Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Учебное рисование пейзажа в графике

Педагогика
27.11.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Чикова, Д. В. Учебное рисование пейзажа в графике / Д. В. Чикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130544.


Пейзаж — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж — один из главных жанров станковой живописи и графики, наряду с натюрмортом, портретом и другими.

Мотив пейзажа может быть совершенно разным: городской, индустриальный, сельский. Для успешной работы над пейзажем основным является знание законов наблюдательной и воздушной перспективы.

Необходимо научиться правильно определять масштаб изображения, выделять плановость в пейзаже. Также важно знать ход работы над пейзажем. Для начала надо выбрать удачный выразительный мотив пейзажа. После выбора мотива ученику надо подумать о высоте линии горизонта, ведь от этого будет зависеть характер будущего пейзажа. При низкой линии горизонта основная работа будет сосредоточена на небе и облаках, и, наоборот, при высоком горизонте главное будет находиться на земле. Все это приучает будущего художника к продумыванию композиции пейзажа.

Слагаемые успеха пейзажа

Рис. 1. Слагаемые успеха пейзажа

Учебное рисование может включать в себя различные задания на скорость восприятия композиции, на точность в передаче светотональных отношений.

Для это используются такие задания, как:

1. Быстрые наброски пейзажа.

2. Отдельные детали пейзажа.

3. Длительные рисунки, выполняемые в течении нескольких часов.

Существуют также несколько видов исполнения графических пейзажей:

— Линейный — основное внимание уделяется линейной и воздушной перспективе, передаче характера пейзажа, тени рисуются контуром;

— Светотональный рисунок — предполагает большую работу над пятнами света и тени, передаче яркости солнечного света или же хмурости дождливых облаков.

Мост над рекой и тополи вдоль дороги. Неизвестный автор. Пример линейного рисунка

Рис. 2. Мост над рекой и тополи вдоль дороги. Неизвестный автор. Пример линейного рисунка

А. Ноаров. Пример светотонального рисунка

Рис. 3. А. Ноаров. Пример светотонального рисунка

Для решения своих задач, учащийся может использовать различные художественные материалы. В таблице приведены примеры использования различных графические материалы и их свойства.

Материалы

Свойства

Графический или угольный карандаш

Графитные карандаши бывают разной мягкости, это отмечается цифрами и буквами внизу карандаша. От 5Н — самый твердый до 8В — самый мягкий. Твердые карандаши подходят для создания чертежей.

Возможности карандаша безграничны: линия может быть мягкой и жесткой, еле заметной и сочной, рисунок — нежным, с плавным переходом тонов, или энергичным, размашистыми, смелыми штрихами.

Уголь довольно грубый материал, дающий интересную неровную штриховку, по бумаге скользит с некоторым усилием, в худшем случае ее царапает. При этом он очень легко растушевывается и легко снимается ластиком-клячкой

Перо и тушь

Тушь бывает сухая, в виде плиток, и жидкая. Разбавленная водой, по высыхании она почти не смывается. Цветовые оттенки ее могут колебаться от буроватого до серебристо-серого. Неразбавленная тушь в отличие от прозрачной акварели дает на бумаге интенсивное черное пятно

Фломастер, линер

Линеры — представляют собой ручки, состоящие из баллончика для туши и стержня. В трубке тонкая игла — для стабильной подачи краски. Их удобно использовать для создания чертежей, рисунков. Предназначены для письма, подписей, эскизов, тонкого черчения, обводки чертежей и оформления документов. Характеризуется длительным сроком пользования, легкостью письма и чистой, контрастной и ясной линией.

Фломастеры — с легкостью оставляют на бумаге четкие яркие линии и не нуждаются в точилке

Гелиевая и шариковая ручка

Графика гелевой или шариковой ручкой имеет большое преимущество: рисунок получается четким и насыщенным. Хороши своей доступностью

Сангина, сепия, соус

Сангина — при нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается. Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков

В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером.

Соус очень мягкий. Им невозможно штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой

Также очень интересные возможности предоставляет использование цветной бумаги пастельных оттенков.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 532-535):
Часть 8 (стр. 501-571)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 532-535стр. 571
Похожие статьи
Некоторые методические аспекты работы над пейзажем
Технология выполнения графического пейзажа
Диагностический инструментарий, направленный на формирование применения светотональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста
Особенности обучения продуктивным видам деятельности в начальных классах
Творческий подход к обучению в проектной графике
Обучение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
Выразительные средства, используемые на уроках изобразительного искусства при изучении понятия «пейзаж»
Сущность и содержания понятия «живописное восприятие»
Пленэр в старших классах детской художественной школы
Рисование с натуры и по представлению — единый процесс изучения формы

Молодой учёный