Оценка результатов деятельности таможенных органов основывается на строгом соблюдении правил и инструкций, что обуславливает затруднение во внесении разного рода изменений не зависимо от степени в их необходимости. Построение утвержденной системы показателей, отражающих результаты реализации поставленных задач, и методологического инструментария их оценки ограничено четкими рамками заранее определенных действий по намеченным направлениям. Однако появление современных технологий развития экономических систем, в том числе цифровизация процессов, формирует тенденции, необходимые как для бизнес-сообщества, так и для государственных органов.
Оценка показателей эффективности и результативности Южного таможенного поста (ЦЭД) и выделение основных характерных для таможенных органов особенностей анализа результатов деятельности позволила выявить факторы, послужившие причиной трудностей и недостатков в составляющих инструментарий методологии проведения оценки выполнения показателей.
Одним из первых недостатков существующей методологии оценки деятельности таможенных органов является ее ориентация на оценку выполнения установленного на определенный отчетный период плана. Подробно опишем особенности рассмотренного подхода в проведении оценки деятельности таможенного органа [4].
- Приоритет количественных показателей ориентирует оценочную деятельность преимущественно на достижении конкретных численных показателей, установленных заранее. На каждый отчетный период (в случае таможенных органов — квартал) внутренними нормативными документами устанавливаются плановые значения для показателей, выраженных в процентном соотношении.
- Недостаточное внимание качеству процесса оценки. Поскольку основной целью является выполнение формальных требований плана, зачастую снижается внимание к качественным аспектам оценки. Важнее становится сам факт достижения целевых значений, нежели качество реализации и влияние на конечный результат.
- Отсутствие гибкости предполагает строгое следование установленным нормам и процедурам, даже если ситуация требует изменений или адаптации. Недостатком является низкая способность реагировать на изменения внешней среды или внутренних условий.
- Формальный подход приводит к тому, что соблюдение процедуры важнее реального результата.
- Отсутствие глубокого понимания деталей процесса оценки проявляется также в недостаточном анализе ситуации и выявлении глубинных причин отклонений от нормы. Вместо детального анализа причины несоответствия плану используются поверхностные меры исправления ошибок.
Таким образом, рассмотренный подход оценки показателей деятельности, ориентированный только на выполнение установленных планов, имеет ряд серьезных недостатков, ограничивающих эффективность и развитие таможенных органов.
Вторым недостатком установленной системы показателей оценки деятельности таможенных органов является использование преимущественно количественных методов оценки, предназначенных для анализа исследуемых процессов посредством числовых выражений.
Во-первых, при исключительном использовании данных методов расчета показателей прослеживается ограниченность описания исследуемых таможенных процессов. В силу большого количества направлений деятельности таможенных органов многие процессы и объекты таможенного оформления являются многокомпонентными, являющимися результатом влияния внешних и внутренних факторов, которые могут проявляться в качестве деятельности других структурных подразделений, изменений в таможенном законодательстве, также в структуре и динамике товарооборота, кадровых и структурных преобразований анализируемого таможенного органа и иных факторов.
Во-вторых, учитывая вышесказанное отсутствие анализа возможного влияния факторов внешней и внутренней среды не позволяет применить метод экстраполяции для прогнозирования результатов деятельности таможенного органа при сохранении той же степени выполнения показателей, которой характеризует деятельность таможенного органа в настоящее время.
В-третьих, значения количественных показателей не всегда могут давать объективные результаты в силу определенного влияния на них путем изменения методик расчета или подбора выборочной совокупности данных, используемой при расчете показателей.
Третьим недостатком можно выделить отсутствие возможности проведения оценки показателей за более широкий временной отчетный период. Как известно, показатели эффективности и результативности деятельности таможенных органов рассчитываются и анализируются соответственно поквартально. Однако в связи с многократными нормативными изменениями в перечень утверждаемых показателей возможность рассмотрения динамики каждого показателя, например, в течение нескольких лет отсутствует и является нецелесообразным для результативности оценки деятельности. Ограниченность возможностей имеющейся оценки выполнения показателей деятельности таможенных органов лишает заключений о выявлении тенденций и динамики в исследуемых областях таможенного дела.
