Овладение навыками общения в профессиональной деятельности, умения работать со специальной литературой, отражающей новейшие достижения науки, требует от будущего специалиста определенного уровня знания русского языка как средства межнационального и международного общения.
На современном этапе к числу актуальных задач методики русского языка относится научное обеспечение целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития личности на основе использования достижений науки, техники и передовых технологий.
Государственная политика в области подготовки кадров предусматривает становление развитой личности — гражданина через систему непрерывного образования, которая выступает в данной системе, как потребитель, так и производитель образовательных услуг.
В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров определены основные задачи высшего образования.
Одной из определяющих задач высшего образования является обеспечение высоко результативного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ. [1,2]
Современный этап реформирования образования изменяет и функции учителя школы. Деятельность преподавателей должна быть ориентирована на создание условий для образования, формирования потребностей и способностей личности в учебном процессе. В структурировании языкового материала должны соблюдаться основные принципы современной методики преподавания языка функциональность и системность, то есть обучаемый должен понимать место данного средства в общей системе языковых средств изучаемого языка. [6]
В квалификации каждого преподавателя две грани, которые освещаются двумя науками специальной и педагогической. Преподавателю постоянно приходится решать вопросы: для чего учить? Чему учить? Как учить? Необходимо находить правильное решение этих вопросов. Такое решение должно быть основано на знании основных законов и положений педагогической науки и соответствующей их интерпретацией, учетом особенностей обучаемых.
Коренные общественные преобразования на современном этапе требуют пересмотра методических концепций, активного развития методической науки в русле современных требований к человеку — личности.
Важнейшей проблемой становления методики на новых принципах является разработка стройной системы критериев качества, эффективности и продуктивности учебного процесса, которая должна составить основу объективной оценки профессионализма преподавателя, а также используемых им методов и приемов обучения.
Преподаватель, приступая к учебному процессу, должен владеть необходимым педагогическим минимумом, определенной суммой педагогических и психологических знаний, технологией и методикой преподавания. Исходя из этого, определяются основные задачи в подготовке учителей:
1) формирование педагогической квалификации, обеспечивающей эффективность учебного процесса;
2) формирование нового профессионального мышления, ориентированного на осознание сегодняшних перемен;
3) овладение системой педагогических знаний как методологической основой деятельности преподавателя;
4) овладение технологией обучения как системой методов. [2]
Важным компонентом определения содержания обучения научному стилю речи является отбор и минимизация языкового материала в целях избегания избыточности речевых образцов, грозящей перегруженностью. Для каждого этапа обучения целесообразно отбирать наиболее универсальные речевые структуры, отвечающие задачам обучения. При этом необходимо определять и объём лексики, на основе усвоения которого строятся обучающие упражнения лексико-грамматического характера. [5]
Наша новая типовая программа, построенная в расчете на знание первокурсниками предмета русский язык ставит значительные требования к такому разделу практического курса, как научный стиль речи и его формы и разновидности, такие, как виды чтения научной литературы, составление различных видов планов, тезисов, рефератов, докладов, аннотаций и т. д. Но ограниченность во времени для аудиторных занятий не позволяет эффективно освоить весь этот материал. Однако этот пробел можно восполнить плодотворным использованием учебных часов, отводимых программой для самостоятельной работы студентов.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы на тему “Здоровый образ жизни” разработанное Х. Ахмедовой адресуется студентам национальных групп I курса, института физкультуры изучающих практический курс русского языка. В пособии на основе текстов научно-популярного и научного стилей речи, отражающих тематику здорового образа жизни, физической культуры и спорта, разработана система заданий, знакомящая студентов с особенностями научного стиля речи и вырабатывающая у них навыки использования его в различных видах учебной и практической деятельности. Это навыки работы с текстом, умение делить его на смысловые части, формулировать тезисы, выделять главную информацию текста, умение свернуть (сократить) текст, отделяя в нём главное от второстепенного и т д.
В научных определениях и понятиях часто используются краткие синтаксические конструкции типа “что — это что“, “что является чем“, “чему способствует что“ и др. С этими и другими особенностями научного стиля речи необходимо знакомить студентов на ранних ступенях учебы в вузе в целях полноценного и успешного овладениях профессией. Работа с учебниками, поиск и подбор нужной информации, подготовка выступлений на семинарах, написание рефератов и выполнение других видов учебной работы невозможно без знания особенностей (хотя бы самих общих) научного стиля речи.
Цель пособия — ознакомить студентов с особенностями использования элементов научного стиля речи применительно к будущей специальности, выработать навыки чтения учебной и учебно-методической литературы, развить навыки устного монологического высказывания.
Система заданий к текстам построена таким образом, чтобы обеспечить переход от выполнения собственно речевых заданий, базирующихся на текстовом материале, к решению поставленных программой более сложных коммуникативных задач. Данные тексты для чтения выстраивают у студентов комплекс умений и навыков, связанных с основными видами речевой деятельности.
