Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

О роли структурного соотношения административных регламентов с другими формами правовых актов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти в России

Юриспруденция
25.11.2025
5
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена вопросу определения роли структурного соотношения административных регламентов с другими формами правовых актов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти на территории нашей страны. По результатам проведенного исследования автор формирует собственный вывод, обобщающий собранный материал.
Библиографическое описание
Серегина, М. С. О роли структурного соотношения административных регламентов с другими формами правовых актов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти в России / М. С. Серегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130537.


The article addresses the issue of defining the role of structural relationship between administrative regulations and other forms of legal acts regulating the activities of executive authorities within our country. Based on the results of the conducted research, the author formulates his own conclusion summarizing the collected material.

Keywords: administrative regulation, executive authorities, standard, law, legal act.

Развитие системы государственного и муниципального управления неразрывно связано с формированием целостной системы административных регламентов. В связи с чем, актуальным становится определение отдельных аспектов, связанных со становлением практики их разработки. Актуальность анализа в этом направлении объясняется необходимостью уточнения ключевых процедур и возможностей развития дальнейших преобразований административно-управленческой деятельности и системы государственного и муниципального управления.

Применительно к российской практике становления административных регламентов, можно отметить, что они введены относительно недавно — только двадцать лет назад с принятием Постановления Правительства Российской Федерации (далее — РФ) от 19.01.2005 № 30 (ред. от 18.11.2024) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти». Именно данный документ стал основой для развития процесса принятия и реализации административных регламентов в нашей стране ввиду формирования определений соответствующих дефиниций, возможностей для регламентации деятельности отдельных органов государственной власти и т. д.

Применительно к документу, можно выделить, что он определяет все ключевые вопросы, связанные с практическим применением административных регламентов в деятельности различных государственных органов власти.

В литературе по вопросам анализа и практического применения административных регламентов в деятельности государственных органов выделяется наличие различных трактовок их сущности. По мнению Г. С. Беляевой, Т. М. Нинциевой, И. Н. Якимовой: административный регламент представляет собой правовой управленческий акт, характеризующийся определенными особенностями, а именно: подзаконный официальный документ, принимаемый и реализуемый органом исполнительной власти (имеющим соответствующие полномочия) в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, а также оформленный в соответствии с установленными правилами и требованиями [3, с. 166–168]. Тогда как Ю. В. Швецов трактует административный регламент как особый свод правил, обязательных для исполнения в деятельности отдельных органов власти, а также четко иллюстрирующий особенности развития практики предоставления услуг органами исполнительной власти [6, с.142–145]. Однако Н. В. Муленко считает, что административный регламент — официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям [5, с.48–51].

Наряду с указанными мнениями в соответствии с федеральным законодательством общепринятой трактовкой понятия «административный регламент» выступает нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги [1].

Такой подход обоснован спецификой выстраивания практики формирования и использования административных регламентов в деятельности российских исполнительных органов власти, в связи с чем далее будет использован именно он.

Развитие института правоприменения административных регламентов в современной России тесно связано с выстраиванием общей системы регулирования процесса предоставления услуг в деятельности исполнительных органов власти. Это влечет за собой необходимость выделения особенностей административных регламентов относительно других нормативно-правовых документов в данной сфере.

Первой из отличительных особенностей административных регламентов относительно прочих документов в сфере регулирования деятельности исполнительных органов власти, становятся характерные признаки таких документов. К ним должны быть отнесены:

— административный регламент позволяет регламентировать административные процедуры с позиции, не связанной с юрисдикционным процессом;

— он включает в себя только процедурные нормы, в которых отражаются порядок, условия, сроки и последовательность действий органов исполнительной власти по реализации процедур, связанных с исполнением различных нормативно-правовых требований. При этом, в административном регламенте не закрепляются различные материальные нормы;

— административные регламенты имеют жесткие требования к своей структуре и содержанию, что отличает такие документы от различных инструкций по предоставлению государственных услуг, внутренние стандарты и т. д.;

— документ позволяет максимально регламентировать все административные действия, упорядочивает их, а также определяет направления совершенствования, в том числе и через ликвидацию избыточных административных процедур, документов, сопровождающих предоставление государственных услуг и т. д.;

— ввиду особенностей развития практики деятельности исполнительных органов власти, административные регламенты включают в себя низкое число отсылок на другие нормативно-правовые документы, тем самым становятся, фактически, документом, которые могут обеспечит возможности для реализации мероприятий в сфере развития деятельности исполнительных органов власти;

— главной задачей формирования административных регламентов становится решение задачи обеспеченности открытости и прозрачности деятельности государственных органов исполнительной власти. В связи с чем, включает в себя совокупность информации о предоставляемых государственных услугах, специфике деятельности самих органов власти, а также прочие сведения, позволяющие обеспечить необходимый уровень защиты законных прав и интересов заявителей [2, с. 5–7].

Представленные выше признаки административных регламентов обеспечивают возможности для распределения функций и полномочий отдельных органов власти по вопросам предоставления государственных услуг, выстраивания модели обслуживания и предоставления государственных услуг и т. д.

Это становится основой для выстраивания модели наиболее эффективного распределения регулирующих функций и решения задач распределения регулирующего воздействия между административными регламентами, стандартами предоставления государственных и муниципальных услуг, а также различных внутренних инструкций и положений. Таким образом, возникает необходимость сравнения административных регламентов, стандартов предоставления государственных услуг и различных внутренних положений, приказов и инструкций.

