — 21 человек (42 %), умеренный уровень (6–10 баллов) — 15 человек (30 %), высокий уровень (≥11 баллов) — 14 человек (28 %); Редукция профессиональных достижений ; категория представлена следующими характеристиками: низкий уровень (0–33 балла) — 13 человек (26 %), умеренный уровень (34–38 баллов) — 13 человек (26 %), высокий уровень (39–48 баллов) — 24 человека (48 %).
Описательная статистика
Обнаружено: 62 % — сотрудников имеют повышенное эмоциональное истощение; 28 % — высокий уровень деперсонализации; 48 % — высокая сохранность профессиональной компетентности (РПД)
Интерпретация: показатели эмоционального истощения и деперсонализации соответствуют выраженному уровню выгорания, при сохранённом чувстве профессиональной компетентности.
Средний показатель по шкале «Самочувствие» составил 3,8 балла из 7 возможных; Средний показатель по шкале «Активность» — 3,9 балла; Средний показатель по шкале «Настроение» — 4,1 балла. Интерпретация: у сотрудников фиксируется сниженный эмоциональный тонус и ресурсное состояние.
На третьем этапе было проведено сравнительное исследование показателей выгорания у сотрудников с разным стажем работы. Выборка была разделена на две группы: сотрудники со стажем работы до 5 лет (23 человека) и сотрудники со стажем более 5 лет (27 человек). Анализ выявил статистически значимые различия по шкале деперсонализации — сотрудники со стажем до 5 лет демонстрируют значительно более высокие показатели циничного отношения к профессиональной деятельности. Значимые различия по деперсонализации (p < 5):
молодые сотрудники проявляют больше цинизма и эмоционального отчуждения . * p < 0.5 — статистически значимая разница
Вывод: сотрудники со стажем до 5 лет демонстрируют более выраженную деперсонализацию.
Корреляционный анализ показал, что эмоциональное истощение статистически значимо связано со снижением активности и настроения по методике САН (p < 5), что отражает ухудшение общего эмоционального состояния.
Деперсонализация отрицательно связана с показателями эмоционального благополучия, что отражает снижение эмоциональной включенности в профессиональное взаимодействие.
Уровень профессиональных достижений выступает частично проективным фактором, ослабляя выраженность выгорания и поддерживая позитивное отношение к профессиональной деятельности.
Контент-анализ подтвердил количественные результаты и выявил эмоциональные маркеры выгорания, особенно у специалистов с малым стажем.
Полученные результаты полностью подтверждают эмпирическую гипотезу о наличии выраженного синдрома профессионального выгорания у сотрудников социальной службы и позволяют определить основные направления профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение эмоционального истощения и деперсонализации, особенно у молодых специалистов со стажем работы до 5 лет.
Литература:
- Басанова, Е. Е. Индивидуально-психологические особенности социальных работников с различным уровнем эмоционального выгорания / Е. Е. Басанова // Университетские чтения — 2024: Материалы Всероссийской конференции с международным участием, Пятигорск, 11–12 января 2024 года. — Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2024. — С. 64–68.
- Калужских, В. А. Теоретико-исторический аспект эмоционального выгорания у социальных работников / В. А. Калужских // ХХХ Рязанские педагогические чтения «Образование и социокультурная сфера: история и современность»: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского, Рязань, 23–24 марта 2023 года / Под общей редакцией Л. А. Байковой, Н. В. Евтешиной, А. А. Захаровой, Н. А. Фоминой. — Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2023. — С. 246–249.
- Корчуганова И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие)/Под ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. — СПб.: ЛОИРО, 2006. — 172 с.
- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. М.: — Статья, 1988. — 193 с.
- Молчанова, Л. Н., Кузнецова, А. А., Малихова, Л. Н. Особенности межличностных отношений педагогов отдельных образовательных организаций как факторы преодоления эмоционального выгорания // Коллекция гуманитарных исследований . — 2023. — № 3 (36). — С. 46–61.
- Морозова, Е. А. Синдром эмоционального выгорания у работников социальных учреждений в контексте специфики профессиональной деятельности / Е. А. Морозова, А. А. Брянцева // Творческое наследие Э. В. Ильенкова и современность. — 2023. — № 9. — С. 56–63.
- Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе: Общая психология: сборник текстов. — М.: Наука, 2003. — 182 с.
- Старченкова, Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения / Е. С. Старченкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2016. — № 2. — С. 51–61.
- Сухов, А. Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 600 с.
- Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 272 с.
- Холмогорова, А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра / А. Б. Холмогорова. — Москва: Медпрактика-М, 2011. — 480 с.
- Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
- Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»: Приказ Минтруда России от 18.06.2020 № 351н // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 25.10.2025).

