Автор:

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 03.03.2017

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Хошимова Ч. С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 24.04.2018).



Традиционная система образования, основу которой заложил Ян Амос Каменский в XVI веке, успешно работавшая до формирования и непрерывного развития информационного общества, не справляется с современными постоянно обновляемыми требованиями к качеству образования. Вполне понятно, что традиционная система образования должна претерпеть существенные изменения в методике (в частности в формах и средствах) обучения в силу появления и внедрения новых компонентов обучения, во много раз превосходящих своими дидактическими возможностями и свойствами. Многие специалисты, исследователи в области педагогического образования подвергают традиционную систему обучения справедливой и обоснованной критике. Такому положению дел мы обязаны процессу информатизации образования, возможности использования в системе обучения дидактических возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, Интернет и Web-технологий и т. д. Процесс внедрения новых педагогических технологий обучения, использование дидактических возможностей средств ИКТ и Web-технологий позволяет формировать и проектировать совершенно новую образовательную среду [1].

С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что требования к качеству образования непременно будут расти, и традиционная система обучения, уже сегодня не удовлетворяющая по многим параметрам требованиям к качеству образования, отраженным в образовательных стандартах нового поколения, должна быть пересмотрена.

Отмечает необходимость создания информационно-коммуникационной образовательной среды, которая представляет собой совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего на базе ИКТ и т. д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов.

Cовременная информационная образовательная среда представляет собой системно-структурную организацию среды, проявляющуюся в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем): информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации и педагогических технологий. Учебная деятельность в информационной образовательной среде представляет собой открытую педагогическую систему, направленную на воспитание интеллектуальной, творческой и социально развитой личности. Сущность и нововведение формируемой новой образовательной среды должны определяться не только и не столько содержанием в ней новых компонентов (в основном электронных образовательных ресурсов), сколько, прежде всего, возможностью достижения новых образовательных результатов. Особо важны в этой связи состав, структура и взаимосвязь различных компонентов информационно-коммуникационной образовательной среды, эффективное функционирование которой должно обеспечить ее гибкая структура, адаптирующаяся к определённым педагогическим ситуациям, подстраивающаяся под различные потребности и способности субъектов образовательной детальности. Разработки в области формирования современной образовательной среды в условиях информатизации образования и применения электронных образовательных ресурсов проводятся уже не один год, но должной эффективности, выражающейся в достижении ощутимых образовательных результатов, не приносят. Главной причиной этого является то, что разработка и применение электронных образовательных ресурсов направлены на повышение эффективности деятельности учителя и учащихся в условиях традиционных целей и содержания обучения, традиционно осуществляемого образовательного процесса. Данный подход использования электронных образовательных ресурсов в рамках традиционной системы обучения не способен эффективно реализовать учебную деятельность и значительный дидактический потенциал этих ресурсов. Качество образования, направленное на достижение новых образовательных результатов, реально может быть достигнуто, если дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов и построенной на их основе современной образовательной среды будет реализован в новой модели образовательного процесса [2]. Очевидно, что разработка и внедрение в учебный процесс современных образовательных ресурсов (электронных образовательных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов, образовательных Web-ресурсов, электронных средств обучения) должны повысить эффективность обучения только в том случае, если их будут применять исходя из экспертизы и анализа их дидактических возможностей (визуализации учебного материала, повышения интерактивности обучения, доступа к источникам знаний, оперативного контроля). Из целого ряда вышеперечисленных образовательных ресурсов мы хотим остановиться на образовательных Web-ресурсах. Обосновывается данный выбор более широкими дидактическими возможностями образовательных Web-ресурсов, привнесенными за счет использования Web-технологий. Среди важнейших преимуществ использования образовательных Web-ресурсов следует назвать представление информации на основе гипертекстовой технологии, в наибольшей степени соответствующей особенностям ее восприятия и осмысления человеком. Гипертекстовые технологии построены на основе семантической обработки информации. Суть этих технологий состоит в предоставлении учащимся и учителям возможности иерархической организации учебного материала путем использования метода перехода по ссылкам на интересующие места и понятия. Использование образовательного Web-ресурса позволяет помимо связывания распределенных данных, осуществлять еще одну очень важную функцию — рассматривать информацию с нужной степенью детализации, что существенно упрощает анализ больших объемов данных. Можно быстро отобрать самое необходимое, а затем изучить выбранный материал во всех подробностях. В свою очередь Web-технологии многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности. Web-технологии предоставляют следующие дидактические возможности:

  1. Представление и передача учебной, методической и справочной информации:

– передача учебной, методической, научной и справочной информации в текстовом, графическом, звуковом и видео-форматах;

– визуализация и воспроизведение учебно-методической информации в различных форматах (текст, графика, анимация, звук, видео);

– организация консультаций, общения с педагогом, с сокурсниками (форум, чат, отправка сообщений, электронная почта и т. д.);

– возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

– возможность оперативного представления отчетов по итогам контрольно-оценочных мероприятий.

