Пейзаж — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж — один из главных жанров станковой живописи и графики, наряду с натюрмортом, портретом и другими.
Мотив пейзажа может быть совершенно разным: городской, индустриальный, сельский. Для успешной работы над пейзажем основным является знание законов наблюдательной и воздушной перспективы.
Необходимо научиться правильно определять масштаб изображения, выделять плановость в пейзаже. Также важно знать ход работы над пейзажем. Для начала надо выбрать удачный выразительный мотив пейзажа. После выбора мотива ученику надо подумать о высоте линии горизонта, ведь от этого будет зависеть характер будущего пейзажа. При низкой линии горизонта основная работа будет сосредоточена на небе и облаках, и, наоборот, при высоком горизонте главное будет находиться на земле. Все это приучает будущего художника к продумыванию композиции пейзажа.
Рис. 1. Слагаемые успеха пейзажа
Учебное рисование может включать в себя различные задания на скорость восприятия композиции, на точность в передаче светотональных отношений.
Для это используются такие задания, как:
1. Быстрые наброски пейзажа.
2. Отдельные детали пейзажа.
3. Длительные рисунки, выполняемые в течении нескольких часов.
Существуют также несколько видов исполнения графических пейзажей:
— Линейный — основное внимание уделяется линейной и воздушной перспективе, передаче характера пейзажа, тени рисуются контуром;
— Светотональный рисунок — предполагает большую работу над пятнами света и тени, передаче яркости солнечного света или же хмурости дождливых облаков.
Рис. 2. Мост над рекой и тополи вдоль дороги. Неизвестный автор. Пример линейного рисунка
Рис. 3. А. Ноаров. Пример светотонального рисунка
Для решения своих задач, учащийся может использовать различные художественные материалы. В таблице приведены примеры использования различных графические материалы и их свойства.
|
Материалы |
Свойства |
|
Графический или угольный карандаш |
Графитные карандаши бывают разной мягкости, это отмечается цифрами и буквами внизу карандаша. От 5Н — самый твердый до 8В — самый мягкий. Твердые карандаши подходят для создания чертежей. Возможности карандаша безграничны: линия может быть мягкой и жесткой, еле заметной и сочной, рисунок — нежным, с плавным переходом тонов, или энергичным, размашистыми, смелыми штрихами. Уголь довольно грубый материал, дающий интересную неровную штриховку, по бумаге скользит с некоторым усилием, в худшем случае ее царапает. При этом он очень легко растушевывается и легко снимается ластиком-клячкой |
|
Перо и тушь |
Тушь бывает сухая, в виде плиток, и жидкая. Разбавленная водой, по высыхании она почти не смывается. Цветовые оттенки ее могут колебаться от буроватого до серебристо-серого. Неразбавленная тушь в отличие от прозрачной акварели дает на бумаге интенсивное черное пятно |
|
Фломастер, линер |
Линеры — представляют собой ручки, состоящие из баллончика для туши и стержня. В трубке тонкая игла — для стабильной подачи краски. Их удобно использовать для создания чертежей, рисунков. Предназначены для письма, подписей, эскизов, тонкого черчения, обводки чертежей и оформления документов. Характеризуется длительным сроком пользования, легкостью письма и чистой, контрастной и ясной линией. Фломастеры — с легкостью оставляют на бумаге четкие яркие линии и не нуждаются в точилке |
|
Гелиевая и шариковая ручка |
Графика гелевой или шариковой ручкой имеет большое преимущество: рисунок получается четким и насыщенным. Хороши своей доступностью |
|
Сангина, сепия, соус |
Сангина — при нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается. Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером. Соус очень мягкий. Им невозможно штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой |
Также очень интересные возможности предоставляет использование цветной бумаги пастельных оттенков.

