Исследование эмоционального выгорания социальных работников на базе ГБУ «Московские социальные центры». Корреляция эмоционального выгорания и личностных особенностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Малышева, Е. К. Исследование эмоционального выгорания социальных работников на базе ГБУ «Московские социальные центры». Корреляция эмоционального выгорания и личностных особенностей / Е. К. Малышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 490-494. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96860/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают взаимосвязь эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и их личностных особенностей, выявляют корреляцию.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, социальная сфера, опыт работы, эмоциональное истощение.

В данной статье мы рассмотрим взаимосвязь эмоционального выгорания по методике «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач) [1] и личностных особенностей, полученных по методике «Многофакторное исследование личности» (Р. Кеттелл) [2].

Социальные работники чаще остальных подвержены трудностям, связанным с эмоциональными «инвестициями». Поскольку основная часть деятельности работников социальной сферы связана с общением с людьми, из этого вытекает достаточно много последствий в виде конфликтов, негативных эмоций, неприятных переживаний, тревог. Из-за этого, а также ненормированного графика работники социальной сферы часто подвержены стрессам. Они страдают от перепадов настроения, могут потерять мотивацию к труду из-за эмоционального фона, который передается на них клиентами, их коллегами во время конфликтных вопросов.

Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Рис. 1. Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

На Рис. 1 мы можем проследить закономерность влияния гендера, опыта работы и должности на такие показатели, как: Эмоциональное истощение, Деперсонализация и Снижение личностных достижений.

Сотрудники, проработавшие в социальной сфере от 1 до 5 лет, больше подвержены эмоциональному выгоранию и истощению. У них также снижен показатель Личностных достижений.

На гистограмме четко видна корреляция опыта работы и аспектов, особенно выделяющихся в профессиональном выгорании. Более неопытные работники женского пола, имеющие низкий опыт работы, больше подвержены эмоциональному истощению — они чувствуют, что выбрали неправильную профессию, у них понижается самооценка, ухудшаются отношения с коллегами, также такие сотрудники не признают своих достижений. Это связано с нереалистичностью их ожиданий.

Люди, имеющие стаж работы от 15 до 25 лет, обладают средними показателями, поскольку у них нет таких высоких значений, как у Групп со значением 1, но вместе с тем отличаются более высокими показателями, нежели Группа 2.

У людей, проработавших от 15 до 25 лет, эмоциональное выгорание ниже, нежели у новоиспеченных работников, поскольку они уже привыкли и смирились со своей работой. Однако их профессиональное выгорание связано с тревогой, усталостью и стрессом от нахождения на одной должности долгое время. Они боятся уходить с работы, у них накапливается хроническая усталость.

Методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттелл)

Рис. 2. Методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттелл)

Группа коммуникативных свойств: А — Общительность; Н — Смелость; Е — Доминантность

Сотрудники-женщины с опытом работы до 1 до 5 лет более общительны, чем работники-мужчины с тем же стажем. Таким образом мужчины становятся более общительными, когда их стаж работы превышает пять лет. Смелость у них преобладает, вне зависимости от количества времени, проведенного на рабочей должности.

Группа эмоциональных свойств: I — Эмоциональная чувствительность; О — Тревожность; Q4 — Напряженность

Рис. 3. Группа эмоциональных свойств: I — Эмоциональная чувствительность; О — Тревожность; Q4 — Напряженность

Судя по данным на рис. 3, наибольшими показателями эмоциональных свойств обладают сотрудники, которые имеют стаж от 1 до 5 лет. Основная причина в том, что это новоиспеченные работники, которые только осваивают профессию и вливаются в рабочий ритм. Они еще не привыкли к конфликтам и стрессовым ситуациям, которые могут возникать в ходе рабочего процесса. Также эти люди отличаются повышенной Тревожностью за счет своей неопытности. Эти факторы являются основными для формирования и повышения показателя их Напряженности. Мужчины обладают большей Напряженностью.

У людей, которые имеют опыт работы выше 5 лет, Тревожность заметно ниже. Они привыкли к своей работе, адаптировались к условиям, получили определенное положение среди своих коллег, научились разрешать сложные и конфликтные ситуации с клиентами.

Повышенная тревога у сотрудников социальной сферы также является очень важным фактором для отслеживания взаимосвязи того, как личностные характеристики влияют на эмоциональное выгорание. Присутствие тревожности в работе представителей социальной сферы повышает уровень напряженности и неудовлетворенности работой, что повышает риск ускорения процесса профессионального выгорания.

