Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках истории и кубановедения
Автор: Желтова Надежда Александровна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.
Дата публикации: 31.03.2017
Статья просмотрена: 575 раз
Библиографическое описание:
Желтова, Н. А. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках истории и кубановедения / Н. А. Желтова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2240/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен опыт работы с кейс-технологиями на уроках истории и кубановедения в 11 классе по программе «Кубановедение для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» [авт. сост: В. В. Латкин, И. А. Терская, О. А. Хамцова и др.] 2013. Автор раскрывает сущность кейс-технологий, способствующих формированию креативности на уроках кубановедения, убеждает, что активная самостоятельная деятельность учащихся способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) и социальных компетенций. Показывает значимость применения кейс-технологий на уроках истории и кубановедения, потому что обеспечивается непосредственное вовлечение обучающихся в решение реальных проблем. Активная самостоятельная деятельность учащихся способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) и социальных компетенций.
Ключевые слова: предмет, история, кубановедение, деятельностный урок, кейс-технологии, социализация, исследовательская деятельность, кластер, инсерт, учебно-информационные (интеллектуальные), социальные компетенции
Становление личности и процесс социализации сегодня трудно представить без образования и вне школы. Очевидным становится, что в настоящее время молодёжь больше чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации. Сегодня как никогда нашему государству нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, коммуникабельностью и при этом обладать высокой нравственностью, чувством ответственности за судьбу страны.
Предмет «Кубановедение» в 9-11 классах готовит учащихся принять современный мир динамичным и многогранным и потому структура курса учебников «Кубановедение» включает разделы, которые охватываютосновные этапы истории Кубани в XX столетии, экономику Краснодарского края: современное состояние и векторы развития, социальные отношения в кубанском обществе и политический ракурс Краснодарского края сегодня, Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации и Кубань — новый культурный центр Юга России.
Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко- географического и социокультурного образа малой родины.
Целью курса является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части Родины духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. Одна из задач отвечает требованиям времени: «Формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально- экономических проектах и способности самореализации в этих проектах» и потому учебники Кубановедения реализуют развивающие программы, составленные с опорой на деятельностную парадигму обучения. Научить учиться, усваивать и должным образом перерабатывать информацию — главный тезис деятельностного подхода к обучению. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато предполагают задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, определяют проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. Психологи это качество называют креативностью, «в основе которой мы наблюдаем способности к творчеству, связанные с определенной сферой деятельности». [2]
Какие методы формируют это качество на уроках истории и кубановедения? На мой взгляд, сегодня развитию креативности способствуют кейс-технологии.
Сущность кейс-технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решенийпредлагаемых ситуаций. Для достижения целей предметного обучения в системах общего, начального и среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. [5]
В учебнике «История России» в 9 классе есть тема: «Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ. (Бой местного значения)». Данный урок является региональным компонентом после изучения раздела «Великая Отечественная война». Целью урока становится формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ (на примере — «бои за освобождение Тимашевского района п. Советский». В основе урока лежит работа с кейсами (документы, карты, воспоминания бойцов 417 дивизии, освобождавших п. Советский и документы: «Фальсификация истории Великой Отечественной войны. Ложь на уничтожение»).
Кейс-метод – метод анализа ситуации, в нашем случае ситуация — бой за освобождение поселка, который не был отмечен ни на одной карте времен Великой Отечественной войны. Ребята изучают на уроке копию карты, которая хранится в единственном числе в нашем музее, составленную участником этого сражения — нашим земляком Иваном Савельевичем Шишко. Учащиеся читают воспоминания бойцов 417 Сивашской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. Учитель предлагает осмыслить реальную жизненную ситуацию — освобождение поселка и значение этого боя в победе на Северном Кавказе, которая по словам Г. Жукова была «…воротами к великой Победе». В течение урока учащиеся выполняют мини-проект Покет-мод, который раздадут ветеранам на митинге в честь освобождения поселка.
