Самым ярким и любимым занятием в художественной школе является работа на открытом воздухе — пленэр. Слово «пленэр» от французского en.plein air — на открытом воздухе, живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественной среде. Одной из задач пленэра является отражение красочного богатства природы, всех изменений цвета при взаимодействии его со светом и воздушной средой. Учащиеся должны быстро поймать состояние природы и запечатлеть это на бумаге или холсте. Но, говоря о пленэре как об учебной дисциплине, необходимо включить в это понятие и графические изображения, выполненные вне мастерской. Пленэрная практика давно стала неотъемлемой частью учебного процесса в художественной школе, но в современных программах ей отводится, к сожалению, меньшее количество часов. Гибкий график позволяет распределить нагрузку по усмотрению преподавателей в течении всего года. Это дает дополнительные возможности для решения учебных и творческих задач. Малое количество часов, отведенное на пленэр требует от преследователя грамотного и рационального использования времени пленэрных занятий. Сделать их разнообразными и интересными как для учащихся так и для самого педагога.
Специфика живописи на открытом воздухе раскрывает различные способы работы, повышает творческий опыт учащихся. При занятиях на открытом воздухе проявляются не просто умения пользоваться живописной техникой, но и умения видеть в окружающей мире интересное, находить в простых мотивах красоту родной природы, способность донести до зрителей ее эмоционально-образное содержание.
Занятия на пленэре позволяет применять навыки, формируемые в рамках разных учебных предметах: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего их развития. Учащиеся решают сразу несколько задач: знакомятся с принципиально новыми условиями работы, с новыми техниками и материалами, изучают в процессе особенности работы над пейзажем, способы передачи постоянно меняющиеся натуры, законы линейной и воздушной перспективы, плановости. Все эти законы усваиваются гораздо быстрее на пленэрной практике.
Пленэр является одним из важнейших источников сбора материала для будущих работ над станковой композиции. Природа — это неиссякаемый источник творческих идей. Целями проведения пленэра являются: развитие эстетического начала учащихся, формирование чувство гордости и любви к Родине, умение видеть прекрасное, ценить красоту природы и архитектурное наследие предков.
При проведении пленэра следует учесть все особенности работы на открытом воздухе. Это и перепады температуры, и внезапное вмешательство погодных условий. Могут возникнуть проблемы с транспортировкой, размещением на месте и т. п. Особое внимание необходимо уделить материалам и оборудованию учащихся, наличию этюдника, пленэрного зонта, качественных и заранее подготовленных для походных условий художественных материалов. Еще до выхода на природу необходимо провести с учащимися беседу о том, что их ожидает, подготовить юных художников к работе в новых условиях. Подготовительный этап в пленэре очень важен — все должны быть правильно экипированы, иметь все необходимые инструменты для работы.
Выйдя на природу, очень важно правильно выбрать место — найти интересную композицию будущих акварелей, рисунков, живописных работ. Для этих целей уместно использовать видоискатель (рамка, вырезанная из картона) и применять на практике метод визирования, с которым учащиеся познакомились на занятиях в аудитории. На начальном этапе занятия могут носить наблюдательный характер. Учащиеся обращают внимание на крупные формы в пейзаже, ритм цветовых пятен, соотношение величин разных объектов. Задания в зависимости от формы организации пленэра могут носить кратковременный и длительный характер.
Преподавателю необходимо следить за правильностью организации рабочего пространства учащегося, следует объяснить ученикам, что на пленэре в солнечную погоду холст должен быть установлен так, чтобы на него не падали прямые лучи солнца или сильные рефлексы, иначе этюд, написанный на солнце, в аудитории будет выглядеть разбеленным.
Важно различать понятия «смотреть» и «видеть». Поймав кратковременный отрезок надвигающихся сумерек, можно успеть прочувствовать их единый, холодный колорит. Начинать рисунок или этюд, требующий тщательной проработки, желательно в условиях пасмурной, безветренной погоды, с рассеянным освещением. Равномерное освещение позволит вернуться к начатому накануне с новыми силами и свежим взглядом. Этюды с контрастным солнечным освещением следует выполнять быстро, в технике а-ля прима, не дожидаясь перемены погоды, изменения освещения.
Учащимся предстоит учиться чувствовать освещение, улавливать состояние природы, поэтому одним из главных приоритетов на пленэре является этюд «на состояние». Задача педагога — подсказать учащимся, с помощью какого материала можно наиболее точно выразить яркость ощущений. Так, контур предметов при ярком солнце лучше всего передает четкий линейный рисунок. Для рассеянного освещения, туманной или сырой погоды подойдет акварель.
Так же важно правильно выбрать формат будущего изображения. На пленэре учащиеся делают зарисовки и этюды. Огромное внимание уделяется флоре и фауне родного края, архитектурно-историческому наследию.
Особый интерес и техническую сложность представляет изображение водной поверхности и отражение в ней. Также важной задачей этюдов является передача настроения и состояния природы, линейные и воздушные перспективы ландшафта. Задания усложняются постепенно — при первых выходах на пленэре внимание уделяется зарисовкам и этюдам отдельных растений, веток деревьев. Следующим этапом работы является сбор материала для станковой композиции: это зарисовки животных, фигур человека, архитектурных деталей. В более старших классах учащиеся уже могут делать подробные зарисовки пейзажа с фигурой человека.
Огромное значение в работе на пленэре уделяется натюрморту. Тематический натюрморт на освещенной солнцем траве, столе, террасе. Учащиеся отмечают разницу между учебными постановками в аудитории и натюрмортами на пленэре. Пленэрные натюрморты изобилуют яркостью красок, светотенью, рефлексами. Учащиеся старших классов решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении этюда в определенном колорите, передачи точных тональных и цветовых отношений тематическом натюрморте на пленэре, самостоятельно выбирают технику и материалы для его создания. Эти задания тесно связаны со станковой композицией.
Приобретенные на пленэре знания и навыки учащиеся часто используют в дальнейшей работе над итоговой и выпускной композицией. Во время занятий по пленэру идет работа по сбору натурного материала, выполняются этюды, зарисовки, наброски. На основе накопленного ими материала создастся тематические выпускные и итоговые работы по композиции.
Пленэр по многим наблюдениям очень мотивирует начинающих художников, способствует их творческому росту, позволяет сформировать устойчивою мотивацию к дальнейшим занятиям изобразительным искусством.
Итогом деятельности учащихся всегда являются выставки работ, созданных на пленэре. Яркие впечатления, полученные на занятиях, становятся основой этих интересных работ. В художественных школах пленэрные занятия практикуются в конце учебного года, перед летними каникулами. Но опытный педагог с учениками старается выбрать время и выходить на этюды и в более лучшие сезоны года. Переходное состояние природы — нежная весенняя зелень, яркие краски осени, белоснежная суровость зимы — лучшее время для раскрытия живописных качеств этюдов. Пленэр — это всегда яркие впечатления, богатейший опыт, открывающий учащимся новые видение природы, позволяющий смотреть на нее глазами художника.
Литература:
- Школа изобразительного искусства. Выпуск II. Издательство Академии художеств СССР. М. 1961
- Маслов Н. Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника педагога. Орел.1989
- Лясковская О. А. Пленэр в русской живописи XIX века М.1966