Научная литература, отражающая идею здорового образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 1164 раза

Библиографическое описание:

Ахмедова, Х. О. Научная литература, отражающая идею здорового образа жизни / Х. О. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 689-691. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8454/ (дата обращения: 19.11.2024).

Овладение навыками общения в профессиональной деятельности, умения работать со специальной литературой, отражающей новейшие достижения науки, требует от будущего специалиста определенного уровня знания русского языка как средства межнационального и международного общения.

На современном этапе к числу актуальных задач методики русского языка относится научное обеспечение целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития личности на основе использования достижений науки, техники и передовых технологий.

Государственная политика в области подготовки кадров предусматривает становление развитой личности — гражданина через систему непрерывного образования, которая выступает в данной системе, как потребитель, так и производитель образовательных услуг.

В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров определены основные задачи высшего образования.

Одной из определяющих задач высшего образования является обеспечение высоко результативного обучения и подготовки квалифицированных кадров на основе современных образовательно-профессиональных программ. [1,2]

Современный этап реформирования образования изменяет и функции учителя школы. Деятельность преподавателей должна быть ориентирована на создание условий для образования, формирования потребностей и способностей личности в учебном процессе. В структурировании языкового материала должны соблюдаться основные принципы современной методики преподавания языка функциональность и системность, то есть обучаемый должен понимать место данного средства в общей системе языковых средств изучаемого языка. [6]

В квалификации каждого преподавателя две грани, которые освещаются двумя науками специальной и педагогической. Преподавателю постоянно приходится решать вопросы: для чего учить? Чему учить? Как учить? Необходимо находить правильное решение этих вопросов. Такое решение должно быть основано на знании основных законов и положений педагогической науки и соответствующей их интерпретацией, учетом особенностей обучаемых.

Коренные общественные преобразования на современном этапе требуют пересмотра методических концепций, активного развития методической науки в русле современных требований к человеку — личности.

Важнейшей проблемой становления методики на новых принципах является разработка стройной системы критериев качества, эффективности и продуктивности учебного процесса, которая должна составить основу объективной оценки профессионализма преподавателя, а также используемых им методов и приемов обучения.

Преподаватель, приступая к учебному процессу, должен владеть необходимым педагогическим минимумом, определенной суммой педагогических и психологических знаний, технологией и методикой преподавания. Исходя из этого, определяются основные задачи в подготовке учителей:

1)                 формирование педагогической квалификации, обеспечивающей эффективность учебного процесса;

2)                 формирование нового профессионального мышления, ориентированного на осознание сегодняшних перемен;

3)                 овладение системой педагогических знаний как методологической основой деятельности преподавателя;

4)                 овладение технологией обучения как системой методов. [2]

Важным компонентом определения содержания обучения научному стилю речи является отбор и минимизация языкового материала в целях избегания избыточности речевых образцов, грозящей перегруженностью. Для каждого этапа обучения целесообразно отбирать наиболее универсальные речевые структуры, отвечающие задачам обучения. При этом необходимо определять и объём лексики, на основе усвоения которого строятся обучающие упражнения лексико-грамматического характера. [5]

Наша новая типовая программа, построенная в расчете на знание первокурсниками предмета русский язык ставит значительные требования к такому разделу практического курса, как научный стиль речи и его формы и разновидности, такие, как виды чтения научной литературы, составление различных видов планов, тезисов, рефератов, докладов, аннотаций и т. д. Но ограниченность во времени для аудиторных занятий не позволяет эффективно освоить весь этот материал. Однако этот пробел можно восполнить плодотворным использованием учебных часов, отводимых программой для самостоятельной работы студентов.

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы на тему “Здоровый образ жизни” разработанное Х. Ахмедовой адресуется студентам национальных групп I курса, института физкультуры изучающих практический курс русского языка. В пособии на основе текстов научно-популярного и научного стилей речи, отражающих тематику здорового образа жизни, физической культуры и спорта, разработана система заданий, знакомящая студентов с особенностями научного стиля речи и вырабатывающая у них навыки использования его в различных видах учебной и практической деятельности. Это навыки работы с текстом, умение делить его на смысловые части, формулировать тезисы, выделять главную информацию текста, умение свернуть (сократить) текст, отделяя в нём главное от второстепенного и т д.

В научных определениях и понятиях часто используются краткие синтаксические конструкции типа “что — это что“, “что является чем“, “чему способствует что“ и др. С этими и другими особенностями научного стиля речи необходимо знакомить студентов на ранних ступенях учебы в вузе в целях полноценного и успешного овладениях профессией. Работа с учебниками, поиск и подбор нужной информации, подготовка выступлений на семинарах, написание рефератов и выполнение других видов учебной работы невозможно без знания особенностей (хотя бы самих общих) научного стиля речи.

Цель пособия — ознакомить студентов с особенностями использования элементов научного стиля речи применительно к будущей специальности, выработать навыки чтения учебной и учебно-методической литературы, развить навыки устного монологического высказывания.

Система заданий к текстам построена таким образом, чтобы обеспечить переход от выполнения собственно речевых заданий, базирующихся на текстовом материале, к решению поставленных программой более сложных коммуникативных задач. Данные тексты для чтения выстраивают у студентов комплекс умений и навыков, связанных с основными видами речевой деятельности.

В текстах имеются специальные слова и термины, используемые в теории и методике физической культуры, анатомии, физиологии, спортивной медицине, в общественно-политической, социально-бытовой сферах.

Система заданий охватывает основные стадии усвоения языкового материала: наблюдение, закрепление и активное усвоение.

В пособии представлен обширный текстовой материал, разработанный на основе научно-популярной и научной литературы, отражающей идеи здорового образа жизни, значение физкультуры и спорта, имеющий познавательное, а также воспитательное значение, акцентируя внимание на неразрывном единстве физического здоровья и духовной жизни человека.

Пособие знакомит первокурсников с лексическими и структурными особенностями научного стиля речи, знание которых им необходимо для дальнейшего овладения профессией.

Текстовой материал сборника включает большое количество обще- спортивной и терминологической лексики, относящейся к целому ряду специальных дисциплин: теории и методике физической культуры, анатомии, физиологии, спортивной медицине и т. д., с новой лексикой — перевод, поиск определений терминов в специальных словарях, учебниках, в интернете.

Система заданий к текстам ориентирует студентов на развитие навыков различных видов чтения научной литературы (изучающего, просмотрового, реферативного и т. д.), на умение выделять в тексте главную информацию, на составление тезисов с использованием элементов и конструкций научного стиля речи.

Каждый текст снабжен постатейным словарем.

Общая цель пособия — активизация речевой деятельности студентов в рамках данных тем. Пособие направлено на выработку навыков ведения беседы, умение работать с информацией, а также выражать свою точку зрения на предмет обсуждения.

Правильно организованная работа студентов с литературой по специальности поможет им выработать навыки и умения читать, анализировать и обобщать научную информацию профессиональной направленности, научиться ориентироваться в ней самостоятельно повысить свой уровень теоретической подготовки для ведения самостоятельного исследования фактического материала по избранной специальности, приобрести опыт общения в профессиональной сфере, необходимой современному специалисту. [3]

Обучение учебно-профессиональной речи необходимо связывать с содержанием профильных дисциплин вуза, то есть спортивной. При этом надо обратить внимание на спортивно-терминологической лексике, синтаксических конструкциях и речевых моделях, характерных для той или иной учебной дисциплины. При работе обращать внимание не только на тексты, фрагменты из учебной литературы, но и на тщательно разработанных на материале специальности по спорту текстах-образцах и упражнениях            для тренировочной работы, слайдах, электронных словарях, электронных учебниках.

Общепризнано, что ведущим компонентом мотивации является потребность в получении необходимой информации, в более глубоком познании фактов и сведений в этой или иной области науки. Для студентов-первокурсников, у которых ещё не выработана потребность в чтении литературы по специальности очень важно создавать в ходе обучения ситуации, заставляющие их постоянно обращаться за решением поставленных преподавателем задач к соответствующей литературе.

Сформировать, расширить широкий спектр познавательных мотивов у первокурсников можно с помощью таких текстов как “Здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья”, “Наркомания и молодежь”, “Особенности женского алкоголизма — симптом неблагополучия”, “Можно ли жить без стресса?”, “Спорт и физкультура — «универсальная» защита”, “Бег и здоровье”, “Долгожительство”, “Курение — вредная привычка”, “Принцип действия допингов и последствия их приёма”, “Ты не бойся ни жары, и ни холода!”, “Кто лучше? Кто сильнее?”, “Кроссы — это хорошо”, “Оберегая окружающую среду, мы оберегаем свое здоровье”, “Благополучие и процветание страны начинается с созидательной работы всего народа”, в процессе которой будут использоваться приёмы анализа, сравнения, сопоставления, обобщения информации, полученной при чтении литературы по специальности.

Единицей обучения при формировании навыков работы с литературой по специальности принято считать группу предложений, объединенных в единое структурно-смысловое и синтаксическое целое, которое даёт относительно завершенную информацию по предложенному коммуникативному заданию. [4]

При этом важно сформировать у обучаемых интерес к познавательной деятельности, чему способствуют самостоятельные творческие индивидуальные задания с элементами исследования.

Литература:

1.      Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т.: Узбекистан, 1997. 12 c.

2.      Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров». Т.: 1997. 25 с.

3.      Быкова А. Л. Обучение работе с литературой по специальности. Научный стиль речи. //Фан–спортга. 2013 № 1 С. 9–12.

4.      Карпова Т. Д. Обучение устным формам научного стиля речи.// Русский язык за рубежом, 1975, № 5. С.74–75.

5.      Лариохина Н. М. Обучение грамматике научной речи. М.: 1989.С.13–22

6.      Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам.// Русский язык за рубежом, № 4, 1982.С.57- 61.

Основные термины (генерируются автоматически): научный стиль речи, русский язык, система заданий, учебный процесс, научная литература, текст, физическая культура, языковой материал, высшее образование, практический курс.


Похожие статьи

Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Математическая составляющая в формировании здорового образа жизни подростков

Научные основы здорового образа жизни

Научно-исследовательская работа как способ становления конкурентоспособного специалиста

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики вредных привычек среди подростков и молодежи

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Похожие статьи

Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежи

Математическая составляющая в формировании здорового образа жизни подростков

Научные основы здорового образа жизни

Научно-исследовательская работа как способ становления конкурентоспособного специалиста

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики вредных привычек среди подростков и молодежи

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Задать вопрос