Научная литература, отражающая идею здорового образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 920 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Х. О. Научная литература, отражающая идею здорового образа жизни / Х. О. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 689-691. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8454/ (дата обращения: 26.04.2024).

Овладение навыками общения в профессиональной деятельности, умения работать со специальной литературой, отражающей новейшие достижения науки, требует от будущего специалиста определенного уровня знания русского языка как средства межнационального и международного общения.

На современном этапе к числу актуальных задач методики русского языка относится научное обеспечение целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития личности на основе использования достижений науки, техники и передовых технологий.

Государственная политика в области подготовки кадров предусматривает становление развитой личности — гражданина через систему непрерывного образования, которая выступает в данной системе, как потребитель, так и производитель образовательных услуг.

В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров определены основные задачи высшего образования.

Одной из определяющих задач высшего образования является обеспечение высоко результативного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ. [1,2]

Современный этап реформирования образования изменяет и функции учителя школы. Деятельность преподавателей должна быть ориентирована на создание условий для образования, формирования потребностей и способностей личности в учебном процессе. В структурировании языкового материала должны соблюдаться основные принципы современной методики преподавания языка функциональность и системность, то есть обучаемый должен понимать место данного средства в общей системе языковых средств изучаемого языка. [6]

В квалификации каждого преподавателя две грани, которые освещаются двумя науками специальной и педагогической. Преподавателю постоянно приходится решать вопросы: для чего учить? Чему учить? Как учить? Необходимо находить правильное решение этих вопросов. Такое решение должно быть основано на знании основных законов и положений педагогической науки и соответствующей их интерпретацией, учетом особенностей обучаемых.

Коренные общественные преобразования на современном этапе требуют пересмотра методических концепций, активного развития методической науки в русле современных требований к человеку — личности.

Важнейшей проблемой становления методики на новых принципах является разработка стройной системы критериев качества, эффективности и продуктивности учебного процесса, которая должна составить основу объективной оценки профессионализма преподавателя, а также используемых им методов и приемов обучения.

Преподаватель, приступая к учебному процессу, должен владеть необходимым педагогическим минимумом, определенной суммой педагогических и психологических знаний, технологией и методикой преподавания. Исходя из этого, определяются основные задачи в подготовке учителей:

1)                 формирование педагогической квалификации, обеспечивающей эффективность учебного процесса;

2)                 формирование нового профессионального мышления, ориентированного на осознание сегодняшних перемен;

3)                 овладение системой педагогических знаний как методологической основой деятельности преподавателя;

4)                 овладение технологией обучения как системой методов. [2]

Важным компонентом определения содержания обучения научному стилю речи является отбор и минимизация языкового материала в целях избегания избыточности речевых образцов, грозящей перегруженностью. Для каждого этапа обучения целесообразно отбирать наиболее универсальные речевые структуры, отвечающие задачам обучения. При этом необходимо определять и объём лексики, на основе усвоения которого строятся обучающие упражнения лексико-грамматического характера. [5]

Наша новая типовая программа, построенная в расчете на знание первокурсниками предмета русский язык ставит значительные требования к такому разделу практического курса, как научный стиль речи и его формы и разновидности, такие, как виды чтения научной литературы, составление различных видов планов, тезисов, рефератов, докладов, аннотаций и т. д. Но ограниченность во времени для аудиторных занятий не позволяет эффективно освоить весь этот материал. Однако этот пробел можно восполнить плодотворным использованием учебных часов, отводимых программой для самостоятельной работы студентов.

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы на тему “Здоровый образ жизни” разработанное Х. Ахмедовой адресуется студентам национальных групп I курса, института физкультуры изучающих практический курс русского языка. В пособии на основе текстов научно-популярного и научного стилей речи, отражающих тематику здорового образа жизни, физической культуры и спорта, разработана система заданий, знакомящая студентов с особенностями научного стиля речи и вырабатывающая у них навыки использования его в различных видах учебной и практической деятельности. Это навыки работы с текстом, умение делить его на смысловые части, формулировать тезисы, выделять главную информацию текста, умение свернуть (сократить) текст, отделяя в нём главное от второстепенного и т д.

В научных определениях и понятиях часто используются краткие синтаксические конструкции типа “что — это что“, “что является чем“, “чему способствует что“ и др. С этими и другими особенностями научного стиля речи необходимо знакомить студентов на ранних ступенях учебы в вузе в целях полноценного и успешного овладениях профессией. Работа с учебниками, поиск и подбор нужной информации, подготовка выступлений на семинарах, написание рефератов и выполнение других видов учебной работы невозможно без знания особенностей (хотя бы самих общих) научного стиля речи.

