Формирование самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике в школьном курсе информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 06.12.2013

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Ганиев, Эркин. Формирование самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике в школьном курсе информатики / Эркин Ганиев, А. А. Муминов, У. Н. Тайлаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 433-437. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8536/ (дата обращения: 29.03.2024).

В работе рассматривается модель формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике, лежащая в основе построения методики формирования, выявляется специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов методики для каждого из этапов процесса формирования исследуемого качества личности. Обоснована модель формирования самостоятельности старшеклассника при обучении компьютерной графике в школьном курсе информатики, определяющая ее структуру (когнитивный, коммуникативный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный компоненты) и этапы формирования (адаптационный, инструментально-операциональный, учебно-практический, продуктивный, сотрудничества).

Ключевые слова. Адаптационный этап, взаимосвязанное компоненты, инструментально-операциональный этап, компьютерная графика, коммуникативный, когнитивный, модель, мотивационно-ценностный, креативно-деятельностный, целевой компонент, содержательный компонент, процессуальный компонент, эмоционально-волевой, этапы формирования.

Взаимосвязи самостоятельности субъекта с его базовыми личностными функциями нами была построена модель, представляющая самостоятельность старшеклассника(8–9 класса) при обучении компьютерной графике в виде полифункциональной структуры, которая объединяет в себе несколько взаимосвязанных компонентов [1–4]:

-                   коммуникативный, всоставе которого коммуникативные функции личности, готовность к сотрудничеству, к гибкому и конструктивному ведению диалога в компьютерной среде, при создании продуктов средствами компьютерной графики;

-                   когнитивный, включающий интеллектуально-познавательные качества личности, механизмы понимания, осмысления и рефлексии деятельности в компьютерной среде при изучении компьютерной графики, выбора оптимальных для достижения результата способов и методов деятельности;

-                   мотивационно-ценностный, включающий рефлексию собственной системы ценностей учащегося, творческого отношения и интереса к обучению в компьютерной среде при изучении компьютерной графики, ориентацию на достижение высоких результатов, систему смыслов личности, уровень ее целей и притязаний;

-                   эмоционально-волевой, в котором представлены потребность в самостоятельном преодолении трудностей и противоречий в компьютерной среде при изучении компьютерной графики, рефлексия собственных затруднений в решении проблем и поиска способов их преодоления, проявление личной ответственности за применение полученного опыта;

-                   креативно-деятельностный, включающий владение разнообразными способами творческой деятельности в компьютерной среде, опыт творческого подхода к созданию продуктов средствами компьютерной графики.

При построении модели процесса формирования самостоятельности учащихся при обучении в компьютерной среде мы опирались на идею возрастания уровня субъектности старшеклассника в компьютерной среде, в основе которой, лежит принцип эволюции типа управления учебным процессом. Нами выделены следующие этапы формирования самостоятельности учащегося при обучении в компьютерной среде:

-        адаптационный (начальный, вхождения в компьютерную среду) — характеризуется переходом от низкого уровня субъектности учащегося, репродуктивного типа деятельности к формированию самостоятельности операционального управления компьютерными системами, в частности компьютерной графики; учащийся переходит из позиции ведомого объекта управления в позицию субъекта, управляющего системой и осознающего себя в этой позиции;

-        инструментально-операциональный — характеризуется переходом к уровню субъектности учащегося как самостоятельного пользователя компьютерной системы, от деятельности по инструкции к формированию навыков использования графических систем в учебной деятельности, выявлению собственных возможностей управления ими; учащийся переходит от освоения методов управления компьютерными системами в позицию субъекта деятельности, осваивающего их возможности;

-        учебно-практический — характеризуется переходом к уровню субъектности учащегося, соответствующего освоению методов решения учебно-практических задач с использованием средств компьютерной графики, овладению основами планирования собственной деятельности, критичности по отношению к ее результатам; учащийся переходит в позицию субъекта, решающего учебные задачи на основе переноса знаний, умений, интересов, деятельности в компьютерной среде на другие учебные предметы;

-        продуктивный — характеризуется переходом к уровню субъектности учащегося, обеспечивающего решение задач с самостоятельными: постановкой цели, анализом условий, поиском метода, анализом достоверности полученного результата; учащийся переходит в позицию субъекта творческой продуктивной учебной деятельности, не ограниченной рамками учебных предметов, от конкретно-практических задач к эвристическим задачам, ориентированным на создание реального продукта; от обучения к самообучению;

-        сотрудничества (вхождения в информационное общество) — характеризуется переходом к уровню субъектности учащегося, проявляющемуся в способности к самостоятельной постановке целей и их реализации в компьютерной среде, к самоорганизации и самосознанию, стремлении к общению со взрослыми и сверстниками, учета их мнения при обсуждении и решении проблем собственной деятельности в компьютерной среде; учащийся переходит в позицию субъекта с высокой степенью готовности к самореализации, самопрезентации в компьютерной среде, к осознанию своей самоценности и социальной востребованности в информационном обществе.

