В работе рассматривается модель формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике, лежащая в основе построения методики формирования, выявляется специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов методики для каждого из этапов процесса формирования исследуемого качества личности. Обоснована модель формирования самостоятельности старшеклассника при обучении компьютерной графике в школьном курсе информатики, определяющая ее структуру (когнитивный, коммуникативный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный компоненты) и этапы формирования (адаптационный, инструментально-операциональный, учебно-практический, продуктивный, сотрудничества).
Ключевые слова. Адаптационный этап, взаимосвязанное компоненты, инструментально-операциональный этап, компьютерная графика, коммуникативный, когнитивный, модель, мотивационно-ценностный, креативно-деятельностный, целевой компонент, содержательный компонент, процессуальный компонент, эмоционально-волевой, этапы формирования.
Взаимосвязи самостоятельности субъекта с его базовыми личностными функциями нами была построена модель, представляющая самостоятельность старшеклассника(8–9 класса) при обучении компьютерной графике в виде полифункциональной структуры, которая объединяет в себе несколько взаимосвязанных компонентов [1–4]:
- коммуникативный, всоставе которого коммуникативные функции личности, готовность к сотрудничеству, к гибкому и конструктивному ведению диалога в компьютерной среде, при создании продуктов средствами компьютерной графики;
- когнитивный, включающий интеллектуально-познавательные качества личности, механизмы понимания, осмысления и рефлексии деятельности в компьютерной среде при изучении компьютерной графики, выбора оптимальных для достижения результата способов и методов деятельности;
- мотивационно-ценностный, включающий рефлексию собственной системы ценностей учащегося, творческого отношения и интереса к обучению в компьютерной среде при изучении компьютерной графики, ориентацию на достижение высоких результатов, систему смыслов личности, уровень ее целей и притязаний;
- эмоционально-волевой, в котором представлены потребность в самостоятельном преодолении трудностей и противоречий в компьютерной среде при изучении компьютерной графики, рефлексия собственных затруднений в решении проблем и поиска способов их преодоления, проявление личной ответственности за применение полученного опыта;
- креативно-деятельностный, включающий владение разнообразными способами творческой деятельности в компьютерной среде, опыт творческого подхода к созданию продуктов средствами компьютерной графики.
При построении модели процесса формирования самостоятельности учащихся при обучении в компьютерной среде мы опирались на идею возрастания уровня субъектности старшеклассника в компьютерной среде, в основе которой, лежит принцип эволюции типа управления учебным процессом. Нами выделены следующие этапы формирования самостоятельности учащегося при обучении в компьютерной среде:
- адаптационный (начальный, вхождения в компьютерную среду) — характеризуется переходом от низкого уровня субъектности учащегося, репродуктивного типа деятельности к формированию самостоятельности операционального управления компьютерными системами, в частности компьютерной графики; учащийся переходит из позиции ведомого объекта управления в позицию субъекта, управляющего системой и осознающего себя в этой позиции;
- инструментально-операциональный — характеризуется переходом к уровню субъектности учащегося как самостоятельного пользователя компьютерной системы, от деятельности по инструкции к формированию навыков использования графических систем в учебной деятельности, выявлению собственных возможностей управления ими; учащийся переходит от освоения методов управления компьютерными системами в позицию субъекта деятельности, осваивающего их возможности;
- учебно-практический — характеризуется переходом к уровню субъектности учащегося, соответствующего освоению методов решения учебно-практических задач с использованием средств компьютерной графики, овладению основами планирования собственной деятельности, критичности по отношению к ее результатам; учащийся переходит в позицию субъекта, решающего учебные задачи на основе переноса знаний, умений, интересов, деятельности в компьютерной среде на другие учебные предметы;
- продуктивный — характеризуется переходом к уровню субъектности учащегося, обеспечивающего решение задач с самостоятельными: постановкой цели, анализом условий, поиском метода, анализом достоверности полученного результата; учащийся переходит в позицию субъекта творческой продуктивной учебной деятельности, не ограниченной рамками учебных предметов, от конкретно-практических задач к эвристическим задачам, ориентированным на создание реального продукта; от обучения к самообучению;
- сотрудничества (вхождения в информационное общество) — характеризуется переходом к уровню субъектности учащегося, проявляющемуся в способности к самостоятельной постановке целей и их реализации в компьютерной среде, к самоорганизации и самосознанию, стремлении к общению со взрослыми и сверстниками, учета их мнения при обсуждении и решении проблем собственной деятельности в компьютерной среде; учащийся переходит в позицию субъекта с высокой степенью готовности к самореализации, самопрезентации в компьютерной среде, к осознанию своей самоценности и социальной востребованности в информационном обществе.
