Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики вредных привычек среди подростков и молодежи
Авторы: Боронина Елена Владимировна, Хевронина Анна Николаевна
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 03.10.2017
Статья просмотрена: 5593 раза
Библиографическое описание:
Боронина, Е. В. Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики вредных привычек среди подростков и молодежи / Е. В. Боронина, А. Н. Хевронина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/13026/ (дата обращения: 17.12.2024).
Понятие «здоровый образ жизни» достаточно обширное. Оно включает в себя множество взаимосвязанных между собой компонентов: обучение основам здоровья и правильного образа жизни с раннего детства, формирование негативного отношения и отказ от вредных привычек.
Важной составной частью здорового образа жизни является пропаганда и профилактика отказа от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
На современном этапе увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. По данным Минздрава РФ в России 308 тысяч человек в 2013 г. взято под диспансерное наблюдение, и это только официальные данные. [3] В крупных российских городах распространение наркотиков среди несовершеннолетних и подростков приняло характер эпидемии.
Растет среди подростков употребление алкоголя и табака. Несмотря на запреты, вводимые государством, алкоголь и табак находятся в свободном доступе для всех групп населения. По данным Всемирной организации здравоохранения в России за последние 10 лет число курильщиков увеличилось на 14 % а подростков, употребляющих алкоголь, на 62 %. «Алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней». [3] Табак и алкогольные напитки являются психотропными веществами, так как вызывают устойчивое привыкание.
Причинами такого «увлечения» являются подростковые неврозы, возникающие из-за трудностей в учебе, конфликтных ситуаций в семье и среди сверстников. Не зная, как справляться с возникнувшими проблемами, со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, подростки прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению табака, алкоголя и наркотических веществ. [2, С. 78]
Профилактическую работу с такими детьми необходимо вести очень осторожно, без запугивания, без риска раскрытия информации по изготовлению и применению того или иного психотропного вещества. Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о влиянии наркотика не только на общее физическое состояние человека в целом, но и на необратимые последствия влияния наркотика на мозг и психическое здоровье [1, С. 19].
Важно показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас не модно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юношей, на внешние данные девушек. Первые же навыки здорового образа жизни необходимо прививать ребенку с дошкольного возраста. Этот процесс должен непрерывно продолжаться всю сознательную жизнь человека.
В целях выяснения уровня информированности о вреде курения, на базе ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств» было проведено анкетирование студентов третьих курсов очной формы обучения.
В результате анкетирования было выявлено следующее:
- На вопрос анкеты «Ваше отношение к наличию вредной привычке — курение — у своих близких и друзей?» — 30 % обучающихся ответили, что негативно, 20 % — высказали, нейтральное отношение. Но, все-таки, если решат попробовать табачные изделия сами, то оставят выбор за собой.
- На вопрос анкеты: «Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?» 26 % обучающихся ответили, источник — ближайшее окружение, 10 % — улица.
- На вопрос анкеты: «Какой способ борьбы с вредной привычкой Вы выберете?» 24 % — ужесточить наказание, 16 % — оставят на сегодняшнем уровне.
По результатам этого вопроса можно сделать вывод, что студенты плохо информированы о проблеме вреда курения, именно это влияет на их отношение к табакокурению.
В связи с этим администрацией колледжа было принято решение провести акцию «Студенты Астраханского колледжа культуры и искусств, против курения». Цель акции — привлечение студентов к агитационной и профилактической деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни.
Задачи акции:
‒ помочь учащимся в осознании масштабов вреда, которое курение, оказывает на здоровье человека;
‒ способствовать отрицательному отношению к курению;
‒ развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации о вреде курения с использованием различных источников (справочных, научно-популярных ресурсов Интернета);
‒ развивать способность критического восприятия информации, в частности, на примере информации о пользе курения табака.
Акция включала в себя объявление конкурса плакатов «Скажем — нет курению!»; разработка информационных листов, посвященных вреде курения, наносимых организму подростка; организацию информационной доски с полотном — «Я против курения!» для сбора подписей обучающихся; выбор участниками акции эмблемы, как символа доброго здоровья; подбор тем для обсуждения на «Часе общения» со студентами колледжа; размещение в фойе колледжа информационного материала по профилактике курения, подбор наиболее важных аргументов против курения.
В настоящее время медико-демографическая ситуация в стране диктует необходимость целенаправленной профилактической работы по воспитанию у детей, подростков, студенчества личной ответственности за собственное здоровье, по формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек.
Литература:
- Логачева Е. А. Роль образовательного пространства в формировании установок на здоровый образ жизни студенческой молодежи// Научные труды XXIII-ей всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Ростов н/Д, — 2012. С.17–20.
- Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа ВУЗ): Монография.1. Н.,: НГПУ, 2001. C. 78с.
- Статистическая информация Минздрава России // https://www.rosminzdrav.ru/ministry