Предложенная модель была положена нами в основу разработки методики формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике, при этом мы опирались на исследования в области проектирования методических систем (А. А. Абдукадыров, В. П. Беспалько, А. В. Никитин, В. В. Шерлупенков, Д. В. Земляков, А. В. Земляков, Н. И. Тайлаков и др.).

Целевой компонент методики представлен постановкой дидактической цели, которая определяет ожидаемые новообразования в сфере формирования самостоятельности старшеклассника при обучении компьютерной графике на каждом из этапов ее формирования — от эпизодического проявления до закрепившегося, ставшего устойчивой потребностью, привычкой, определяющей смысл деятельности.

Содержательный компонент методики представлен реконструкцией традиционного содержания темы «компьютерная графика» в школьном курсе информатики:

В когнитивной сфере выделено содержание: понимание и изучение принципов художественного конструирования; знание истории развития информационных технологий, компьютерной графики; опыт исследовательской деятельности с использованием компьютерных графических моделей; представления о возможностях компьютерной графики в современных профессиях, о научном анализе, оценке социально-значимых проблем и процессов в компьютерной среде, связанных с компьютерной графикой; способы организации самостоятельной поисковой деятельности и опыт свободного выбора её целей и рефлексии результатов в ней.

В коммуникативной сфере к учебному содержанию относятся: владение культурой делового общения, межличностных контактов и отношений, творческого сотрудничества; развитие коммуникативных качеств личности обучаемого (контактность, общительность, коммуникабельность, информированность, диалогичность и т. д.); свободное и грамотное использование в своей деятельности компьютерной лексики, терминологии компьютерной графики; опыт реализации различных способов и методов индивидуальной и коллективной деятельности над проблемой, в том числе и средствами компьютерной коммуникации.

В мотивационно-ценностной сфере к учебному содержанию относились: представления о ценности творчества (как реальная возможность творить) и его гуманистических ориентирах (приоритет личности, утверждение нравственности, гуманитарное мышление); осознание необходимости освоения компьютерной графики как элемента современной культуры труда; представление об этике и эстетике в компьютерной графике; опыт критического оценивания достижений в области компьютерной графики и адекватной самооценки своих возможностей и действий в ней.

В эмоционально-волевой сфере в содержании выделено: развитие умения чувствовать и руководствоваться при поиске новых решений в области компьютерной графики функциональной красотой графических объектов; любовь к культурному национальному наследию в области изобразительного искусства, графики, национальным традициям, стремление к их сохранению и развитию; опыт выработки самоконтроля собственного поведения и действий, сознательного выбора более трудных задач и возврат к неуспешно выполненным.

В креативно-деятельностной сфере содержание включает в себя: умение творческого самовыражения средствами компьютерной графики при решении учебных, будущих профессиональных и социально-значимых задач и проблем; опыт реализации индивидуально-творческих способностей и талантов учащегося; умение прогнозировать собственную самостоятельную деятельность, ее цели, задачи и ход с учетом своих творческих особенностей и возможностей, исследовать перспективность роста и развития своих творческих способностей.

Процессуальный компонент предполагает выделение в качестве «единицы» педагогического процесса специально организованной ситуации формирования самостоятельности при обучении компьютерной графике, приводящей в движение механизмы самостановления (самотворчества) при изучении возможностей компьютерной графики и использовании ее в учебной и других видах деятельности; где актуализируются ценностно-смысловые, творческие отношения личности при изучении компьютерной графики.

В исследовании нами предложена типология ситуаций формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике, в основу которой был положен принцип «постепенно убывающей помощи» и каждая из которых была приоритетна для определенного этапа формирования: ситуация внешнего стимулирования самостоятельности; локального проявления самостоятельности; осознанной самостоятельности; творческой самореализации; социальной самореализации.

На основе предложенной модели формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике нами выявлена специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов методики на различных этапах формирования (1- таблица).

Таблица 1

Методика формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике на разных этапах формирования

Этап

Целевой компонент

Содержательный компонент

Процессуальный компонент

Адаптационный

Педагогическая поддержка учащихся при вхождении их в компьютерную среду, в область компьютерной графики; самостоятельного усвоения ими ориентировочной основы деятельности в ней, включающей знание об основах компьютерной графики, а также углубление понимания смысла и целесообразности самостоятельности каждого

Освоение основных элементов компьютерной графики (понятия, история развития, задачи, проблемы), которые способствуют проявлению у учащихся интереса к ней; к самостоятельному овладению знаниями и умениями в этой области

Ситуация внешнего стимулирования самостоятельности:

— роль учителя — ведущая, учащийся как исполнитель инструкций;

— преобладает совместная деятельность учителя и учащегося, автономность последнего проявляется только при повторении приемов деятельности;

— решение задач по образцу

Инструментально-операциональный

Формирование мотивации достижения успеха в деятельности учащихся, установок на ценности образования, творчества и самообразования; становление и развитие начальных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности с проявлением инициативы в компьютерной среде при освоении инструментов компьютерной графики

Освоение инструментария систем компьютерной графики, формирование навыков самостоятельного использования графических систем в учебной деятельности

Ситуация локального проявления самостоятельности:

— роль учителя — ведущая, учащийся как самостоятельный пользователь;

— преобладает совместная деятельность учителя и учащегося, зарождаются формы совместной деятельности с другими учащимися, автономность учащегося направлена на освоение методов и приемов деятельности;

— решение репродуктивных задач

Учебно-практический

Формирование опыта устойчивой рефлексии и поиска личностного смысла собственной деятельности учащихся в компьютерной среде, сфере компьютерной графики, формирование опыта самоанализа, самооценки, самоконтроля и ревизии системы ценностей и смыслов деятельности в компьютерной среде

Освоение способов самостоятельного выбора подходящего алгоритма решения предметных задач с использованием компьютерной графики или конструирование нового из комбинации известных, для достижения необходимого результата

Ситуация формирования осознанной самостоятельности:

— роль учителя сводится к постановке задач и представлению способов решения для выбора, учащийся — субъект учебной деятельности;

— преобладает автономная деятельность учащегося, направленная на выбор метода и построение модели решения задач;

— решение частично-поисковых задач

Продуктивный

Формирование опыта критического оценивания собственных успехов и неудач, возможностей в области компьютерной графики; личной ответственности за результаты деятельности; опыта межличностных взаимодействий при создании продукта средствами компьютерной графики в ходе реализации своих идей, связанных с учебой, будущей профессией, повседневной жизнью и др.

Освоение методов и средств продуктивной деятельности с использованием компьютерной графики; основ разработки собственных проектов или исследования графических моделей

Ситуация формирования творческой самореализации:

— роль учителя сводится к позиции советчика, помощника, тьютора, а учащийся — субъект продуктивной деятельности;

— автономная деятельность учащегося становится приоритетной на всех этапах решения задачи, активно формируется совместная деятельность с другими учащимися;

— создание творческих продуктов, участие в проектах

Сотрудничества

Формирование творческой самоорганизации и самореализации деятельности учащихся, удовлетворяющих их личностные интересы и потребности в компьютерной среде с использованием компьютерной графики; формирование устойчивой тенденции к дальнейшему развитию самостоятельности учащихся; формирование готовности к решению социально-значимых задач средствами компьютерной графики

Освоение методов и средств совместно-распределенной деятельности в телекоммуникационных сетях и презентация ее результатов информационному сообществу; представление о ценностях информационного общества и влиянии информатизации на личность

Ситуация формирования социальной самореализации:

— учитель как коллега, равноправный партнер учащегося, учащийся — субъект деятельности в информационном обществе;

— преобладает совместная деятельность с другими учащимися, специалистами, партнерами и др.;

— создание социально-востребованных продуктов, проектов и их презентация

Разработанная на основе этапной модели формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике методика была конкретизирована и апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы.

Данное исследование ограничивается разработкой теоретических и методических основ формирования самостоятельности старшеклассника при обучении компьютерной графике в школьном курсе информатики.

Литература:

1.    Никитин А. В., Шерлупенков В. В. Компьютерная графика как средство формирования самостоятельности школьников на уроках информатики. / Сб. науч. стат. по итогам III международной научно-методической конференции «Современные проблемы преподавания математики и информатики».– Волгоград: Перемена, 2006. — С. 166–172.

