Элементы психологического обеспечения физической подготовки актера
Авторы: Журавлев Вадим Николаевич, Коваленко Галина Викторовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2017
Статья просмотрена: 124 раза
Библиографическое описание:
Журавлев, В. Н. Элементы психологического обеспечения физической подготовки актера / В. Н. Журавлев, Г. В. Коваленко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13423/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье рассматриваются методы психомышечной тренировки как формы отдыха и организации процесса обучения, которые обеспечили бы восстановление организма студентов театрального факультета в короткий промежуток времени.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, пластическая подготовка, психомышечная тренировка.
Советская театральная школа построена на учении Константина Сергеевича Станиславского, который считал, что главной фигурой театра является актер. Большую часть своих произведений он посвятил работе актера. Созданная Станиславским система вначале опробовалась им на самом себе и в спектаклях Московского художественного театра, а затем в руководимых им студиях. Создавая свой метод (в сущности, науку о мастерстве актера), Станиславский находит основные элементы актерского искусства, из которых складывается на сцене та правда и простота, о которой мечтали русские театральные педагоги. Все эти элементы не существуют обособленно, все они взаимосвязаны [1]. Обучению этим элементам на основном предмете театрального факультета — мастерстве актера — и посвящена работа. На этих же занятиях должны быть решены вопросы по воспитанию качеств, необходимых актеру: наблюдательность, впечатлительность, память, темперамент, фантазия, воображение, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр.
Не последнее место в подготовке актера занимают предметы, формирующие пластическую культуру актера, в основе которых лежат элементы физического воспитания, так называемые движенческие дисциплины: сценическое движение, сценический бой, сценическое фехтование [2].
О необходимости физического воспитания для подготовки актера писали многие известные режиссеры и актеры — А. Эфрос, М. Захаров, И. Ильинский, И. Горбачев и многие другие. «Спорт полезен всем людям, но особенно он необходим тем, кто посвятил себя сцене. Пренебрежение к своему физическому развитию приводит к преждевременной потере трудоспособности, а также профессиональных качеств: стройности, гибкости, подвижности» — отмечали они [3].
Роль предмета «физическая культура» в учебном и творческом процессе театрального вуза с каждым годом заметно возрастает, это в первую очередь связано с тем, что большая часть поступающих студентов физически слабо подготовлена к специфической работе актера. Большой объем и плотность теоретических и практических дисциплин, требующих быстрого переключения от умственной работы к физической, создают повышенную нагрузку на нервную систему студента. Особенно это характерно для студентов младших курсов, не привыкших к интенсивной умственной и физической работе. Такая нагрузка вызывает быстрое наступление утомления, на фоне которого проходит большая часть учебной и творческой работы, так как 10-минутный перерыв не решает вопроса отдыха студентов. Очень трудно приходится студентам, когда их основному предмету, «мастерству актера», предшествуют занятия по физвоспитанию. В этом случае накопившаяся усталость мешает сразу переключиться на другой вид работы, и первая часть занятий проходит не в полную силу, от чего эффективность всего занятия падает. Следовательно, необходимо применять такие формы отдыха и организации процесса обучения, которые обеспечили бы восстановление организма в короткий промежуток времени.
Исходя из этого положения были поставлены следующие задачи:
1. Исследование влияния психомышечной тренировки (ПМТ) в учебном процессе на полноценность отдыха студентов.
2. Исследование влияния психомышечной тренировки на повышение эффективности учебного процесса.
3. Исследование оптимального сочетания психомышечной и физической работы.
В своей работе мы использовали метод психомышечной тренировки, при котором работа мозга сосредоточена на тренировке представлений [4]. Методика, предложенная А. В. Алексеевым, использовалась практически без изменений, за исключением ввода в формулу выхода из состояния внушенного сна «приказов», необходимых для дальнейшей творческой деятельности.
Психомышечная тренировка применялась в учебном процессе на занятиях физической культурой студентов театрального факультета КазНАИ имени Т. К.Жургенова. Также на дополнительных занятиях по предмету «Сценическое фехтование», на занятиях по мастерству актера и во время репетиций дипломного спектакля. Для работы использовалась одна из поз расслабления — поза лежа. Занятия проводили 2 раза в неделю по следующей схеме: успокаивающие формулы — формула сна — пятиминутный сон — активизация или тонизация.
Часть психомышечных тренировок проходила с использованием музыки, которая применялась как фон при проговаривании формул. За весь период работы занятиями по ПМТ было охвачено 82 студента 1–4 курсов театрального факультета. Контроль за состоянием студентов осуществлялся следующими методами:
- Измерение электрокожного сопротивления (ЭКС).
- Самооценка состояний.
Электрокожное сопротивление измерялось до и после работы у студентов 1 и 3 курсов (рис.1,2). Регистрация электрокожного сопротивления (ЭКС) показывает степень возбуждения высших вегетативных центров. С помощью небольшого прибора можно за несколько секунд определить уровень эмоционального возбуждения. Отклонение стрелки на приборе показывает степень потоотделения, по ее показаниям можно судить об уровне эмоционального возбуждения. Самооценка состояния проводится индивидуально каждым студентом в свободной форме.
На первом рисунке две кривые характеризуют динамику исходного психического состояния студентов 1 и 3 курсов в конце физической работы, непосредственно перед психомышечной тренировкой. При одинаковой физической нагрузке более экономно, в эмоциональном плане, проходят занятия у студентов 3 курса, у которых средний уровень эмоционального возбуждения постепенно уменьшается, приближаясь к границе оптимума, на что в первую очередь оказывает влияние постоянство психомышечных тренировок. У студентов 1 курса наблюдается неустойчивость состояния, когда на фоне постепенного снижения эмоционального возбуждения почти до уровня нормального видны неожиданные всплески.
На втором рисунке кривые характеризуют динамику изменения психического состояния студентов под влиянием психомышечной тренировки. Процесс восстановления проходит у студентов обеих групп неодинаково. В то время как у студентов 3 курса средняя величина эмоционального возбуждения постепенно снижается, достигая оптимума, у первокурсников этот процесс, как и до занятий, носит неустойчивый характер с преобладанием спадов и подъемов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что включение элементов психологического обеспечения учебного процесса существенно изменяет рабочее состояние студентов, что помогает в учебном процессе и в процессе творческой работы. В частности, они указывают на то, что студентам стало легче настраиваться на предстоящую работу, а в ходе многочасовых репетиций они имеют возможность заснуть на любое короткое время, отдохнув, продолжить работу в полную силу. Самооценка состояния студентов после проведения психомышечной тренировки дала следующие результаты: 85 % студентов считают, что занятия помогли им полностью восстановиться после физической нагрузки, они испытывают чувство бодрости и желание работать дальше; в то же время 15 % студентов считают, что хорошо отдохнули, но после занятий испытывают чувство вялости и сонливости, что связано с тем, что формулы активации были ими «промыслены» недостаточно четко (на что рекомендовалось обратить внимание при последующей работе). Хороший результат дало применение во время занятий музыкального фона, в этом случае студенты отмечают, что это помогает им лучше сосредоточиться на выполняемой работе. В процессе психомышечной тренировки использовался пятиминутный сон. 10 % студентов отмечают, что состояние самовнушенного сна появилось у них уже на первых занятиях, остальным же студентам для этого было необходимо от 5 до 8 занятий. Тем не менее в каждой группе были 1–2 студента, на которых ПМТ влияния не оказывают. В процессе активизации использовались формулы, направленные на создание мотивации на предстоящую работу, с целью более легкого перехода от одного вида деятельности к другому.
Вся работа носила организационный характер. Самостоятельную работу продолжили только отдельные студенты. Основным мотивом отказа от самостоятельных занятий служила нехватка времени. В процессе самостоятельной работы, проводимой по индивидуальным заданиям, студенты вели дневники самоконтроля. Анализ бесед и дневниковых записей наглядно показал, что качество занятий во многом зависит от мотивации деятельности. По нашим данным, она наиболее высока у студентов 1и 2 курсов, которые видят большую необходимость в этих занятиях. К 3 и 4 курсам интерес постепенно падает. Это, по-видимому, связано с тем, что в это время начинается работа над дипломными спектаклями, студенты редко собираются вместе, так как приходят на репетиции в разное время. Соответственно собирать их вместе для дополнительных занятий ПМТ не представляется возможным. Несмотря на эти организационные трудности, была сделана попытка провести ПМТ на репетициях дипломного спектакля студентов 4 курса. Полученные данные указали на низкое качество восприятия студентами предлагаемого материала. Студенты объяснили это тем, что не могли сосредоточиться на предлагаемой работе, так как их «мысли» были заняты предстоящей репетицией. Противоположная картина наблюдалась у студентов первых и вторых курсов. Поскольку занятия у них носят групповой характер, они все ориентированы на быстрое восстановление, т. к. дальнейшая работа требует от них полной отдачи душевных и физических сил.