В текстах имеются специальные слова и термины, используемые в теории и методике физической культуры, анатомии, физиологии, спортивной медицине, в общественно-политической, социально-бытовой сферах.
Система заданий охватывает основные стадии усвоения языкового материала: наблюдение, закрепление и активное усвоение.
В пособии представлен обширный текстовой материал, разработанный на основе научно-популярной и научной литературы, отражающей идеи здорового образа жизни, значение физкультуры и спорта, имеющий познавательное, а также воспитательное значение, акцентируя внимание на неразрывном единстве физического здоровья и духовной жизни человека.
Пособие знакомит первокурсников с лексическими и структурными особенностями научного стиля речи, знание которых им необходимо для дальнейшего овладения профессией.
Текстовой материал сборника включает большое количество обще- спортивной и терминологической лексики, относящейся к целому ряду специальных дисциплин: теории и методике физической культуры, анатомии, физиологии, спортивной медицине и т. д., с новой лексикой — перевод, поиск определений терминов в специальных словарях, учебниках, в интернете.
Система заданий к текстам ориентирует студентов на развитие навыков различных видов чтения научной литературы (изучающего, просмотрового, реферативного и т. д.), на умение выделять в тексте главную информацию, на составление тезисов с использованием элементов и конструкций научного стиля речи.
Каждый текст снабжен постатейным словарем.
Общая цель пособия — активизация речевой деятельности студентов в рамках данных тем. Пособие направлено на выработку навыков ведения беседы, умение работать с информацией, а также выражать свою точку зрения на предмет обсуждения.
Правильно организованная работа студентов с литературой по специальности поможет им выработать навыки и умения читать, анализировать и обобщать научную информацию профессиональной направленности, научиться ориентироваться в ней самостоятельно повысить свой уровень теоретической подготовки для ведения самостоятельного исследования фактического материала по избранной специальности, приобрести опыт общения в профессиональной сфере, необходимой современному специалисту. [3]
Обучение учебно-профессиональной речи необходимо связывать с содержанием профильных дисциплин вуза, то есть спортивной. При этом надо обратить внимание на спортивно-терминологической лексике, синтаксических конструкциях и речевых моделях, характерных для той или иной учебной дисциплины. При работе обращать внимание не только на тексты, фрагменты из учебной литературы, но и на тщательно разработанных на материале специальности по спорту текстах-образцах и упражнениях для тренировочной работы, слайдах, электронных словарях, электронных учебниках.
Общепризнано, что ведущим компонентом мотивации является потребность в получении необходимой информации, в более глубоком познании фактов и сведений в этой или иной области науки. Для студентов-первокурсников, у которых ещё не выработана потребность в чтении литературы по специальности очень важно создавать в ходе обучения ситуации, заставляющие их постоянно обращаться за решением поставленных преподавателем задач к соответствующей литературе.
Сформировать, расширить широкий спектр познавательных мотивов у первокурсников можно с помощью таких текстов как “Здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья”, “Наркомания и молодежь”, “Особенности женского алкоголизма — симптом неблагополучия”, “Можно ли жить без стресса?”, “Спорт и физкультура — «универсальная» защита”, “Бег и здоровье”, “Долгожительство”, “Курение — вредная привычка”, “Принцип действия допингов и последствия их приёма”, “Ты не бойся ни жары, и ни холода!”, “Кто лучше? Кто сильнее?”, “Кроссы — это хорошо”, “Оберегая окружающую среду, мы оберегаем свое здоровье”, “Благополучие и процветание страны начинается с созидательной работы всего народа”, в процессе которой будут использоваться приёмы анализа, сравнения, сопоставления, обобщения информации, полученной при чтении литературы по специальности.
Единицей обучения при формировании навыков работы с литературой по специальности принято считать группу предложений, объединенных в единое структурно-смысловое и синтаксическое целое, которое даёт относительно завершенную информацию по предложенному коммуникативному заданию. [4]
При этом важно сформировать у обучаемых интерес к познавательной деятельности, чему способствуют самостоятельные творческие индивидуальные задания с элементами исследования.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т.: Узбекистан, 1997. 12 c.
2. Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров». Т.: 1997. 25 с.
3. Быкова А. Л. Обучение работе с литературой по специальности. Научный стиль речи. //Фан–спортга. 2013 № 1 С. 9–12.
4. Карпова Т. Д. Обучение устным формам научного стиля речи.// Русский язык за рубежом, 1975, № 5. С.74–75.
5. Лариохина Н. М. Обучение грамматике научной речи. М.: 1989.С.13–22
6. Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам.// Русский язык за рубежом, № 4, 1982.С.57- 61.