Библиографическое описание:

Ахмедханова С. М. Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 400-402.

Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальных проблем в педагогической теории и практике. Существующая сегодня система оценивания была нацелена на результат усвоения знаний, а не на процесс их усвоения. Сегодня в условиях перехода к одной образовательной парадигме, с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирование личностных достижений, выявления отношения к процессу обучения.

Одними из важнейших компонентов новой модели школьного образования являются ее ориентация на практические навыки, на способность применить знания, реализовывать собственные проекты, а ведущим в образовании становится компетентностный подход. Он предлагает внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов учащихся.

Цель реформы в системе школьного оценивания: сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Такое направление реформы позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и во-вторых, более эффективно формировать знания, умения, навыки и творческие способности.

Оценка будет мотивировать ученика, если: ученик уверен в ее объективности;ученик осознает полезность своего оценивания;ученик знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть боле высоких результатов.

Оценивание является естественным процессом в системе обучения. Современная ситуация развития образовательных учреждений предлагает изменение ценностных ориентиров, к которым, безусловно, относится и ориентация на личностные достижения учеников. Эта новая модель образования, направлена на самоценность человека как уникальности.

Совершенствование системы оценивания образовательных результатов, достигаемых в ходе новых учебных программ, предполагает параллельное и одновременное развитие двух линий оценивания: степень освоения государственного образовательного стандарта (формализованный результат); личностные достижения учащихся, показывающие продвижение учеников в достижении формализованных результатов. Меняется роль педагога в процессе текущей оценки и повседневного контроля — отказ от стойкого стереотипа оценочных авторитарных суждений, переход к помощи обучающимся в осознании индивидуальных возможностей и способностей, сотрудничество с учащимися в увеличении доли самоконтроля и самооценки.

Рейтинговая система контроля знаний как средство успешного усвоения различных дисциплин позволяет значительно повысить эффективность деятельности, как педагога, так и самих учащихся, за счет целого ряда факторов: стимулировать максимально возможный интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следственно, и к дисциплине в целом; процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками; наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности; проявляется дифференцирование значимости оценок полученных учеником за разные виды работ; появляется возможность улучшить полученную оценку.

Оценка в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, оценивающийся по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице.

Однако, несмотря на все плюсы рейтинговая система оценки знаний слабо внедряется в общеобразовательные школы. Причин здесь несколько:

1)     дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке;

2)     недостаток дидактического материала по применению системы на конкретных уроках, организации индивидуальной работы с обучающимися.

Поэтому возникают:

Трудности для учеников: должны владеть самодисциплиной;должны выполнять большой объем самостоятельной работы;ученики сами несут ответственность за свое обучение

Преимущества для учащихся: учащиеся знают, что они должны усвоить и в каком объеме;могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе

Виды контроля и критерии оценки:

Первый уровень (репродуктивный): Точность воспроизведения, владение терминами и понятиями, уверенность в себе, инициативность. Единичный устный ответ на уроке — 1 балл. Выполнение заданий в рабочих тетрадях — каждое верное задание от 1 до 10 баллов

Второй уровень (применение знаний по образцу): точность выполнения, оформление, самостоятельность, стремление к качественной работе). Анализ текста- до 10 баллов. Проверочный тест — верное задание от 1 до 10 баллов

Третий уровень (уровень промежуточного контроля). Уровень использования мыслительных операций, оформление, способность к системному мышлению, самостоятельность и эффективность в решении проблем.

Дополнительные баллы: более быстрое прохождение программы (за каждый день — 1 балл); быстрота выполнения задания на уроке — 1 балл; активная работа на уроке — 1 балл; оказание помощи другим ученикам (объяснение материала, проверка задания) — 2 балла; оформление рабочей тетради — 3 балла.

Выполнение индивидуального творческого задания: выпуск тематической газеты — до 5 баллов; выпуск заметки для стенда «школьные новости» — 3 балла (не более 4-х в полугодие); подготовка сообщения до 5 баллов; разработка кроссворда, синквейна, ребуса — до 5 баллов (2 балла — за оформление, 3 балла — за содержание); изготовление пособия по предмету — до 10 баллов; выполнения творческого проекта — до 10 баллов.

Штрафные баллы: за отсутствие учебника, тетради — 1 балл;за пропуск урока без уважительной причины — 5 баллов;за опоздание на урок уважительной причины — 1 балл;за несвоевременно выполненное задание -1 балл;за неаккуратное ведение тетради — 1 балл.

Нормативы итогового рейтинга для выставления итоговой оценки: 5 («отлично» выше 85 баллов); 4 («хорошо» от 70 до 84 баллов); 3 («удовлетворительно» от 50 до 69 баллов)

Рейтинговая система дает учащимся право выбора продвижения по ступеням образования. При рейтинговой системе ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя — обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, ориентирует на успех.

Таким образом, рейтинговая система оценивания позволяет устранить формализм в контроле качества обучения и делает оценку более информативной, расширяет диапазон отметки, дает учителю дополнительные сведения в направлении личностно-ориентированного обучения.

Литература:

1.                  Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни — М.: Мысль, 1991. — 299с.

2.                  Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса -Мн.: Университетское, 1990. 560с.

3.                  Волков И. П. Цель одна дорог много — М.: Педагогика, 1990,- 159с.

4.                  Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М. Просвещение, 1968. 142с.

Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, оценивания образовательных результатов, личностных достижений учащихся, верное задание, система оценивания, Рейтинговая система, системы оценки, образовательных результатов учащихся, система оценки знаний, личностные достижения учащихся, рейтинговая система, образовательного процесса, формирование личностных достижений, объективной системы оценки, оценки и оценочной деятельности —, возможный интерес учащихся, результат усвоения знаний, оценки персональных достижений, в процессе освоения знаний, в процессе текущей оценки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос