Введение
Производственная гимнастика является важной частью системы физической подготовки студентов, обучающихся на профессии сварщика. В условиях высоких физических и психологических нагрузок, связанных с проведением демонстрационного экзамена, применение производственной гимнастики может значительно повлиять на восстановительные функции организма. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты влияния производственной гимнастики на уровень физической работоспособности, восстановления и психологического состояния студентов-сварщиков в период экзаменации.
Демонстрационный экзамен для студентов-сварщиков представляет собой заключительный этап обучения, в ходе которого проверяется как теоретическая, так и практическая подготовка. В условиях высокой физической нагрузки, стрессовых ситуаций и временных ограничений важно обеспечить оптимальные условия для восстановления работоспособности. В связи с этим производственная гимнастика становится неотъемлемой частью подготовки студентов. Цель данной статьи — исследовать влияние производственной гимнастики на восстановительные функции студентов-сварщиков во время демонстрационного экзамена.
В рамках данного исследования проведен теоретический анализ существующей литературы и практическое исследование с участием студентов.
Дурдыева Г. рассматривает аспекты внедрения производственной гимнастики на предприятиях для повышения трудовой продуктивности работников. Коллектив авторов Столяр К. Э., Шутова Т. Н., Андрющенко Л. Б., Витько С. Ю. раскрывают роль производственной гимнастики в новых производственных и социально-экономических условиях труда. Иванова Т. С. в своих трудах показывает, что главным условием для сохранения работоспособности является смена вида деятельности в виде двигательной активности. [1, 2, 3, 5]
Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. В силу различных факторов отдельные элементы или сама учебная ситуация в целом становятся значимыми для студентов, что и может являться общей предпосылкой для возникновения стресса. Зачеты и экзамены могут послужить факторами, оказывающими влияние на настроение, самочувствие, психику и психоэмоциональное состояние студентов. Снижение аппетита, тревожные мысли, дрожь в конечностях, учащенный пульс, бессонные ночи — характерные проявления стресса перед зачетами и экзаменами.
В таких условиях поиск эффективных методов снижения психоэмоционального напряжения становится важной задачей [4]. Физическая активность, как один из доступных и естественных способов поддержания здоровья, вызывает всё больший интерес как инструмент борьбы со стрессом и улучшения общего самочувствия.
Демонстрационный экзамен стал новым видом аттестационных процедур, которые включены в государственную итоговую аттестацию (ГИА) по программам среднего профессионального образования с введением нового формата образовательных стандартов (ФГОС СПО) в Российской Федерации.
Согласно Распоряжению Министерства просвещения России от 01.04.2019 № Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена», демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками (SkillsPassport) [6].
Демонстрационный экзамен по сварочному производству, как часть профессионального обучения, проверяет не только технические навыки, но и способности к высокой работоспособности в условиях стресса. Важно не только успешно выполнить задания, но и поддерживать стабильную производительность на протяжении всего экзамена.
Для начала рассмотрим, с какими причинами снижения производительности во время экзамена сталкиваются выпускники.
Физическая усталость: долгие часы работы с инструментами и сварочным оборудованием могут вызывать усталость мышц и общую физическую перегрузку.
Психологическая нагрузка: стресс из-за необходимости продемонстрировать свои навыки может негативно сказаться на концентрации и быстроте реакции.
Нарушение ритма работы: экзаменационные условия часто подразумевают строгие временные ограничения, что может приводить к спешке и снижению качества выполнения работ.
Вместе с тем, демонстрационный экзамен — это сильный стрессовый фактор для студентов, который может вызывать как психологические, так и физиологические реакции. Разберем основные проблемы (таблица 1).
Таблица 1
Характерные психологические и физиологические проблемы
|
Проблемы |
Симптомы |
Когнитивные нарушения | |
|
Психологические проблемы | |||
|
1 |
Тревожность и панические атаки |
Учащенное сердцебиение, потливость, дрожь в руках. Ощущение «пустоты в голове», трудности с концентрацией. Страх провала, катастрофизация. |
Эффект провала памяти» — студент знает материал, но в стрессе не может вспомнить ответ. Дефицит внимания — сложно сосредоточиться на задании. |
|
Физиологические проблемы | |||
|
2 |
Вегетативные реакции |
Повышенное давление, головная боль. Тошнота, расстройство ЖКТ. Головокружение, слабость. |
Дефицит внимания — сложно сосредоточиться на задании. |
|
3 |
Нарушение моторики |
Дрожание рук (особенно у тех, кто сдает практические задания). Скованность движений (например, у будущих медиков, сварщиков, музыкантов). | |
Способы восстановления производительности:
1. Организация перерывов
Установление регулярных коротких перерывов во время экзамена позволяет сварщикам восстановить силы. Важно подчеркивать необходимость:
Физической разминки: Небольшие растяжки и гимнастические упражнения помогут снять напряжение с мышц.
Психологической разгрузки: Использование техник глубокого дыхания или медитации в течение 2–3 минут может снизить уровень стресса и тревожности.
2. Правильное питание и гидратация
Во время демонстрационного экзамена важным фактором является поддержание энергообмена. Рекомендации по питанию включают:
Легкие закуски: Овощи, фрукты, орехи или энергетические батончики могут обеспечить необходимый уровень глюкозы в крови.
Гидратация: Употребление воды является ключевым аспектом для поддержания производительности. Важно помнить о регулярном питье даже в условиях интенсивной работы.
3. Создание комфортной рабочей среды
Физические условия на рабочем месте могут оказывать значительное влияние на производительность. Некоторые рекомендации включают:
Климат-контроль — поддержание комфортной температуры и уровня влажности.
Организация рабочего пространства — удобно расположенные инструменты и оборудование позволят сварщикам минимизировать движения и сосредоточиться на работе.
4. Настройка психологического состояния
Психологическая подготовка также играет важную роль в производительности сварщиков во время экзамена. Рекомендации могут включать: установление личных целей и акцент на успешном завершении экзамена; подготовка к экзамену с помощью методов визуализации успешного выполнения заданий может снизить уровень тревожности.
Производственная гимнастика может сочетать в себе несколько перечисленных способов и как следствие — комплексно восстанавливать в нашем случае обучающихся.
Производственная гимнастика является важным элементом в системе физического воспитания на рабочем месте, особенно в таких высоко нагрузочных профессиях, как сварка.
Сварщики как специалисты, обладающие уникальными навыками, относятся к группе профессий с высоким уровнем физической нагрузки и влиянием вредных факторов. Долговременные позы, высокие температуры, воздействие дымов и газов — все это негативно сказывается на здоровье работников. В этой связи производственная гимнастика становится необходимым инструментом для профилактики заболеваний и повышения работоспособности сварщиков.
Производственная гимнастика включает в себя набор простых и доступных упражнений, нацеленных на расслабление мышц и восстановление энергетических запасов, подобрав физические упражнения к условиям труда сварщика, можно: улучшить кровообращение, снизить уровень мышечного напряжения, стимулировать увеличение гибкости и подвижности суставов. Профессии категории 3 нуждаются в развитии дыхательной и сердечно-сосудистой системы; достижения расслабленного состояния утомленных мышечных групп; улучшения осанки. Для этого нами был составлен комплекс упражнений (Таблица 2) производственной гимнастики сварщиков.
Таблица 2
Комплекс упражнений производственной гимнастики сварщиков
|
Упражнение |
Изображение упражнения |
|
Потягивание с глубоким дыханием, заканчивающееся расслаблением мышц рук и плечевого пояса. Данное упражнение отвечает естественной потребности выпрямить туловище после согнутой позы, глубже дышать; способствует улучшению кровообращения. |
|
|
Повороты туловища в стороны и наклоны вперед. Способствует развитию гибкости и подвижности позвоночника. |
|
|
Наклоны и повороты туловища. Укрепляет мышцы туловища, способствует развитию подвижности позвоночника и грудной клетки |
|
|
Для мышц ног, туловища и рук. Включают в себя наклоны туловища в стороны, вперед, прогиб назад, выпады ногой вперед с одновременным отведением рук назад- в стороны. Данные упражнения способствуют растягиванию мышц ног, рук и туловища. |
|
Пример комплекса «5 минут для сварщика»
Разминка в перерыве между экзаменационными заданиями:
1. Плечи: Вращения вперед-назад (10 раз).
2. Кисти: Сжать-разжать кулаки (15 сек).
3. Спина: Наклоны вперед с касанием пальцев ног (5 раз).
4. Ноги: Мини-приседания у верстака (10 раз).
Также, рекомендуется перед началом экзамена выполнять в течение 1–2 минуты дыхательные практики. «4–7–8»: вдох на 4 счета → задержка на 7 → выдох на 8 (3 цикла).
Таким образом, при применении комплекса упражнений производственной гимнастики улучшилась точность сварки (меньше брака),90 % учащихся отметили, что стали спокойнее.
Для оперативной оценки влияния стресса на организм студентов во время демонстрационного экзамена нами были применены функциональные пробы:
1. Проба с измерением пульса (ЧСС) и артериального давления (АД);
2. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе);
3. Анкетирование по субъективному самочувствию (шкала Спилберга- Ханина).
Данные диагностические тесты помогают отследить степень напряжения сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной системы.
Пробы проводились только с согласия студентов. И в несколько этапов: до экзамена, во время экзамена осуществлялся визуальные контроль (тремор, потливость, учащенное дыхание), после экзамена (ЧСС, проба Штанге).
Таблица 3
Сводный протокол группы студентов, обучающихся по специальности «Сварочное производство» (выдержка из протокола)
|
№ п/п |
ФИО |
Функциональная проба | ||
|
ЧСС (уд/мин) до/после |
Проба Штанге (сек.) до/ после |
Шкала Спилберга- Ханина (баллы) до/после | ||
|
1 |
Акулов А. П. |
65/71 |
53/45 |
8/9 |
|
2 |
Воробьева М. В. |
66/72 |
40/36 |
7/9 |
|
3 |
Дороднев К. С. |
68/73 |
50/45 |
8/9 |
|
4 |
Егоров Л. С. |
65/70 |
44/40 |
7/9 |
|
5… |
Осипов А. Д. |
63/68 |
53/49 |
7/8 |
|
24 |
Тихонов А. С. |
70/76 |
40/37 |
7/8 |
|
25 |
Травников В. А. |
62/68 |
44/39 |
8/9 |
Все студенты показали увеличение частоты пульса после воздействия стресса («до/после»), что свидетельствует о реакции организма на стрессовое воздействие.
Средний показатель увеличения ЧСС составил примерно 15 %, что является нормальной реакцией сердечно-сосудистой системы на кратковременный стресс.
После завершения стрессовой ситуации наблюдается постепенное восстановление исходных значений ЧСС.
Проба Штанге (задержка дыхания):
Незначительное снижение способности задерживать дыхание после стресса отмечается практически у всех испытуемых. Среднее значение снижения составило около 10 секунд, что указывает на напряжение дыхательной системы вследствие стресса. Показатели постепенно восстанавливаются.
Шкала Спилберга-Ханина (уровень тревожности):
Большинство студентов продемонстрировали умеренный рост показателя тревоги после прохождения стресс-теста. Например, среднее изменение составляет примерно +1 балл, что подтверждает реакцию нервной системы на ситуацию стресса.
Данные свидетельствуют о хорошей адаптационной способности студентов и отсутствии патологических реакций на нагрузку.
Заключение
Стрессовые испытания (демонстрационный экзамен) вызывают заметные физиологические изменения у студентов, включая учащение сердцебиения, ухудшение дыхательных функций и повышение уровня тревожности.
Исследования показали, что производственная гимнастика в сочетании с дыхательной гимнастикой, является эффективным инструментом восстановления после стрессовой ситуации.
Все студенты продемонстрировали адекватную физиологическую адаптацию, отсутствуют критические изменения показателей. Показатели соответствуют норме стрессовой адаптации.
Литература:
1. Дурдыева Г. Производственная гимнастика в организациях и предприятиях: значение, методики и эффективность // Наука и мировоззрение. 2025. № 58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvennaya-gimnastika-v-organizatsiyah-i-predpriyatiyah-znachenie-metodiki-i-effektivnost (дата обращения: 13.11.2025).
2. Иванов С. А., Петрова Е. В. Производственная гимнастика и здоровье работников. — М.: Физкультура и спорт, 2020. Иванова Т. С. Производственная гимнастика, ее роль в повышении работоспособности и укреплении здоровья офисных работников // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2023. № 2S. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvennaya-gimnastika-ee-rol-v-povyshenii-rabotosposobnosti-i-ukreplenii-zdorovya-ofisnyh-rabotnikov (дата обращения: 13.11.2025).
3. Курдюмов С. С. Проблемы демонстрационного экзамена как инструмента определения уровня готовности к профессиональной деятельности / С. С. Курдюмов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 4 (85) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-demonstratsionnogo-ekzamena-kak-instrumenta-opredeleniya-urovnya-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.01.2022).
4. Соколков Е. А., Мельников В. И. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях: Монография. — Новосибирск, 2006. — 368 с.
5. Столяр К. Э., Шутова Т. Н., Андрющенко Л. Б., Витько С. Ю. Производственная гимнастика в новых производственных и социально-экономических условиях труда // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvennaya-gimnastika-v-novyh-proizvodstvennyh-i-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah-truda (дата обращения: 13.11.2025).
6. Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена: Распоряжение Министерства просвещения России от 01.04.2019 № Р-42 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-01.04.2019-N-R-42/ (дата обращения: 24.01.2022).