Предложенная модель была положена нами в основу разработки методики формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике, при этом мы опирались на исследования в области проектирования методических систем (А. А. Абдукадыров, В. П. Беспалько, А. В. Никитин, В. В. Шерлупенков, Д. В. Земляков, А. В. Земляков, Н. И. Тайлаков и др.).
Целевой компонент методики представлен постановкой дидактической цели, которая определяет ожидаемые новообразования в сфере формирования самостоятельности старшеклассника при обучении компьютерной графике на каждом из этапов ее формирования — от эпизодического проявления до закрепившегося, ставшего устойчивой потребностью, привычкой, определяющей смысл деятельности.
Содержательный компонент методики представлен реконструкцией традиционного содержания темы «компьютерная графика» в школьном курсе информатики:
В когнитивной сфере выделено содержание: понимание и изучение принципов художественного конструирования; знание истории развития информационных технологий, компьютерной графики; опыт исследовательской деятельности с использованием компьютерных графических моделей; представления о возможностях компьютерной графики в современных профессиях, о научном анализе, оценке социально-значимых проблем и процессов в компьютерной среде, связанных с компьютерной графикой; способы организации самостоятельной поисковой деятельности и опыт свободного выбора её целей и рефлексии результатов в ней.
В коммуникативной сфере к учебному содержанию относятся: владение культурой делового общения, межличностных контактов и отношений, творческого сотрудничества; развитие коммуникативных качеств личности обучаемого (контактность, общительность, коммуникабельность, информированность, диалогичность и т. д.); свободное и грамотное использование в своей деятельности компьютерной лексики, терминологии компьютерной графики; опыт реализации различных способов и методов индивидуальной и коллективной деятельности над проблемой, в том числе и средствами компьютерной коммуникации.
В мотивационно-ценностной сфере к учебному содержанию относились: представления о ценности творчества (как реальная возможность творить) и его гуманистических ориентирах (приоритет личности, утверждение нравственности, гуманитарное мышление); осознание необходимости освоения компьютерной графики как элемента современной культуры труда; представление об этике и эстетике в компьютерной графике; опыт критического оценивания достижений в области компьютерной графики и адекватной самооценки своих возможностей и действий в ней.
В эмоционально-волевой сфере в содержании выделено: развитие умения чувствовать и руководствоваться при поиске новых решений в области компьютерной графики функциональной красотой графических объектов; любовь к культурному национальному наследию в области изобразительного искусства, графики, национальным традициям, стремление к их сохранению и развитию; опыт выработки самоконтроля собственного поведения и действий, сознательного выбора более трудных задач и возврат к неуспешно выполненным.
В креативно-деятельностной сфере содержание включает в себя: умение творческого самовыражения средствами компьютерной графики при решении учебных, будущих профессиональных и социально-значимых задач и проблем; опыт реализации индивидуально-творческих способностей и талантов учащегося; умение прогнозировать собственную самостоятельную деятельность, ее цели, задачи и ход с учетом своих творческих особенностей и возможностей, исследовать перспективность роста и развития своих творческих способностей.
Процессуальный компонент предполагает выделение в качестве «единицы» педагогического процесса специально организованной ситуации формирования самостоятельности при обучении компьютерной графике, приводящей в движение механизмы самостановления (самотворчества) при изучении возможностей компьютерной графики и использовании ее в учебной и других видах деятельности; где актуализируются ценностно-смысловые, творческие отношения личности при изучении компьютерной графики.
В исследовании нами предложена типология ситуаций формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике, в основу которой был положен принцип «постепенно убывающей помощи» и каждая из которых была приоритетна для определенного этапа формирования: ситуация внешнего стимулирования самостоятельности; локального проявления самостоятельности; осознанной самостоятельности; творческой самореализации; социальной самореализации.
На основе предложенной модели формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике нами выявлена специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов методики на различных этапах формирования (1- таблица).