Цель пособия — ознакомить студентов с особенностями использования элементов научного стиля речи применительно к будущей специальности, выработать навыки чтения учебной и учебно-методической литературы, развить навыки устного монологического высказывания.

Система заданий к текстам построена таким образом, чтобы обеспечить переход от выполнения собственно речевых заданий, базирующихся на текстовом материале, к решению поставленных программой более сложных коммуникативных задач. Данные тексты для чтения выстраивают у студентов комплекс умений и навыков, связанных с основными видами речевой деятельности.

В текстах имеются специальные слова и термины, используемые в теории и методике физической культуры, анатомии, физиологии, спортивной медицине, в общественно-политической, социально-бытовой сферах.

Система заданий охватывает основные стадии усвоения языкового материала: наблюдение, закрепление и активное усвоение.

В пособии представлен обширный текстовой материал, разработанный на основе научно-популярной и научной литературы, отражающей идеи здорового образа жизни, значение физкультуры и спорта, имеющий познавательное, а также воспитательное значение, акцентируя внимание на неразрывном единстве физического здоровья и духовной жизни человека.

Пособие знакомит первокурсников с лексическими и структурными особенностями научного стиля речи, знание которых им необходимо для дальнейшего овладения профессией.

Текстовой материал сборника включает большое количество обще- спортивной и терминологической лексики, относящейся к целому ряду специальных дисциплин: теории и методике физической культуры, анатомии, физиологии, спортивной медицине и т. д., с новой лексикой — перевод, поиск определений терминов в специальных словарях, учебниках, в интернете.

Система заданий к текстам ориентирует студентов на развитие навыков различных видов чтения научной литературы (изучающего, просмотрового, реферативного и т. д.), на умение выделять в тексте главную информацию, на составление тезисов с использованием элементов и конструкций научного стиля речи.

Каждый текст снабжен постатейным словарем.

Общая цель пособия — активизация речевой деятельности студентов в рамках данных тем. Пособие направлено на выработку навыков ведения беседы, умение работать с информацией, а также выражать свою точку зрения на предмет обсуждения.

Правильно организованная работа студентов с литературой по специальности поможет им выработать навыки и умения читать, анализировать и обобщать научную информацию профессиональной направленности, научиться ориентироваться в ней самостоятельно повысить свой уровень теоретической подготовки для ведения самостоятельного исследования фактического материала по избранной специальности, приобрести опыт общения в профессиональной сфере, необходимой современному специалисту. [3]

Обучение учебно-профессиональной речи необходимо связывать с содержанием профильных дисциплин вуза, то есть спортивной. При этом надо обратить внимание на спортивно-терминологической лексике, синтаксических конструкциях и речевых моделях, характерных для той или иной учебной дисциплины. При работе обращать внимание не только на тексты, фрагменты из учебной литературы, но и на тщательно разработанных на материале специальности по спорту текстах-образцах и упражнениях            для тренировочной работы, слайдах, электронных словарях, электронных учебниках.

Общепризнано, что ведущим компонентом мотивации является потребность в получении необходимой информации, в более глубоком познании фактов и сведений в этой или иной области науки. Для студентов-первокурсников, у которых ещё не выработана потребность в чтении литературы по специальности очень важно создавать в ходе обучения ситуации, заставляющие их постоянно обращаться за решением поставленных преподавателем задач к соответствующей литературе.

Сформировать, расширить широкий спектр познавательных мотивов у первокурсников можно с помощью таких текстов как “Здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья”, “Наркомания и молодежь”, “Особенности женского алкоголизма — симптом неблагополучия”, “Можно ли жить без стресса?”, “Спорт и физкультура — «универсальная» защита”, “Бег и здоровье”, “Долгожительство”, “Курение — вредная привычка”, “Принцип действия допингов и последствия их приёма”, “Ты не бойся ни жары, и ни холода!”, “Кто лучше? Кто сильнее?”, “Кроссы — это хорошо”, “Оберегая окружающую среду, мы оберегаем свое здоровье”, “Благополучие и процветание страны начинается с созидательной работы всего народа”, в процессе которой будут использоваться приёмы анализа, сравнения, сопоставления, обобщения информации, полученной при чтении литературы по специальности.

Единицей обучения при формировании навыков работы с литературой по специальности принято считать группу предложений, объединенных в единое структурно-смысловое и синтаксическое целое, которое даёт относительно завершенную информацию по предложенному коммуникативному заданию. [4]

При этом важно сформировать у обучаемых интерес к познавательной деятельности, чему способствуют самостоятельные творческие индивидуальные задания с элементами исследования.

Литература:

1.      Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т.: Узбекистан, 1997. 12 c.

2.      Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров». Т.: 1997. 25 с.

3.      Быкова А. Л. Обучение работе с литературой по специальности. Научный стиль речи. //Фан–спортга. 2013 № 1 С. 9–12.

4.      Карпова Т. Д. Обучение устным формам научного стиля речи.// Русский язык за рубежом, 1975, № 5. С.74–75.

5.      Лариохина Н. М. Обучение грамматике научной речи. М.: 1989.С.13–22

6.      Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам.// Русский язык за рубежом, № 4, 1982.С.57- 61.

Основные термины (генерируются автоматически): научный стиль речи, русский язык, система заданий, учебный процесс, научная литература, текст, физическая культура, языковой материал, высшее образование, практический курс.


Похожие статьи

Особенности текста научного стиля | Статья в журнале...

Е. Н. Научный стиль русского языка: учебное пособие; Томский политехнический университет.

7. Русский язык и культура речи: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О. Я. Гойхмана.: ИНФРА-М; Москва; 2009.

Практические вопросы научной стилистики на занятиях...

Практическое изучение русского языка в вузовской аудитории предполагает задания и упражнения по культуре профессиональной речи, дидактические языковые материалы — адаптированные научные и научно-популярные тексты...

Перевод при обучении научному стилю речи | Статья в журнале...

Это объясняется лингвистическими особенностями научного стиля речи. В рамках каждого функционального стиля можно выделить некоторые языковые особенности, влияние которых на ход и результат процесса перевода значительно.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Стилистика и развитие речи на материале научного текста

научный стиль, культура речи, учебная литература, текст, учебный материал, стилистика речи, стилистическое редактирование, практическая стилистика, научная речь, стилистическая организация текста.

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Отмечаем, что текст относится к разговорному стилю речи.

Основные термины (генерируются автоматически): предложение, коммуникативная компетенция, русский язык, Пушкин, задание, текст, мой отец, письменная форма, речевое общение, языковая компетенция.

Состояние проблемы преподавания русского языка как...

русский язык, пособие, научно-технический профиль, текст, обучение, язык физики, язык специальности, научный стиль речи, технический вуз, уровень владения. Похожие статьи. Опыт методики преподавания русского...

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Как известно, основная цель изучения русской терминологии в школьном курсе русского языка обозначена как осмысленное использование терминов, точное и правильное их употребление в учебной ситуации и научном речевом сообщении.

Похожие статьи

Особенности текста научного стиля | Статья в журнале...

Е. Н. Научный стиль русского языка: учебное пособие; Томский политехнический университет.

7. Русский язык и культура речи: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О. Я. Гойхмана.: ИНФРА-М; Москва; 2009.

Практические вопросы научной стилистики на занятиях...

Практическое изучение русского языка в вузовской аудитории предполагает задания и упражнения по культуре профессиональной речи, дидактические языковые материалы — адаптированные научные и научно-популярные тексты...

Перевод при обучении научному стилю речи | Статья в журнале...

Это объясняется лингвистическими особенностями научного стиля речи. В рамках каждого функционального стиля можно выделить некоторые языковые особенности, влияние которых на ход и результат процесса перевода значительно.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Стилистика и развитие речи на материале научного текста

научный стиль, культура речи, учебная литература, текст, учебный материал, стилистика речи, стилистическое редактирование, практическая стилистика, научная речь, стилистическая организация текста.

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Отмечаем, что текст относится к разговорному стилю речи.

Основные термины (генерируются автоматически): предложение, коммуникативная компетенция, русский язык, Пушкин, задание, текст, мой отец, письменная форма, речевое общение, языковая компетенция.

Состояние проблемы преподавания русского языка как...

русский язык, пособие, научно-технический профиль, текст, обучение, язык физики, язык специальности, научный стиль речи, технический вуз, уровень владения. Похожие статьи. Опыт методики преподавания русского...

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Как известно, основная цель изучения русской терминологии в школьном курсе русского языка обозначена как осмысленное использование терминов, точное и правильное их употребление в учебной ситуации и научном речевом сообщении.

Задать вопрос