Покет-мод станет результатом активной самостоятельной деятельности учащихся по изучению проблемы «Бой местного значения и его место в победе».
Урок истории России «Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ. (Бой местного значения)» стал продолжением урока в Кубановедении «Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны». Эти уроки объединяют общие цели: «Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, воспитание чувства гордости за Россию на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и окружающими людьми.» На уроках истории и кубановедения формируются надпредметные компетенции: чувство гордости за героическое прошлое своих предков, любовь к истории своего народа.
Обратимся к разделу «Социальные отношения в кубанскомобществе», где изучается тема: «Семья и брак на Кубани». Цель урока — изучение основных тенденций в развитии семейных отношений на Кубани (на примере жителей Поселкового поселения Тимашевского района).Задачи урока будут звучать так: расширить представление о современной семье — это обучающая задача; вторая задача — это развитие учебных и социальных компетентностей (развивать умение находить и систематизировать информацию, формировать коммуникативные качества (работа в группах)). И третья — воспитательная задача заключается в формировании понимания ответственного отношения к созданию семьи, формировании знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах. Теоретический материал в учебнике — итог большого социального проекта. Но при хороших выводах нет ни одной конкретной цифры.
Как урок сделать деятельностным? Как помочь ученику стать активным на уроке. Чтобы вовлечь учащихся в активную познавательную коллективную деятельность необходимо связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Можно пригласить на урок хорошие семьи, которые бы стали образцом для старшеклассников. Но согласитесь, родителей не выбирают, и все они для своих детей лучшие. И потому я пошла другим путем. Ребятам было дано предварительное задание — работа с текстом в учебнике, выполнить «инсерт» или составить кластер (по выбору учащихся). Эти виды работы, развивают умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Тему «Семья и брак на Кубани» учащимся надо рассмотреть на жителях Поселкового поселения.
В работе с текстом главными смысловыми единицами становятся подразделы темы: «Основные тенденции в развитии семейных отношений», и «Семейная политика», но при составлении кластера учащиеся могут выделить и другие подразделы. Проблемой, в нашем случае становятся факты из жизни жителей поселения, (количественный состав семьи, внутрисемейная роль супругов, стиль семейных взаимоотношений, роль государства в системе семейных отношений, отражение региональной политики на семьях поселения.)
На уроке учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс). Кейсом является «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) СК РФ, «Статья 1. Основные начала семейного законодательства».
Эти документы помогут найти пути решения проблемы, либо найти варианты выхода из сложной ситуации.
Мы наблюдаем, что обучающимся не дана проблема в открытом виде, им предстоит выделить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Опираясь на документ ««Статья 1. Основные начала семейного законодательства» и материал учебника, учащиеся выбирают для себя проблему, которую они выделили в кластере, например, «Стили семейных отношений в поселении». Задача учащихся состоит в том, чтобы доказать, что данные приведенные в учебнике верные. Для этого кто-то составит анкету (вопросы в кластере) и провести социальный опрос, другой вариант — обратиться в администрацию поселения за данными переписи, могут быть предложены и другие варианты решения проблемы. Это будет зависеть от той информации, которую учащиеся извлекут из кейса. Учащиеся могут работать и парами и группами, они создают свой проект. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники, проекты будут разного типа: (исследовательский, прогностический, аналитический).
В данном случае мы видим, что самостоятельная работа во внеурочной деятельности и на уроке, а это и выбор информации, ее обработка, анализ способствуют развитию умения анализировать ситуации (инсерт), оценивать альтернативы (кластер), выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление (кейс). Этот вид работы на уроке относят к интерактивным методам обучения, потому что он позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. А это значит, на уроке учитель учит учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию и определить свою позицию в данной проблеме (формируется альтернативное мышление) и от общих закономерностей учащиеся переходят к личностно-значимым, а это есть формирование понимания ответственного отношения к созданию семьи.
