Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Еропов И. А. Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11872/ (дата обращения: 16.12.2017).



В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Ключевые слова: компьютерная компетентность, учитель, компьютерные технологии, аддикция, нравственное воспитание, личностно-деятельностный подход

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ. Владение компьютерными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога. Проблема в том, что большинство педагогов и руководителей образовательных учреждений, осваивая основы пользования персональным компьютером, не до конца осознают стоящие сегодня перед ними задачи. Решением проблемы должно стать осознание педагогами целей, методов, способов, приемов включения компьютерных технологий в учебный процесс, учитывая не только специфику преподаваемого предмета, но и личностные особенности старшеклассников, педагогические возможности учителя, материально-технические условия образовательного учреждении. [1, С.160]

Крайне важно учителю осознать, что у старшеклассников размываются границы реального и виртуального мира, и прежде всего это подростки с неокрепшей психикой. Абсолютно нездоровой считается ситуация, когда подростку компьютер заменяет родителей, друзей, реальную жизнь. Роль педагога в компьютеризации обучения старшеклассников — основополагающая. Его задача — почувствовать, осознать проблему и вовремя попытаться решить её. Чувства — это то, чего создатели компьютеров еще не успели создать. До учителей необходимо донести постулат о том, что для развития компьютерной компетентности старшеклассников в современной школе крайне важно:

‒ конкретизировать содержание понятия «компьютерная компетентность» старшеклассника на основе личностно-деятельностного подхода, понимаемое как комплексное свойство личности и интеллектуально-познавательной деятельности подростка, определяющее его работу на основе компетенций, позволяющее мобильно ориентироваться в информационном пространстве учебной и исследовательской деятельности, логично и объективно оценивать ситуации, проявлять гибкость поведения, эмоциональную устойчивость при профилактике компьютерной аддикции; [3, С.70.]

‒ определить критерии: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, эстетический; показатели: когнитивный интерес, мотив креативной самореализации, мотив достижения успеха; компетенции по работе с современной компьютерной техникой, выполнение учебных заданий в единицу времени, устойчивое усвоение учебного материала; активационные эмоции, тензионные эмоции, эмоциональная устойчивость; бихевиоральная активность, гибкость и мобильность поведения, коммуникабельность; воспитание за счет использования компьютерной графики, неограниченный доступ к электронным ресурсам и библиотекам, формирование эстетического интереса и развитие чувства прекрасного;

‒ провести исследование по развитию компьютерной компетентности старшеклассников в образовательном процессе своей школы.

Наши исследования позволили утверждать, опора на данные критерии и показатели приводит к повышению результатов успеваемости старшеклассников не только по информатике, математике и физике, но и по блокам общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, стимулируя тем самым выпускников на развитие личности, подготовку к комфортной жизни в условиях компьютеризированного общества, на успешную практическую деятельность по сдаче ЕГЭ и выбора профессии в будущем.

Всё это поможет учителю и старшеклассникам ощущать себя на «одной волне». И главное тому подтверждение, когда старшеклассник обратится за помощью к учителю, а не компьютеру. Педагог остаётся личностью для старшеклассников, а компьютер — техническим устройством, облегчающим обучение, повседневную жизнь, приготовление уроков. [2, С.21]

Поэтому перед учителем стоят важные задачи:

‒ научить видеть в компьютере лишь средство для помощи в учебном процессе;

‒ показать функции виртуального помощника, объяснить старшеклассникам о скрытых угрозах, которые могут подстерегать их в открытом пространстве глобальной сети Интернет.

‒ предоставить старшеклассникам «обратную связь» т. е., позволить поделиться им новыми открытиями, знаниями, умениями и навыками с учителем.

Компьютерная культура педагога с недавних пор стала предметом особого внимания исследователей. И это вполне оправданно, поскольку проблема формирования компьютерной культуры человека касается, в первую очередь учителя, его собственной культуры в этой области, так как педагог может рассматриваться как своеобразный источник, управляющий, наставник в деле становления компьютерной компетентности поколений.