В качестве четвертого проблемного вопроса методологии оценки показателей деятельности таможенных органов считается отсутствие инструментов и методов предварительной проверки планируемых к утверждению показателей эффективности и результативности деятельности [2]. Данная ограниченность также связана с многократными изменениями в перечни показателей и соответственно переутверждением нормативных документов.
Проверка необходимости новых показателей, правильности расчетов и критериев оценки их выполнения позволила бы выделить проблемные вопросы в реализации таких показателей, которые в последствии были бы решены и устранимы.
Пятый недостаток методической составляющей оценки деятельности таможенных органов является отсутствие возможности комплексного анализа всего спектра направлений деятельности таможенной службы. Как известно, на таможенные органы возлагается множество задач и функций, в том числе в рамках реализации государственных целей, что обуславливает разносторонний характер деятельности и многоуровневую иерархию входящих в систему таможенных органов структурных подразделений и служб.
На первый взгляд существующая система показателей деятельности таможенных органов направлена на оценку выполнения отдельных задач выборочных структурных подразделений таможенной службы, что не позволяет осуществлять полноценный комплексный анализ результатов работы. Данное умозаключение также подтверждается содержанием утвержденных Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критериев оценки, свидетельствующих о неполноте охвата направлений деятельности таможенных органов. Однако в данном случае стоит учитывать риск возникновения сложной и трудоёмкой системы показателей, направленной на оценку всех направлений деятельности, что способно вызвать избыток информации, обработка которой потребует значительных временных затрат и привлечения большого объёма кадровых ресурсов.
Шестой недостаток оценочной деятельности связан с отсутствием учета при расчете показателей деятельности степени взаимного влияния на результаты работы всех исследуемых структурных подразделений. Специфика деятельности таможенных органов строится таким образом, что результатом определенных решений является совместное участие нескольких структурных подразделений, работа которых определяется разными направлениями таможенной службы [2]. Известно, что на каждом уровне иерархии управления таможенными органами используются значения показателей результативности и эффективности, которые главным образом формируются нижестоящими подразделениями, такими как таможенные посты. Следовательно, имеющаяся система показателей оценки деятельности таможенных органов исключает возможность учета участия в итоговых значениях показателей других подразделений, что не позволяет однозначно судить о корректности и правильности действий анализируемых объектов в качестве отделов, служб или таможенного органа в целом.
Таким образом, можно сделать, вывод, что проанализированные недостатки и проблемы методологии оценочной деятельности таможенных органов во многом обусловлены не ограничением в количестве показателей и их составляющих расчета, а однородностью подходов к организации методологии проведения оценки. Описанные последствия данных недостатков заключаются в снижении надёжности и эффективности оценки, что препятствует развитию и модернизации таможенных органов. Для устранения этих проблем необходима модернизация методологической основы оценки, внедрение передовых подходов и использование новых технологий, способных качественно и всесторонне оценить деятельность таможенных органов.
Литература:
- Кадырова Г. М. Эффективность и результативность деятельности органов власти: учебник и практикум для вузов / Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин; под редакцией С. Е. Прокофьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 247 с.
- Кнышов А. В. Проблемные вопросы и рекомендации по совершенствованию оценки эффективности деятельности таможенных органов России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. С. 1–13.
- Курихин С. В. Развитие внутриведомственной оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации // Вектор экономики. 2020. № 11. С. 1–7.
- Иброхимов Д. Ф. Порядок оценки эффективности деятельности таможенных органов с помощью системы показателей // Научно-практический журнал «Аsпирант». 2020. № 6 (57). С. 97–100.
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Минфина России от 18.03.2024 № 24н «Об определении Перечня показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, Порядка и методики их мониторинга, а также порядка участия в таком мониторинге лиц, указанных в части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru. (дата обращения: 06.11.2025).