2.    Никитин А. В., Земляков Д. В., Земляков А. В. Графический редактор — MS Paint как средство подготовки иллюстраций к учебному материалу. / Учебно-методическое пособие.– Волгоград: Перемена, 2006.– 16 с.

3.    Болтаев Б. И др. Информатика. Учебник 8 класса. Изд.Узбекистан. 2006. –128 с.

4.    Абдукадыров А. др. Информатика. Учебник 9 класса. Изд.Узбекистан. 2006. –144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная графика, компьютерная среда, учащийся, обучение, процессуальный компонент, задача, роль учителя, этап формирования, совместная деятельность, учебная деятельность.


Ключевые слова

модель, компьютерная графика, Адаптационный этап, взаимосвязанное компоненты, инструментально-операциональный этап, коммуникативный, когнитивный, мотивационно-ценностный, креативно-деятельностный, целевой компонент, содержательный компонент, процессуальный компонент, эмоционально-волевой, этапы формирования., этапы формирования

Похожие статьи

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

При этом основой такой организации учебного процесса является обучение через задачу. Деятельностный подход к обучению находит свое воплощение через задачный подход, при котором деятельность учащихся может быть представлена как система процессов решения...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса

На современном этапе развития образовательного процесса среди первоочередных стоят задачи резкого повышения качества обучения, мотивации учения...

Методическая система подготовки будущих учителей...

Основной задачей данного компонента является формирование содержания обучения технологиям компьютерной визуализации и его отражение в учебной

Компьютерная грамотность как составляющая профессиональной подготовки будущих учителей технологий.

Некоторые методические особенности применения...

Применение компьютерных презентаций в обучении — это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников. Оно обеспечивает индивидуализацию обучения, помогает создать проблемную ситуацию, дает возможность учителю, учащимся...

Проектирование современной информационной образовательной...

Учебная деятельность в информационной образовательной среде представляет собой открытую педагогическую систему, направленную на воспитание

Суть этих технологий состоит в предоставлении учащимся и учителям возможности иерархической организации учебного...

Формирование компьютерной компетентности учителей на...

Библиографическое описание: Фортова Л. К., Еропов И. А. Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода [Текст]

Роль педагога в компьютеризации обучения старшеклассников — основополагающая.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей...

Выделим основные компоненты учебной деятельности при компьютерном обучении: а) учебная задача, б) система учебных

Компьютерное обучение позволяет наиболее полно реализовать и проконтролировать рассмотренные компоненты и этапы обучения, а также...

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

Процесс обучения организуется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися.

Обучающие иразвивающие компоненты, задания иупражнения. Деятельность учителя.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Основные этапы организации учебной деятельности.

Содержание педагогического взаимодействия. Деятельность учителя.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Этап 2. Совместное исследование проблемы.

Похожие статьи

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

При этом основой такой организации учебного процесса является обучение через задачу. Деятельностный подход к обучению находит свое воплощение через задачный подход, при котором деятельность учащихся может быть представлена как система процессов решения...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса

На современном этапе развития образовательного процесса среди первоочередных стоят задачи резкого повышения качества обучения, мотивации учения...

Методическая система подготовки будущих учителей...

Основной задачей данного компонента является формирование содержания обучения технологиям компьютерной визуализации и его отражение в учебной

Компьютерная грамотность как составляющая профессиональной подготовки будущих учителей технологий.

Некоторые методические особенности применения...

Применение компьютерных презентаций в обучении — это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников. Оно обеспечивает индивидуализацию обучения, помогает создать проблемную ситуацию, дает возможность учителю, учащимся...

Проектирование современной информационной образовательной...

Учебная деятельность в информационной образовательной среде представляет собой открытую педагогическую систему, направленную на воспитание

Суть этих технологий состоит в предоставлении учащимся и учителям возможности иерархической организации учебного...

Формирование компьютерной компетентности учителей на...

Библиографическое описание: Фортова Л. К., Еропов И. А. Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода [Текст]

Роль педагога в компьютеризации обучения старшеклассников — основополагающая.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей...

Выделим основные компоненты учебной деятельности при компьютерном обучении: а) учебная задача, б) система учебных

Компьютерное обучение позволяет наиболее полно реализовать и проконтролировать рассмотренные компоненты и этапы обучения, а также...

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

Процесс обучения организуется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися.

Обучающие иразвивающие компоненты, задания иупражнения. Деятельность учителя.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Основные этапы организации учебной деятельности.

Содержание педагогического взаимодействия. Деятельность учителя.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Этап 2. Совместное исследование проблемы.

Задать вопрос