От учителя требуются дополнительные способности. У педагога должна быть развита особая интуиция, чтобы определить наиболее удачный с точки зрения восприятия старшеклассников вариант презентации найденного материала, особая чувствительность должна быть и по отношению к источникам — например, какой источник использовать самому, а какие иметь в виду, предлагая поиски старшеклассникам. Эти и другие особенности показывают, что у педагога должны быть интегрированы разные способности — технические, информационные, педагогические, методические, психологические. При этом синтез данных способностей должен обеспечить эффективность действий педагога с тем, чтобы успешными оказались действия старшеклассников. Акцентируя различные способности, которые необходимы педагогу, мы тем самым обращаем внимание на психологические особенности человека, отвечающие за его информационную культуру, на важность изучения данного аспекта, открывающего дополнительное направление в формировании и развитии информационной культуры учителя.

Рассматривая сущность компьютерной культуры педагога, ученые выделяют в качестве основных структурных элементов этого явления когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (информационные технологии), технический (возможности компьютера), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с будущей профессией старшеклассников).

Основное внимание уделяется первым трём элементам — когнитивному, процессуальному и техническому. Имеются достаточно представительные перечни элементов знаний и умений, необходимых педагогу для овладения информационной культурой.

Компьютерную культуру педагога необходимо рассматривать как сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о человеке и культуре человечества; информационная культура отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества.

Современный педагог, обладающий компьютерной грамотностью, открыто демонстрирует собственный опыт, свое информационное поведение ученикам. В этом проявляется не только открытость, как универсальная черта современного учителя, члена общества, но и педагогическая функция, функция социализации, когда опыт компьютерного поведения передается другим поколениям вместе со знанием компьютерных технологий, отношением к ценностям в информационной среде и др. Учитель не может не обращаться при изучении вместе со старшеклассниками каких-либо явлений, событий, процессов и фактов и использовании при этом добытой к сети Интернет для получения информации или информации, переработанной из литературных источников на основе информационных технологий, к таким вопросам, которые отражают его собственное информационное поведение. Таким образом, компьютерная грамотность педагога отличается четкой направленностью на использование компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:

‒ применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;

‒ организация учебно-познавательной деятельности старшеклассников с применением компьютерных технологий;

‒ реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей компьютерной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, её наглядность, оперативность получения из различных источников и пр.);

‒ установление за счёт собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания со сверстниками и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;

‒ повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития старшеклассников;

‒ создание условий для развития у старшеклассников потребности в применении компьютерных технологий на практике.

Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои педагогические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно новые методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения учителями новых типов информации. Учитель дожжен иметь в виду, что компьютер может не только помогать в обучении, но и деформировать личность.

В связи с этим, эффективность компьютеризации обучения старшеклассников остается во многом зависит от продуманной работы учителя, его профессионального и нравственного совершенства.

Литература:

  1. Еропов, И. А. Компьютерная компетентность учителя в контексте непрерывного образования / И. А. Еропов // Непрерывное образование — стратегия жизни современного человека: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Владимир: ВлГУ, 2014. — С. 159–166
  2. Еропов, И. А. Педагогические условия компьютеризации обучения старшеклассников: методические рекомендации для учителей / И. А. Еропов. — Владимир: ВлГУ, 2013. — 32 с.
  3. Еропов, И. А. Педагогические условия развития компьютерной компетентности старшеклассников: личностно-деятельностный подход. Дисс. на соискание учёной степени кандидата пед. наук. — М.- 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерной компетентности старшеклассников, компьютеризации обучения старшеклассников, компьютерных технологий, развития компьютерной компетентности, личностные особенности старшеклассников, результатов успеваемости старшеклассников, восприятия старшеклассников вариант, будущей профессией старшеклассников, учебно-познавательной деятельности старшеклассников, развития старшеклассников, действия старшеклассников, старшеклассников потребности, основе личностно-деятельностного подхода, компьютерной компетентности учителей, компетентности современного педагога, компьютерной культуры педагога, компьютерная компетентность, нравственные функции педагога, развитию компьютерной компетентности, компьютерной компетентности поколений.

Ключевые слова

компьютерные технологии, учитель, аддикция, компьютерная компетентность, нрав-ственное воспитание, личностно-деятельностный подход

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос