Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологическая профилактика эмоционального выгорания у сотрудников центров социального обслуживания населения

Научный руководитель
Психология
28.11.2025
7
Поделиться
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания у сотрудников центра социального обслуживания населения.
Библиографическое описание
Елхова, А. В. Психологическая профилактика эмоционального выгорания у сотрудников центров социального обслуживания населения / А. В. Елхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130551.


Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания населения представляет собой уникальный феномен, сочетающий в себе высочайшую степень моральной ответственности за судьбы людей с необходимостью ежедневно погружаться в пространство чужой боли, страданий и безысходности.

История изучения данного явления берёт своё начало в середине 1970-х годов, когда американский психиатр Г. Фрейденбергер, работавший в клинике для наркозависимых, заметил странные изменения, происходившие с персоналом. Молодые, энергичные, полные энтузиазма специалисты через год-полтора превращались в эмоционально опустошённых, циничных людей, утративших интерес к своей работе [3, с. 78]. Фрейденбергер описал это состояние метафорой выгорания свечи, которая постепенно догорает, оставляя после себя лишь оплавленный воск — так и человек, отдавший все свои эмоциональные ресурсы работе, остаётся опустошённым.

Однако подлинную научную концептуализацию феномен получил благодаря работам К. Маслач — социального психолога из Калифорнийского университета в Беркли. Изучая профессиональный стресс у работников различных социальных служб, она пришла к выводу, что выгорание — это не просто усталость и не разовая стрессовая реакция. Речь идёт о системном синдроме, имеющем чёткую структуру и закономерности развития [4, с. 89]. Вместе со С. Джексон Маслач в начале 1980-х годов разработала трёхкомпонентную модель, которая легла в основу понимания профессионального выгорания и остаётся актуальной по сей день.

Профессиональное выгорание — это синдром, включающий три взаимосвязанных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [4, с. 102]. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения официально признала профессиональное выгорание, включив его в Международную классификацию болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) под кодом QD85 «Burn-out» [13].

Представители данной профессиональной группы находятся в зоне повышенного риска развития синдрома выгорания [7, с. 89].

Профессиональные нормы требуют от социального работника не просто оказания конкретных услуг, но и эмоциональной поддержки клиента, способности сопереживать, вселять надежду, вдохновлять на преодоление трудностей [1, с. 65].

Исследование эмоционального выгорания в социальной сфере является наиболее актуальной и важной работой в современном мире, так как современное общество сталкивается с растущим спросом на услуги и помощь в области социального обслуживания, что приводит к увеличению нагрузки на работников данной сферы.

Цель исследования: выявить особенности и способствовать психологической профилактике эмоционального выгорания у сотрудников центров социального обслуживания населения на основе комплекса занятий.

Объект исследования : работники социальной службы.

Предмет исследования: особенности проявления эмоционального выгорания у сотрудников социального обслуживания населения.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность психологической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников центров социального обслуживания населения повышается при проведении предварительной комплексной социально-психологической диагностики, позволяющей определить степень выраженности и особенности проявления эмоционального выгорания;

Задачи исследования:

  1. Систематизировать научные знания по проблеме эмоционального выгорания у сотрудников центров социального обслуживания населения;
  2. Разработать и апробировать систему эмпирических методов и диагностических материалов, выявляющих специфику психологической профилактики эмоционального у сотрудников центров социального обслуживания населения;
  3. Провести статистический анализ диагностических результатов исследования, выявляющих специфику психологической профилактики эмоционального у сотрудников центров социального обслуживания населения.

Эмоциональное выгорание как предмет научного анализа находится в фокусе исследования, как отечественных: В. В. Бойко, Е. Е. Басановой, В. А. Калужских, Е. А. Морозова, А. А. Брянцева, Е. Ю. Косарева, А. Н. Сухова, Е. Н. Закирова и др., так и зарубежных исследователей: Г. Фрейденбергер, А. Пайнс, С. Хобфоллом, А. Хохшильд, К. Маслач и др.

Эмоциональное истощение имеет накопительный, кумулятивный характер [5, с. 57]. Источник проблемы — не разовая перегрузка, а системное несоответствие между требованиями профессии и ресурсами личности, между тем, что человек отдаёт, и тем, что получает взамен [10, с. 92].

В. А. Калужских в своём исследовании даёт глубокий психосоциальный анализ эмоционального выгорания социальных работников, показывая, как эмоциональное истощение связано не только с объективными характеристиками работы, но и с субъективным восприятием своей профессиональной ситуации [2, с. 327].

Е. А. Морозова и А. А. Брянцева в своём исследовании синдрома эмоционального выгорания у работников социальных учреждений подчёркивают важный парадокс: деперсонализация, возникая как защитная реакция на эмоциональное истощение, в конечном итоге лишь усугубляет проблему [6, с. 59].

Вместо эмпатии и сочувствия сотрудник испытывает раздражение и равнодушие к тем самым людям, ради которых выбирал эту профессию, возникает глубокий внутриличностный конфликт [12, с. 234], [8, с. 54].

Особенно травматичным фактором выступает смерть подопечных. Сотрудники зачастую оказываются не готовы к этому [11, с. 167].

Социальные работники вынуждены постоянно осуществлять эмоциональный труд: подавлять раздражение и усталость, демонстрировать интерес и участие, даже если задача кажется рутинной, сохранять оптимизм, даже если ситуация видится безнадёжной [9, с. 67].

Теоретический анализ литературы показал определенный дефицит исследований по проблеме профессионального выгорания, что и побудило нас к проведению исследования.

В исследовании приняли участие 50 социальных работников, женщин, в возрасте от 28 до 56 лет. Стаж профессиональной деятельности испытуемых составил от 6 месяцев до 31 года.

Для анализа зависимости проявлений выгорания от профессионального стажа выборка была разделена на две группы: специалисты со стажем до 5 лет (23 человека); со стажем более 5 лет (27 человек).

В качестве основного инструмента диагностики использовался опросник «Профессиональное выгорание» (Maslach Burnout Inventory, MBI) в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой.

Для оценки функционального состояния работников использовалась методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН), разработанная В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым.

Далее был проведен анализ полученных данных, который позволил выявить следующие уровни выраженности компонентов выгорания: эмоциональное истощение ; сюда были отнесены: низкий уровень (0–15 баллов) — 19 человек (38 %), умеренный уровень (16–24 балла) — 16 человек (32 %), высокий уровень (≥25 баллов) — 15 человек (30 %); Деперсонализация ; данная категория включала: низкий уровень (0–5 баллов) — 21 человек (42 %), умеренный уровень (6–10 баллов) — 15 человек (30 %), высокий уровень (≥11 баллов) — 14 человек (28 %); Редукция профессиональных достижений ; категория представлена следующими характеристиками: низкий уровень (0–33 балла) — 13 человек (26 %), умеренный уровень (34–38 баллов) — 13 человек (26 %), высокий уровень (39–48 баллов) — 24 человека (48 %).

Описательная статистика

Обнаружено: 62 % — сотрудников имеют повышенное эмоциональное истощение; 28 % — высокий уровень деперсонализации; 48 % — высокая сохранность профессиональной компетентности (РПД)

Интерпретация: показатели эмоционального истощения и деперсонализации соответствуют выраженному уровню выгорания, при сохранённом чувстве профессиональной компетентности.

Средний показатель по шкале «Самочувствие» составил 3,8 балла из 7 возможных; Средний показатель по шкале «Активность» — 3,9 балла; Средний показатель по шкале «Настроение» — 4,1 балла. Интерпретация: у сотрудников фиксируется сниженный эмоциональный тонус и ресурсное состояние.

На третьем этапе было проведено сравнительное исследование показателей выгорания у сотрудников с разным стажем работы. Выборка была разделена на две группы: сотрудники со стажем работы до 5 лет (23 человека) и сотрудники со стажем более 5 лет (27 человек). Анализ выявил статистически значимые различия по шкале деперсонализации — сотрудники со стажем до 5 лет демонстрируют значительно более высокие показатели циничного отношения к профессиональной деятельности. Значимые различия по деперсонализации (p < 5):

молодые сотрудники проявляют больше цинизма и эмоционального отчуждения . * p < 0.5 — статистически значимая разница

Вывод: сотрудники со стажем до 5 лет демонстрируют более выраженную деперсонализацию.

Корреляционный анализ показал, что эмоциональное истощение статистически значимо связано со снижением активности и настроения по методике САН (p < 5), что отражает ухудшение общего эмоционального состояния.

Деперсонализация отрицательно связана с показателями эмоционального благополучия, что отражает снижение эмоциональной включенности в профессиональное взаимодействие.

Уровень профессиональных достижений выступает частично проективным фактором, ослабляя выраженность выгорания и поддерживая позитивное отношение к профессиональной деятельности.

Контент-анализ подтвердил количественные результаты и выявил эмоциональные маркеры выгорания, особенно у специалистов с малым стажем.

Полученные результаты полностью подтверждают эмпирическую гипотезу о наличии выраженного синдрома профессионального выгорания у сотрудников социальной службы и позволяют определить основные направления профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение эмоционального истощения и деперсонализации, особенно у молодых специалистов со стажем работы до 5 лет.

Литература:

  1. Басанова, Е. Е. Индивидуально-психологические особенности социальных работников с различным уровнем эмоционального выгорания / Е. Е. Басанова // Университетские чтения — 2024: Материалы Всероссийской конференции с международным участием, Пятигорск, 11–12 января 2024 года. — Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2024. — С. 64–68.
  2. Калужских, В. А. Теоретико-исторический аспект эмоционального выгорания у социальных работников / В. А. Калужских // ХХХ Рязанские педагогические чтения «Образование и социокультурная сфера: история и современность»: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского, Рязань, 23–24 марта 2023 года / Под общей редакцией Л. А. Байковой, Н. В. Евтешиной, А. А. Захаровой, Н. А. Фоминой. — Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2023. — С. 246–249.
  3. Корчуганова И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие)/Под ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. — СПб.: ЛОИРО, 2006. — 172 с.
  4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. М.: — Статья, 1988. — 193 с.
  5. Молчанова, Л. Н., Кузнецова, А. А., Малихова, Л. Н. Особенности межличностных отношений педагогов отдельных образовательных организаций как факторы преодоления эмоционального выгорания // Коллекция гуманитарных исследований . — 2023. — № 3 (36). — С. 46–61.
  6. Морозова, Е. А. Синдром эмоционального выгорания у работников социальных учреждений в контексте специфики профессиональной деятельности / Е. А. Морозова, А. А. Брянцева // Творческое наследие Э. В. Ильенкова и современность. — 2023. — № 9. — С. 56–63.
  7. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе: Общая психология: сборник текстов. — М.: Наука, 2003. — 182 с.
  8. Старченкова, Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения / Е. С. Старченкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2016. — № 2. — С. 51–61.
  9. Сухов, А. Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 600 с.
  10. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 272 с.
  11. Холмогорова, А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра / А. Б. Холмогорова. — Москва: Медпрактика-М, 2011. — 480 с.
  12. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  13. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»: Приказ Минтруда России от 18.06.2020 № 351н // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 25.10.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 373-376):
Часть 6 (стр. 355-433)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 373-376стр. 433
Похожие статьи
Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
Исследование особенностей синдрома эмоционального профессионального выгорания и психологической разгрузки сотрудников многопрофильного стационара А. М. Войно-Ясенецкого г. Хабаровска
Исследование эмоционального выгорания социальных работников на базе ГБУ «Московские социальные центры». Корреляция эмоционального выгорания и личностных особенностей
Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность
Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения
Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова»)
Эмоциональное выгорание сотрудников скорой медицинской помощи
Синдром эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание консультантов экстренной психологической службы
Пути профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних

Молодой учёный