Выразительные средства, используемые на уроках изобразительного искусства при изучении понятия «пейзаж»
Автор: Кириллова Татьяна Николаевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 12.09.2018
Статья просмотрена: 179 раз
Библиографическое описание:
Кириллова, Т. Н. Выразительные средства, используемые на уроках изобразительного искусства при изучении понятия «пейзаж» / Т. Н. Кириллова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3549/ (дата обращения: 15.11.2024).
Новизна стандарта второго поколения для образовательной области «Изобразительного искусства» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом являются:
– формирование художественных и культурных компетенций обучающихся,
– расширение кругозора,
– развитие образного, ассоциативно-критического мышления,
– приобретение личностного художественно-творческого опыта,
– выбор путей собственного культурного развития.
Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на зрительный.
Исследователи отмечают наличие определенных психологических особенностей восприятия у так называемого поколения Next — детей, выросших в эпоху компьютеров и глобальной Интернет-сети. Среди них: интеллектуальное равнодушие; неверие в традиционные ценности; недостаток отзывчивости и воспитанности; искушенность в технике и др. Ситуация усугубляется широкой доступностью виртуального пространства, которое является «коммуникатором с широким выбором культурных объектов и способов их использования».
Во время проведения уроков изобразительного искусства необходимо уделять внимание не только последовательности изображения того же самого пейзажа окружающего мира, но и дать возможность проявить свою индивидуальность, и каждый из них будет стараться изобразить свой пейзаж. Не у всех детей должно быть всё одинаково.
Также уроки изобразительного искусства можно активно соединять с уроками литературного чтения. Природа воспевается поэтами и прозаиками, как неотъемлемая часть бытия взаимоотношений человека и природы, его восхищение красотой окружающего мира и любви к родным краям. С учащимися на уроках изобразительного искусства рассматриваются иллюстрации к произведениям (пейзажи), анализируется характер изображаемого, разбирается фоновый комплект изображенного, цветовая гамма, говорится о чувствах, которые вызывает данная иллюстрация или же это репродукция картины. С помощью такой работы учащиеся развивают устную речь — грамотное построение предложений, правильное использование интонации, соблюдение смысловой направленности, рассуждение о смысле той или иной картины, приведение примеров.
На уроках русского языка — при написании сочинения по какой — либо картине, используя основные понятия и знания из урока изобразительного искусства. Прежде чем работать над самой картиной, учащиеся знакомятся с её автором, узнают о других его картинах, вспоминают похожую тематику картин у других художников. Работа по картине на русском языке имеет свои особенности, без знания элементов картины, которую невозможно исполнить. Что входит в работу над картиной на русском языке?
1) Знакомство с биографией художника;
2) Определить основное направление искусства данного художника;
3) Анализ картины;
4) Мнение учащегося о данной картине.
Каждый из этих этапов прорабатывается устно, подробно, используя дополнительную информацию из словарей или энциклопедий — работа с информацией. Обсуждение найденной информации — развитие речи, анализ и систематизация полученных данных. Составление плана по работе над картиной — систематизация данных и построение логической последовательности действий. При работе над картиной использование основных терминов и понятий, взятых из урока изобразительного искусства. Высказывание своего индивидуального мнения о данной картине. Эти этапы работы помогают не только развивать письменную и устную речь, но и видение прекрасного, понимание изображаемого, восприятие картины как замысла художника и цели её изображения.
Для стимулирования воображения и появления вдохновения у ребят необходимо использовать музыкальное сопровождение, лучше всего, конечно, использовать классическую музыку. Например, изображение пейзажей в разное время года, на этом уроке рекомендую использовать музыкальные произведения из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Музыка будет основным «вдохновителем», «капитаном воображения» учащихся. Прослушивать музыку лучше закрытыми глазами и дать возможность детям постучать карандашами в ритм, окунуться в стихию мелодий и настроения композиции. После этого, проанализировав характер музыкального произведения, предложить учащимся образцы изображения того или иного времени года в работах великих художников — пейзажистов, таких, как И.Шишкина, И.Айвазовского, И.Левитана и т. д.
Очень много средств можно и нужно использовать на уроках изобразительного искусства, совмещать его с другими уроками на разных этапах. Учащимся будет не только интересно, но запоминать и усваивать материал будет лучше и ярче. Не бойтесь экспериментировать на уроке изобразительного искусства, ведь наш предмет — это и есть искусство, полет мыслей и вдохновения, создание нового и интересного.