Таблица 1
Методика формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике на разных этапах формирования
Этап |
Целевой компонент |
Содержательный компонент |
Процессуальный компонент |
Адаптационный |
Педагогическая поддержка учащихся при вхождении их в компьютерную среду, в область компьютерной графики; самостоятельного усвоения ими ориентировочной основы деятельности в ней, включающей знание об основах компьютерной графики, а также углубление понимания смысла и целесообразности самостоятельности каждого |
Освоение основных элементов компьютерной графики (понятия, история развития, задачи, проблемы), которые способствуют проявлению у учащихся интереса к ней; к самостоятельному овладению знаниями и умениями в этой области |
Ситуация внешнего стимулирования самостоятельности: — роль учителя — ведущая, учащийся как исполнитель инструкций; — преобладает совместная деятельность учителя и учащегося, автономность последнего проявляется только при повторении приемов деятельности; — решение задач по образцу |
Инструментально-операциональный |
Формирование мотивации достижения успеха в деятельности учащихся, установок на ценности образования, творчества и самообразования; становление и развитие начальных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности с проявлением инициативы в компьютерной среде при освоении инструментов компьютерной графики |
Освоение инструментария систем компьютерной графики, формирование навыков самостоятельного использования графических систем в учебной деятельности |
Ситуация локального проявления самостоятельности: — роль учителя — ведущая, учащийся как самостоятельный пользователь; — преобладает совместная деятельность учителя и учащегося, зарождаются формы совместной деятельности с другими учащимися, автономность учащегося направлена на освоение методов и приемов деятельности; — решение репродуктивных задач |
Учебно-практический |
Формирование опыта устойчивой рефлексии и поиска личностного смысла собственной деятельности учащихся в компьютерной среде, сфере компьютерной графики, формирование опыта самоанализа, самооценки, самоконтроля и ревизии системы ценностей и смыслов деятельности в компьютерной среде |
Освоение способов самостоятельного выбора подходящего алгоритма решения предметных задач с использованием компьютерной графики или конструирование нового из комбинации известных, для достижения необходимого результата |
Ситуация формирования осознанной самостоятельности: — роль учителя сводится к постановке задач и представлению способов решения для выбора, учащийся — субъект учебной деятельности; — преобладает автономная деятельность учащегося, направленная на выбор метода и построение модели решения задач; — решение частично-поисковых задач |
Продуктивный |
Формирование опыта критического оценивания собственных успехов и неудач, возможностей в области компьютерной графики; личной ответственности за результаты деятельности; опыта межличностных взаимодействий при создании продукта средствами компьютерной графики в ходе реализации своих идей, связанных с учебой, будущей профессией, повседневной жизнью и др. |
Освоение методов и средств продуктивной деятельности с использованием компьютерной графики; основ разработки собственных проектов или исследования графических моделей |
Ситуация формирования творческой самореализации: — роль учителя сводится к позиции советчика, помощника, тьютора, а учащийся — субъект продуктивной деятельности; — автономная деятельность учащегося становится приоритетной на всех этапах решения задачи, активно формируется совместная деятельность с другими учащимися; — создание творческих продуктов, участие в проектах |
Сотрудничества |
Формирование творческой самоорганизации и самореализации деятельности учащихся, удовлетворяющих их личностные интересы и потребности в компьютерной среде с использованием компьютерной графики; формирование устойчивой тенденции к дальнейшему развитию самостоятельности учащихся; формирование готовности к решению социально-значимых задач средствами компьютерной графики |
Освоение методов и средств совместно-распределенной деятельности в телекоммуникационных сетях и презентация ее результатов информационному сообществу; представление о ценностях информационного общества и влиянии информатизации на личность |
Ситуация формирования социальной самореализации: — учитель как коллега, равноправный партнер учащегося, учащийся — субъект деятельности в информационном обществе; — преобладает совместная деятельность с другими учащимися, специалистами, партнерами и др.; — создание социально-востребованных продуктов, проектов и их презентация |
Разработанная на основе этапной модели формирования самостоятельности старшеклассников при обучении компьютерной графике методика была конкретизирована и апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы.
Данное исследование ограничивается разработкой теоретических и методических основ формирования самостоятельности старшеклассника при обучении компьютерной графике в школьном курсе информатики.
Литература:
1. Никитин А. В., Шерлупенков В. В. Компьютерная графика как средство формирования самостоятельности школьников на уроках информатики. / Сб. науч. стат. по итогам III международной научно-методической конференции «Современные проблемы преподавания математики и информатики».– Волгоград: Перемена, 2006. — С. 166–172.
2. Никитин А. В., Земляков Д. В., Земляков А. В. Графический редактор — MS Paint как средство подготовки иллюстраций к учебному материалу. / Учебно-методическое пособие.– Волгоград: Перемена, 2006.– 16 с.
3. Болтаев Б. И др. Информатика. Учебник 8 класса. Изд.Узбекистан. 2006. –128 с.
4. Абдукадыров А. др. Информатика. Учебник 9 класса. Изд.Узбекистан. 2006. –144 с.