  1. Хранение и обработка учебной, методической и справочной информации:

– свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере сети и связанных с ним через шлюзы компьютеров других сетей;

– доступ к учебному программному обеспечению и документациям из огромных файловых архивов (с учетом того, что большая часть информации распространяется бесплатно);

– обработка и редактирование (переконструирование) учебной, методической и справочной информации с помощью текстового или графического редактора;

– систематизация информации в собственных электронных картотеках и базах данных;

  1. Проектирование образовательного процесса:

– возможность организации электронных телеконференций (аудиоконференций и видеоконференций), в том числе в режиме реального времени;

– обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;

– использование современного программного обеспечения для решения учебно-методических задач образовательного процесса;

– возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров (организации центра дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций с целью получения дополнительной специальности).

– возможность организации сетевых сообществ;

– организация коллективной электронной энциклопедии (Wikiпедия), коллективной электронного учебника (технология Wiki);

– доступ к каталогам сотен лучших мировых библиотек;

– доступ к мировым базам данных и базам знаний;

– оперативный контроль усвоения знаний, умений и навыков;

– возможность организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

– активизация познавательной деятельности;

– мотивация самостоятельной учебной деятельности;

– возможность самообразования, саморазвития, самооценки, саморегуляции;

– формирование и развитие творческих навыков.

– подготовка и редактирование образовательного Web-ресурса непосредственно в сетевом образовательном пространстве с помощью простого текстового редактора;

– хранение образовательного Web-ресурса в сетевом Web-пространстве;

– рассылка образовательного Web-ресурса (текст, аудио, видео и т. д.) обучаемому с помощью скоростных каналов Web-пространства;

– свободный поиск образовательного Web-ресурса в сетевом образовательном пространстве;

– использование программного обеспечения и периферийных устройств удаленных web-компьютеров (компьютеры, подключенные к сетевому образовательному пространству) для запуска на них учебных программ, тренажеров, проведения соответствующих вычислений.

Образовательный процесс в современной информационной образовательной среде должен осуществляться в непосредственном сотрудничестве учителей и учащихся (хотя в образовательном процессе участвуют родители, руководство образовательных учреждений, бизнес-структуры, государство и т. д.) отличительной особенностью которого становится характер взаимодействия. Если при традиционной системе обучения учитель был своего рода авторитарной фигурой учебного процесса, в новой образовательной среде роль учителя приобретает характер координатора и партнера, наставника образовательного процесса. Цели обучения направлены на развитие интереса учащихся, их познавательной и творческой активности, на всестороннее развитие личности. [3] Важным преимуществом учебного процесса, организованного в рамках информационной образовательной среды, является возможность реализации одного из приоритетных направлений в образовании — организацию личностно-ориентированного обучения, объединяющую разные педагогические технологии (обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, вариативное обучение, индивидуализацию обучения, проектную деятельность, технологию контекстного обучения, модульно-рейтинговую технологию обучения, самообразование, проектирование собственной траектории обучения и т. д.). Проведенный анализ позволяет утверждать, что современное качество образования и формируемые на ее основе новые образовательные результаты не могут быть достигнуты в рамках образовательной среды, основанной на традиционных формах, методах и средствах обучения. Поэтому современный образовательный процесс со всеми его компонентами должен реализовываться на основе информационной образовательной среды и придания учебному процессу в этой среде инновационного характера.

Литература:

  1. Водолад С. Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): Дисс… канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 2000. — 152 с.
  2. Дронов В. П. Информационно-образовательная среда XXI века. Вестник образования. — М.,- 2009. — № 15. — с.44–52.
  3. Зенкина С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: Дисс. д-ра пед. наук. — Москва, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): образовательных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, образовательной среды, образовательного процесса, образовательных результатов, информационной образовательной, образовательных web-ресурсов, новых образовательных результатов, справочной информации, информационно-коммуникационной образовательной среды, образовательной среде, информационной образовательной среде, современной образовательной среды, современных образовательных, информационной образовательной среды, системе обучения, качеству образования, средств обучения, дидактических возможностей, использования электронных образовательных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос