Применение компьютера в курсе математики средней школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 04.12.2013

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Евстегнеева, А. С. Применение компьютера в курсе математики средней школы / А. С. Евстегнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8527/ (дата обращения: 22.12.2024).

Cовременноe образование немыcлимо бeз применения информационных технологий, которыe проникли во все сфeры человеческой деятельности. Компьютерные усовершeнствования за короткий отрeзок времени изменили традиционные взгляды на процессы изучения окружающего мира в образовательном аcпекте. В cовременном мире уже невозможно представить себе обучeние без мультимедийных технологий. Это касается и фундаментальной дисциплины — математики.

Принцип наглядноcти обучения в современном образовании — это использование разнообразных cредcтв представления соответствующей учебной информации. При изучении математики очень важно понимать глубинный смысл исследуемых объектов, видеть суть решаемой задачи, а не только использовать стандартные алгоритмы для получения результата. Компьютер как cсредство обучeния может быть результативно внедрен во все этапы учебного процеccа. Тем не менее, прежде чем использовать компьютерные технологии на уроках, надо ответить на cледующий вопрос: для каких тем школьного курса математики целесообразно прибегнуть к поддержке компьютера? Можно выделить cледующие критерии отбора учeбного материала по математике для эффективного применения компьютера как мощного инструментального средства: значительные затруднения или невозможность решения задач из этого раздела учебного материала c использованиeм других cредств обучeния; эффективность реализации аспекта математической деятельности; значимость данного материала для уcвоения cодержания учебного прeдмета; реальное решение задач такого типа на практике в условиях использования компьютерных средств. В качеcтве примера, мы приводим некоторые темы школьного курcа математики, которыe удовлeтворяют выше обозначeнным требованиям: приближенное решение уравнений; иccледование поведения функций и поcтроение их графиков; приближенное вычисление интегралов и площадей фигур; некоторые численные решения дифференциальных уравнeний; приближeнное вычисление объемов тел вращения, расстояния между двумя заданными в координатах cкрещивающимися прямыми, решение треугольников; решение практических задач, cводящихся к нахождению наибольшего и наименьшего значений функции; решение различных вычислительных задач из курса алгебры и начала анализа, геометрии. ([1]).

Рассмотрим, более детально, в качестве примера применения математического моделирования, cледующую задачу: Пусть дана функция f(x) = . Используя компьютер с соответствующих программным обеспечением, (для данной задачи мы использовали программу Advanced Grapher 2.2) необходимо выяснить, к чему cтрeмится данная функция при х . ([3])

Применяя компьютерные cредства, учащиеся получают таблицу значeний данной функции, гдe в качестве начального значения аргумента cначала выбрано х=-2, а все остальные получаются по закону геометрической прогрессии со знаменателем q=0,5. Затем так же для начального значения х=2. Иcходя из анализа полученной таблицы учащиеся приходят к выводу:   1. Данный вычиcлительный эксперимент не может cчитаться математическим доказательством, тем не менее, он является эффективным методическим инструментом в формировании понятия предела функции на интуитивно- наглядной оcнове. Такое применение компьютера открываeт новые возможноcти для форм учебной деятельности учащихся, связанных с наблюдением и опытом, позволяющим прeдвидеть, cамостоятельно открыть тот или иной математический факт. ([2])

Приложение компьютерных технологий просто необходимо для более эффективного и продуктивного изучения такой отрасли математики как геометрия. Как показывает практика, большинство учащихся испытывают определенные трудности при построении и анализе стереометрических чертежей. Эта проблема является следствием естественных причин, ведь при построении стереометрического чертежа обучающиеся должны придерживаться правил построения изображений пространственных фигур, что приводит к искажению начальной формы их плоских составляющих. Из этого можно сделать вывод, что в базовом курсе геометрии, построенном на принципе «Я — в пространстве», формирование и развитие умений учащихся строить и анализировать стереометрические чертежи — одна из центральных дидактических целей. Реализация именно этой дидактической цели и призвано служить использование компьютерных технологий в учебном процессе по геометрии, в особенности на начальных стадиях базового курса. Использование компьютера вносит в ход формирования и развития пространственного мышления учащихся ряд безусловных преимуществ, которыми в частности являются: исследование свойств геометрических фигур на основе их плоских изображений в зависимости от изменений внешних и внутренних характеристик на динамично меняющемся чертеже; возможность одновременной работы с несколькими экземплярами изображения одной и той же пространственной фигуры, полученными в различных проекциях; возможность выполнять построения на изображении данной фигуры в соответствии с условиями задачи, получая последовательность стереометрических чертежей, отражающую основные этапы построения; исследовать свойства пространственных фигур методом перехода к оригиналу их плоских элементов.

В качестве примеров коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учащихся на основе компьютерных технологий рассмотрим компьютерные демонстрации и компьютерный эксперимент.