Урок по теме «Семья и брак» многовариативен, потому что смысловые единицы подталкивают к решению нескольких важных проблем. Смысловая единица кластера «Семейная политика» предполагает изучение направлений региональной семейной политики, обозначенных в учебнике Кубановедение.
Одно из направлений «Развитие системы семейного воспитания, образования, формирование семейных ценностей, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми» 3 определяет важную, актуальную как для нашего поселения так и для Краснодарского края проблему. К нам в школу ходят ребята из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН «Тополек».
Работа «Тополька» есть следствие государственной региональной семейной политики, данного направления:
1. Борьба с бедностью и увеличение помощи малообеспеченным семьям;
2. Работа с асоциальными семьями.
Кейсом для решения этой проблемы становятся статьи 63,64, 65 Семейного кодекса Российской Федерации от 8.12.1995 г., в которых мы читаем о «Правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей».
Эти документы определяют «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей» и контроль за «Осуществлением родительских прав».
Таким образом задача учащихся узнать, какие из пунктов данных статей нарушили родители ребят, оказавшихся в «Топольке». Кейсом становится ФЗ № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13 января 2001 г. ст. 1, ст. 2, где учащиеся знакомятся с «Основными задачами и принципами деятельности по профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних».
Проанализировав данные, собранные группой ребят в методическом кабинете ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН «Тополек», учащиеся вместе с учителем делают выводы и обобщения, которые подтверждаются статьями 69, 70 «Лишение родительских прав» Семейного кодекса. 4
Применение кейс технологий при изучения кубановедения не только активизирует учащихся на уроке, но и развивает, потому что они не просто изучают документы, они становятся активными участниками решения важных проблем.
Интересно проходят уроки при изучении ІІ главы «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». Краевой бюджет и налоги тема сегодня актуальная — в богатой стране — хорошо живут граждане. Кейсом на уроке становится Закон Краснодарского края от 4 февраля 2002 г. № 437 — КЗ. Глава ІІІ Доходы бюджета статья 12 Доходы Краевого бюджета. Так как задание и к этому уроку было задано предварительно, то группа учащихся принесла «Выписка из доходов Поселкового сельского поселения». Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся стать экономистами на данном уроке и выставить свою оценку документу о доходах Поселкового сельского поселения.
Изучение курса истории и кубановедения с использованием кейс технологий позволяет учащимся использовать приобретенные компетентности и пополнять свое портфолио. На уроках появляются мини-проекты, которые становятся основой социальных проектов и учащиеся принимают участие в конкурсах регионального и федерального уровня. Активная самостоятельная деятельность учащихся способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) и социальных компетенций.
Литература:
- Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края [авт. сост: В. В. Латкин, И. А. Терская, О. А. Хамцова и др.] Краснодар: Перспективы образования, 2013.
- http: //fb.ru/ article/125863/kreativnost-chto-eto-v-psihologii [Оксана Порошенко январь 17 2014.
- Кубановедение: Кубань в ХХ — начале ХХ І века. История. Люди. Общество. Учебное пособие для 11 кл. общеобразовательных учреждений [А. А. Зайцев, Е. В. Морозова и др.] Краснодар Перспективы образования, 2014.
- http: //base.consultant.ru/ «Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
- http://www.yburlan.ru/biblioteka/falsifikacija-istorii-velikoj-otechestvennoj-vojny
- http://pandia.ru/text/79/006/20470.php
Ключевые слова
кластер, социализация, исследовательская деятельность, история, предмет, социальные компетенции, инсерт, кейс-технологии, предмет, кубановедение, деятельностный урок, учебно-информационные (интеллектуальные)Похожие статьи
Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании
Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...
Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года
В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...
Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы
Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...
Инновационные технологии и обучение иностранным языкам
В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....
Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»
В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...
Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...
Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении
Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...
Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов
Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...
Похожие статьи
Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании
Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...
Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года
В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...
Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы
Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...
Инновационные технологии и обучение иностранным языкам
В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....
Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»
В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...
Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...
Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении
Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...
Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов
Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...