Особо хочется отметить тот факт, что только 10 % студентов, занимающихся ПМТ, изъявили желание заниматься самостоятельно. Это, по-видимому, связано с тем, что студенты недооценивают значение ПМТ как в процессе учебы, так и в творчестве. На факультете отсутствует такай предмет, как психология творчества, рассматривающий психологические компоненты творческой деятельности, закономерности и эмоциональную сторону восприятия произведений искусств, психологические аспекты воспитания творческих способностей, а отсюда и недопонимание вопроса использования своих внутренних резервов. Результаты проведенного исследования позволяют делать следующие выводы:
- Применение приемов психомышечной тренировки в учебном процессе, в частности после длительной физической работы, помогают студенту в короткий срок полноценно отдохнуть. Тем самым решается вопрос эффективного использования учебного времени.
- Применение психомышечной тренировки в учебном процессе помогает повысить его эффективность за счет снятия психического и физического напряжения после занятий движенческой направленности, предшествующих творческому процессу.
- Включение элементов психологического обеспечения в учебный процесс актера способствует развитию такого важного качества, как способность к психологической регуляции.
Литература:
1. Станиславский К. С. Полное собрание сочинений. — М.: Искусство, 1954–1963. — Т.2. — 374с.
2. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. — М.: Правда, 1965. — 257с.
3. Кох И. Э. Основы сценического движения. — Л.: Искусство, 1970. — 568с.
4. Алексеев А. В. Себя преодолеть. — М.: ФиС, 1985. — 191с.
Похожие статьи
Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов
В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.
Комплексные педагогические приемы в процессе подготовки студентов творческих вузов
В статье рассматриваются возможности применения межпредметных связей специальных дисциплин и физической культуры в процессе подготовки будущих представителей творческой профессии «актер».
Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов
В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.
Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности
В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.
Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности
В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.
Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению
В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.
Адаптация курсантов первого курса к физическим нагрузкам
В данной статье теоретически и экспериментально обоснованы факторы, которые показывают, что физическая подготовка, играет очень важную роль для курсантов первого года обучения не только как средство для приобретения необходимых навыков и умений, но к...
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Физическая подготовка как мощный фактор повышения морально-психологической устойчивости
В данной статье авторы рассматривают влияние физической подготовки на развитие морально-психологической устойчивости при обучении военнослужащих.
Эмоциональное развитие дошкольника средствами физической культуры и йоги
Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольника, как базовой основы личностного развития человека с использованием методического комплекса на основе физических упражнений, психогимнастических игр и средств хатха-йоги.
Похожие статьи
Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов
В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.
Комплексные педагогические приемы в процессе подготовки студентов творческих вузов
В статье рассматриваются возможности применения межпредметных связей специальных дисциплин и физической культуры в процессе подготовки будущих представителей творческой профессии «актер».
Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов
В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.
Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности
В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.
Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности
В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.
Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению
В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.
Адаптация курсантов первого курса к физическим нагрузкам
В данной статье теоретически и экспериментально обоснованы факторы, которые показывают, что физическая подготовка, играет очень важную роль для курсантов первого года обучения не только как средство для приобретения необходимых навыков и умений, но к...
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Физическая подготовка как мощный фактор повышения морально-психологической устойчивости
В данной статье авторы рассматривают влияние физической подготовки на развитие морально-психологической устойчивости при обучении военнослужащих.
Эмоциональное развитие дошкольника средствами физической культуры и йоги
Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольника, как базовой основы личностного развития человека с использованием методического комплекса на основе физических упражнений, психогимнастических игр и средств хатха-йоги.