Сравнительная характеристика административных регламентов и стандартов предоставления государственных услуг приведена в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика административных регламентов и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг

Административные регламенты

Стандарты предоставления государственных услуг

Нормативно-правовые акты государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления

Документы отдельных органов исполнительной власти, регламентирующие качество обслуживания населения в рамках процесса предоставления государственных услуг

Устанавливают сроки и последовательность административных процедур, возможности обжалования действий и бездействия со стороны органов власти

Отражают обязательные требования к срокам предоставления государственных услуг, а также перечень и форм документов, которые должны быть представлены со стороны заявителя и органа власти

Служат основой для регламентации как деятельности связанной с предоставлением государственных услуг, так и прочих видов деятельности

Служат основой для деятельности органов власти, непосредственно предоставляющих государственные услуги

Также следует выделить, что административные регламенты достаточно сильно связаны с реализацией функций исполнительных органов власти в сфере организации обслуживания населения, что влечет за собой наличие прямой связи с различными внутренними регламентами и инструкциям в исследуемой сфере в этой связи ниже в Таблице 2 приведена сравнительная характеристика административных регламентов и внутренних инструкций в сфере предоставления государственных услуг исполнительными органами власти.

Таблица 2

Сравнительная характеристика административных регламентов и внутренних инструкций в сфере предоставления государственных услуг исполнительными органами власти [4, с. 54–62]

Признак сравнения

Административные регламенты

Внутренние инструкции, положения и т. д.

Содержание нормативного материала

Основной массив юридических норм представленных в других нормативно-правовых документах

Регламентируется совокупность норм и практика предоставления услуг в деятельности конкретного органа власти

Юридическая конструкция

Четкая, структурно обусловленная и систематическое изложение норм права

Определяется требованиями и задачами регламентации деятельности отдельных органов власти

Цель

Не указывают конкретного результата, а только определяют процедуру достижения необходимого результата

Содержат определенное решение, которое является итогом удовлетворения требований заявителя

Регистрация

Обязательны для государственной регистрации в Министерстве Юстиции в РФ

Не обязательны к регистрации, но могут проходить регистрационные процедуры в соответствии с установленными правилами оценки

В целом, административные регламенты должны рассматриваться как более сложное, комплексное явление, охватывающее все основные аспекты предоставления государственных услуг со стороны органов государственной власти. При этом, внутренние регламенты и положения, чаще всего, действуют на уровне конкретного органа власти и регламентируют конкретные аспекты предоставления государственных услуг в их работе.

Исходя из представленных выше итогов сравнения, можно выделить, что административные регламенты являются более сложной категорией, а также охватывают значительный спектр вопросов, связанных с регламентацией деятельности исполнительных органов власти и межведомственным взаимодействием. Государственные стандарты в сфере предоставления государственных услуг ориентированы на отражение конкретных требований в сфере предоставления государственных услуг и менее обширны по содержанию регламентирующих норм.

Сравнение административных регламентов и различных инструкций и внутренних положений органов исполнительной власти, позволило выделить отличия, связанные с содержанием, целями и юридической конструкцией, а также прочими характеристиками. Таким образом, административные регламенты являются более обширным понятием, чем другие рассмотренные виды регламентирующих документов.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод о том, что административные регламенты представляют собой неотъемлемый элемент в развитии практики регулирования деятельности органов исполнительной власти. Их существование является объективным последствием реализации административной реформы в РФ, но существуют и возможности дальнейшего их развития ввиду изменения отдельных аспектов деятельности исполнительных властей в нашей стране.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 10.11.2025).
  2. Абсалямова, Д. Э. Административный регламент как нормативный правовой акт: понятие и признаки / Д. Э. Абсалямова, Н. А. Серых, О. Л. Сулейманова // Интернаука. — 2023. — № 2–5(272). — С. 5–7.
  3. Беляева, Г. С. Сущность административные, регламентов как актов управления / Г. С. Беляева, Т. М. Нинциева, И. Н. Якимова // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 5(185). — С. 166–168.
  4. Лушникова, В. А. Административные регламенты: понятие, признаки, проблемы правовой регламентации / В. А. Лушникова // Теоретическая и прикладная юриспруденция. — 2024. — № 3(21). — С. 54–62.
  5. Муленко, Н. В. Сущность административных регламентов в период проведения административной реформы в Российской Федерации / Н. В. Муленко // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2013. — № 1. — С. 48–51.
  6. Шевцов, Ю. В. Административные регламенты: понятие, сущность и тенденции развития / Ю. В. Шевцов // Тамбовские правовые чтения имени Ф. Н. Плевако: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 19–21 мая 2022 года. — Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. — С. 142–145.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 284-287):
Часть 5 (стр. 277-353)
Расположение в файле:
стр. 277стр. 284-287стр. 353
Похожие статьи
Роль административных регламентов в органах внутренних дел в административном праве
Юридическое значение административных регламентов органов исполнительной власти, их место и роль
Административные регламенты органов исполнительной власти: понятие и назначение
Современная модель государственного управления в сфере внутренних дел
Нормативно-правовые акты исполнительной власти Российской Федерации
Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы
К вопросу об организационных основах управления в органах внутренних дел Российской Федерации
Административные регламенты предоставления государственных услуг
Основная роль государственного служащего в системе государственного управления
Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования подзаконного нормотворческого процесса

Молодой учёный