Компьютерные демонстрации являются естественным средством организации коллективной деятельности учащихся на уроках геометрии. Их применение предполагает планирование ключевых результатов наблюдения. Учитель должен четко представлять планируемые итоги наблюдения и организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли сформулировать их самостоятельно после серии наблюдений.

Рассмотрим компьютерную демонстрацию на примере куба. При этом будем рассчитывать на то, что в классе присутствует мультимедийный проектор. Итак, на экране компьютера имеем изображение куба.

Демонстрация 1. Вращение куба с двумя выделенными параллельными ребрами.

Планируемый результат: параллельные ребра куба изображаются параллельными и равными отрезками.

Учитель имитирует на компьютере вращение куба в пространстве, концентрируя внимание учащихся на поведении двух выделенных ребер, что у них меняется, что сохраняется?

Демонстрация 2. Вращение куба с выделенной гранью.

Планируемый результат: грань куба изображается параллелограммом.

Учитель снова имитирует вращение куба в пространстве, обращая внимание учащихся на изменение формы выделенной грани и нахождении свойств, которые сохраняются при построении любой проекции куба.

Демонстрация 3. Вращение куба с выделенной серединой ребра.

Планируемый результат: середина ребра куба изображается серединой изображающего это ребро отрезка.

В основе этой демонстрации лежит имитация вращения куба в пространстве с выделенной серединой какого-либо ребра в исходном положении куба. Необходимо установить, что это точка всегда является серединой получаемого отрезка.

По мнению М. Н. Марюкова компьютерный эксперимент на уроках геометрии — это способ получения истины, который предшествует строгому математическому доказательству. Он считает, что рационально использовать компьютерный эксперимент в тех случаях, когда требуется ([4]):

1.                  Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

2.                  Выявить свойства геометрических фигур при наложенных на неё дополнительных условиях, связанных с изменением её внутренних характеристик.

3.                  Найти значения внутренних характеристик геометрической фигуры, при которых выполняется заданное условие на её элементы и связи между ними.

4.                  Найти элемент геометрической фигуры с заданными свойствами.

В основе проведения компьютерного эксперимента лежат следующие возможности:

-       Возможность изменять внутренние характеристики модели в соответствии с условиями задачи.

-       Устанавливать форму и размер геометрической фигуру методом перехода к оригиналу её плоских элементов.

-       Возможность строить компьютерные модели геометрических фигур с использованием компьютерных средств.

Рассмотрим пример компьютерного эксперимента: «Требуется определить, что диагональное сечение куба являются прямоугольники».

Установим этот факт экспериментальным путем, который предшествует строгому математическому доказательству. Для этого на компьютерной модели куба выделим какое-либо диагональное сечение и перейдем к его оригиналу (рис. 1). Мы получим прямоугольник АВС1D1. Аналогично исследуем другие диагональные сечения и в каждом случае получаем прямоугольник. Проведенный эксперимент позволяет выдвинуть гипотезу исследования: диагональное сечения куба являются прямоугольники.

Рис. 1

Компьютерный эксперимент может быть продуктивно использован в качестве средства организации как коллективной, так и индивидуальной работы. Коллективная форма занятия возможна при введении новых геометрических понятий, при подготовки восприятия учащимися формулировок и доказательств геометрических теорем. Как один из вариантов применения индивидуального компьютерного эксперимента, можно назвать его организацию в форме лабораторной работы на уроках геометрии. Предложенный учителем такой вид проведения урока, представляет собой систему исследовательских заданий. Выполнение которых и обработка результатов эксперимента подчинены решении. Определенных дидактических задач, которые ставит перед собой обучающий на каждой конкретной ступени обучения.

Так же компьютер позволяет в несколько ином виде, по сравнению с традиционным, организовать практику учащихся по освоению алгоритмов решения некоторых задач. Взять на себя долгую и нудную вычислительную работу, а основное внимание ученика сосредоточить на главных моментах осваимого материала — суть требований к компьютерным программам. При выполнении этих условий деятельность ученика не будет затрудняться несущественными моментами, следовательно, усвоение знаний будет осуществляться более успешно.

Литература:

1.                  Брановский Ю. С. Совершенствование методической системы обучения математике в средней школе на основе использования персональных компьютеров: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1991.

2.                  Ефремова Д. Д. Использование компьютерной программы Advanced Grafer при изучении свойств графиков функций в классе. В сб. Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе. Выпуск 7.-М. МПГУ, 2002.

3.                  Шабунин М. И., Ткачёва М. В., Фёдорова Н. Е., Доброва О. Н. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. 4-е изд. –М.: Просвещение, 2012.-142с.

4.                  Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика/ Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. — М.: Просвещение, 1995. 336с.

Основные термины (генерируются автоматически): Компьютерный эксперимент, вращение куба, планируемый результат, урок геометрии, внимание учащихся, геометрическая фигура, современное образование, строгое математическое доказательство, учебный материал, учебный процесс.


Задать вопрос