В статье рассматриваются ключевые моменты о занимаемой роли государственного служащего при принятии управленческих решений, а также в целом в системе государственного управления.
Ключевые слова: государство, управление, государственный служащий, должность, обязанности.
The article discusses the key points about the role of a civil servant in making managerial decisions, as well as in the public administration system as a whole.
Keywords: state, administration, civil servant, position, duties.
Качество и эффективность деятельности государственных служащих и государственного управления напрямую зависят от системы правового регулирования.
Конечно, основную роль здесь играет нормотворческая деятельность органов исполнительной власти и самих государственных служащих, являющихся должностными лицами при них.
Правовое регулирование государственной деятельности, должностные регламенты государственных служащих, составленные на основе этого правового поля — основополагающая база для государственного служащего, которой он должен руководствоваться при принятии тех или иных управленческих решений в целях соблюдения норм действующего законодательства.
В современных условиях в связи с существенными преобразованиями, проводимыми в стране, правовые акты органов исполнительной власти приобрели особое значение [1].
В своей работе Ю. Н. Стариловым отмечено, что немецкими учеными И. Рихтером и Г. Ф. Шуппертом, выделяются «следующие формы управления:
1) правотворчество (постановления, уставы, административные предписания);
2) административные акты;
3) публично-правовые договоры;
4) простое административное действие;
5) частноправовая административная деятельность (например, предоставление субсидий) [2].
Издание разнообразных актов управления составляет важную сторону исполнительно-распорядительной деятельности, и в настоящее время это наиболее действенный и широко применяемый инструмент управления в повседневной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации [3].
Акты управления как главное средство выражения и реализации конкретных государственно-властных полномочий по управлению оказывают большое влияние на все другие средства управления, в значительной мере предопределяют их, степень их использования [4].
Большинство управленческих решений находит выражение в форме правовых актов. С ними связано использование всех средств государственного управления, осуществление важнейших задач государства, а также функций государственных органов и их должностных лиц. На основе правовых актов создаются все органы государственной власти, определяются их задачи, функции, компетенция, порядок деятельности [1].
Четкие обязанности и права по принятию управленческих решений государственным служащим определенны его должностным регламентом.
В своей работе они используют технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих [5].
Гражданские служащие не вправе исполнять данное им неправомерное поручение. При получении от руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, он должен представить в письменном виде обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при его исполнении, и получить от руководителя подтверждение в письменной форме этого поручения. В случае получения такого подтверждения гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения служащими неправомерного поручения гражданские служащие и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством [1].
Выход за пределы установленных ограничений по принятию управленческих решений государственным служащим, является полностью ответственностью конкретного государственного служащего…
Литература:
- Уманская В. П., Малеванова Ю. В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020, 185 с.
- Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Указ. соч.
- Абдурахманов А. А. Правовые акты управления в механизме административно-правового регулирования общественных отношений. М., 2005, 99 с.
- Васильев Р. Ф. Исследование актов государственного управления (необходимость, направления) // Акты управления (вопросы теории): Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1987. 146 с.
- Бахрах Д. Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1995. № 12, 101 с.