Таблица 1

Корреляция показателей, полученных из методик «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) и «Многофакторное исследование» личности» (Р. Кеттелл)

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Снижение личностных достижений

Общительность

0,3

0,2

0,2

Интеллект

0,0

0,0

0,0

Эмоциональная стабильность

-0,6

-0,2

-0,6

Доминантность

-0,4

0,1

-0,2

Экспрессивность

-0,5

0,1

-0,5

Нормативность поведения

0,0

0,2

0,0

Смелость

-0,1

0,1

-0,2

Чувствительность

0,5

-0,2

0,5

Подозрительность

0,3

0,5

0,0

Мечтательность

0,2

-0,2

0,2

Дипломатичность

0,5

-0,1

0,6

Тревожность

0,5

0,3

0,6

Радикализм

0,3

0,0

0,1

Нонконформизм

0,0

-0,4

0,1

Самоконтроль

0,1

-0,3

0,2

Напряженность

0,6

0,1

0,7

Тревога

0,5

0,1

0,4

Экстраверсия

0,1

0,2

0,1

Уравновешенность

0,3

0,0

0,3

Независимость

0,1

-0,4

0,0

Была выявлена корреляции показателей эмоционального истощения и личностных особенностей сотрудников социальной сферы — рассматривались показатели, имеющие значение 0,5 и выше и -0,5 и ниже.

Мы отметили, что наибольшую роль в формировании эмоционального выгорания по направлениям Эмоционального истощения и Снижения личностных достижений играют следующие показатели: эмоциональная стабильность, экспрессивность, чувствительность, дипломатичность, напряженность, тревога.

Положительная взаимосвязь наблюдается у чувствительности (высокая чувствительность — 0,5), дипломатичности (высокая дипломатичность — 0,5), напряженность (повышенная тревожность) и напряженность (повышенная напряженность — 0,7)

Отрицательная взаимосвязь была выявлена у эмоциональной стабильности (низкая эмоциональная стабильность — минус 0,6), экспрессивность (низкая экспрессивность — минус 0,5).

Для показателя Деперсонализации: подозрительность (высокая подозрительность — 0,5).

С помощью проведенного анализа на основе литературы о психологии эмоционального выгорания по взятой нами проблеме исследования, удалось продемонстрировать взаимосвязь эмоционального выгорания с показателями личностных характеристик, гендера, возраста, опыта работы и должности.

Эмоциональное выгорание — состояние, психическое истощение, которое возникает у людей по причине хронической усталости, неудовлетворенности работой, завышенными ожиданиями, чрезмерной нагрузкой, высоким эмоциональным истощением по причине частого контакта с большим количеством людей. Люди, подверженные синдрому «выгорания» обладают более низкой самооценкой, они не ценят своих достижений, становятся раздраженными, вялыми, агрессивными.

Более глубокое исследование приведенных факторов, которые могут послужить причиной эмоционального выгорания, очень важно для правильного составления необходимых рекомендации по профилактике и предотвращению профессионального выгорания у сотрудников социальной сферы.

Литература:

  1. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — СПб.: Питер, 2001.
  2. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии [Текст] / К. Маслач. — СПб.: Питер, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, социальная сфера, опыт работы, Эмоциональное истощение, профессиональное выгорание, эмоциональная стабильность, показатель, корреляция показателей, стаж работы, хроническая усталость.


Похожие статьи

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Психологические проблемы в профессиональной деятельности регионального журналиста. Синдром эмоционального выгорания

В статье рассматриваются факторы и причины, приводящие к возникновению синдрома эмоционального выгорания в журналистике. Описано влияние СЭВ на профессиональную деятельность, рассмотрен опыт и различные позиции учёных в вопросах исследования стрессог...

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Связь статуса личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации у молодежи в различных образовательных средах

В статье автор исследует связь личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации на двух выборках — студентов колледжа и студентов вуза.

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Тренинг «Я — личность» как средство преодоления барьеров личностного общения старших подростков

Статья посвящена рассмотрению вопроса личности подростков в общение со своими сверстниками. Рассмотрены термины тревожности, общения, личности, приведен пример тренинга «Я — личность».

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Взаимосвязь социального интеллекта и профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел

В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи социального интеллекта и уровня профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел.

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Похожие статьи

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Психологические проблемы в профессиональной деятельности регионального журналиста. Синдром эмоционального выгорания

В статье рассматриваются факторы и причины, приводящие к возникновению синдрома эмоционального выгорания в журналистике. Описано влияние СЭВ на профессиональную деятельность, рассмотрен опыт и различные позиции учёных в вопросах исследования стрессог...

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Связь статуса личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации у молодежи в различных образовательных средах

В статье автор исследует связь личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации на двух выборках — студентов колледжа и студентов вуза.

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Тренинг «Я — личность» как средство преодоления барьеров личностного общения старших подростков

Статья посвящена рассмотрению вопроса личности подростков в общение со своими сверстниками. Рассмотрены термины тревожности, общения, личности, приведен пример тренинга «Я — личность».

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Взаимосвязь социального интеллекта и профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел

В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи социального интеллекта и уровня профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел.

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Задать вопрос