Использование креативных методов в практике современного учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 2721 раз

Библиографическое описание:

Бугакова, Е. В. Использование креативных методов в практике современного учителя / Е. В. Бугакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2389/ (дата обращения: 16.12.2024).

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что:  «...школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школь­ников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».

Современный учитель – всегда исследователь, готовый работать в новых, непрерывно меняющихся условиях. Креативность является одним из главных его качеств. Рейтинг креативного преподавателя, который способен быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие перед ним задачи, находить неожиданные выходы из неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достиже­ния поставленных перед собой целей в условиях рыночной экономики, стре­мительно возрастает [3, с. 58-59].

Основу педагогического кредо креативного учителя составляют следующие принципы:

- видеть в обучающемся самоценную и уникальную личность;

- осознавать глубокий потенциал учащегося и способствовать его раскрытию;

- демонстрировать доверие к обучающемуся с самого начала и на всем протяжении взаимодействия с ним;

- признавать и уважать внутреннюю мотивацию поведения и деятельности обучающихся, исходить из нее в организации образовательной деятельности;

- быть доступным для каждого обучающегося, найти «ниточки» духовной связи с ним;

- проявлять активность во взаимодействии, не становясь «наблюдателем со стороны»;

- развивать собственные способности сопереживания, вхождения в положение другого человека и исходить из этого в своей педагогической деятельности;

- развивать свою способность чувствовать эмоциональный настрой класса;

- учиться хорошо понимать себя, знать свои возможности и управлять собой [1, с. 433-434].

Основным критерием работы креативного учителя является качество образовательной продукции обучающихся и развитие их личности. Выделим основные показатели деятельности современного учителя:

- наделен способностями видеть индивидуальные способно­сти старшеклассников и выстраивать их обучение в соответствии с индивидуальностью каждого;

- владеет формами и методами креативного образования: использует личный опыт и мотивы старшеклассников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятель­ности, учит соотносить свою цель с результатом, приме­няет доступные формы рефлексии и самооценки;

- способен изменять задачи урока в соответствии с изменя­ющейся реальностью; умеет увидеть открытия обучающихся и иные формы культурного самовыражения учеников, по­могает их развитию; владеет различными формами орга­низации индивидуальных творческих работ старшеклассников и их защит;

- умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений старшеклассника, оценить многообразную па­литру развития его личностных качеств;    

- способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию собственных изменений;

 - осознает смысл и цели образовательной деятельности по своему предмету или видам деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей старшеклассников, с их творческим саморазвитием; имеет собственную образовательную позицию, ко­торую соотносит с позицией других учителей школы, умеет ставить образовательные цели по предмету, достигать и переопределять их в ходе обучения;

- умеет составить целостную образовательную программу, учитывающую реальных детей, образовательные стандарты, общешкольные установки, свои педагогические ори­ентиры; соотносит происходящую реальность с составленной программой, корректирует образовательный процесс [3, с. 61-62].

Сформированность вышеописанных показателей позволяет организовать урок современному учителю на креативном уровне. Креативный урок – это одна из форм организации учебного процесса, которая обеспечивает формирование творческого мышления и развития творческих способностей учащихся; формирует систему мотивов и личностных свойств (независимость, мотивация самоактуализации); преобразует общую одаренность в активную креативность [2, с. 212]. Это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя (смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов), а также знание учителем креативных методов: «шесть шляп мышления»; «катена»; «майндмепинг»; кейс-метод, «случайный стимул» и умение применять их в образовательном процессе школы.

В контексте нашего исследования в ходе формирующего эксперимента мы использованы следующие креативные методы [4].

Так, метод «шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats), разработанный Эдвардом де Боно, в нашей практике стал способом преодоления трудностей посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Данный метод позволил нам структурировать и сделать более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную. На личном уровне это были планы, решение проблем. В одиночной работе – планирование, дизайн, создание идей; в групповой работе – планирование, разрешение конфликтов.

Метод«катена», представляющий игру для развития креативного мышления, способствовал тренировки свободного, ассоциативного стиля мышления, необходимого в творческой работе. Например, на уроке русского языка и литературы учитель использовал различные типы ассоциаций: ассоциации-аналогии (дождь – фонтан), ассоциации-метафоры (свеча – колокольня) и др.

Удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи, которую мы использовали для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений, стал метод «майндмэппинг» (mindmapping, ментальные карты), разработанный американским ученым Тони Бьюзен. Этот метод являлся естественным способом организации мышления, имеющим некоторые преимущества перед обычными способами записи.

Кейс-метод или метод анализа конкретной ситуации, предполагающий решение конкретных учебных проблем, позволил сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства, значимые для будущей профессиональной деятельности. В основе кейс-метода лежало имитационное моделирование, т.е. использованию этого метода в обучении предшествовала разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной учебной деятельности. Приведем пример одной из кейс-ситуаций, предлагаемой старшеклассникам: «На уроках один из старшеклассников, занимающий как правило, место недалеко от учителя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы учителя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно, контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопро­сы учителя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия…».

Рассмотренные нами методы реализовывались в ходе организации взаимодействия субъектов деятельности обучения, в которых свобода, предоставленная личности, является одним из важнейших условий ее развития. При внедрении креативных методов в образовательный процесс школы старшеклассники испытывали некоторые трудности в самостоятельном решении проблем, формулировании выводов, оценке своей деятельности. Для преодоления этих трудностей мы учитывали индивидуальные особенности каждого ученика.

Вышеизложенное позволяет нам отметить, что использование современным учителем креативных методов в образовательном процессе школы способствует формированию креативной личности выпускника школы, способного принимать важные самостоятельные решения в противоречивых ситуациях, быть инициативным, мобильным, конкурентоспособным на рынке труда, социально ответственным.

 

Литература:

1. Морозов, А. В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология : Учеб.пособие. – М.: Академический прект, 2004. – 2-е изд., испр. и доп. – 560 с.

2. Рындак, В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра / В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Федер.агентство по образованию, Оренбург. Гос. Пед. Ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 512 с.

3. Рындак, В. Г. Школа : с веком наравне : монография / В. Г. Рындак ; Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. – 220 с.

4. www.kolesnik.ru – Методы создания идей.

Основные термины (генерируются автоматически): современный учитель, образовательный процесс школы, креативный учитель, образовательная деятельность, развитие, учитель.


Задать вопрос