Освещение в исторических и публицистических работах событийВеликой Отечественной войны 1941–1945годов и в наше время остаётся актуальным для большей части общества, а особенно для историков-ученых. Именно эта тема вызывает наибольший интерес у многих людей, порождая много полемики и споров.
Одной из центральных тем современной украинской историографии до нынешнего времени остаются разные вопросы советского Движения Сопротивления во время Великой Отечественной войны. Интерес историков именно к изучению этой темы достаточно обоснован, поскольку сейчас в работах современных историков мы можем увидеть ряд неисследованных, малоисследованных, а часто и неверно определенных аспектов организации, развития и деятельности представителей советского Движения Сопротивления в Украине.
Составной подтемой советского Движения Сопротивления являются вопросы периодизации советского Движения Сопротивления и определения терминов «партизанское движение»,«партизанство», «подполье», наявность которых составляет особенно важную проблему в современной исторической науке.
Исходя из специфики нашего исследования, мы анализируем научные подходы историков к проблеме периодизации советского Движения Сопротивления и определения учеными таких терминов как «партизанское движение»,«партизанство», «подполье» в Украине. К сожалению, в украинской историографии только некоторые ученые-историки обратили свое внимание данному аспекту. А именно, Кентий А., Лозицкий В., Байбурин Р., Дьякова О., Гриневич В., Пилявец Р., Полянский Ф.
Проблеме периодизации советского Движения Сопротивления в Украине, к сожалению, уделил свое внимание только ограниченный круг исследователей. Среди них: Кентий А., Лозицкий В., Байбурин Р. (которые выделяют три основных периода), Дьякова О. (в отличие от Кентия А., Лозицкого В. и Байбурина Р. выделяет четыре периода, а также уделяет внимание систематизации деятельности партизанских отрядов в начале войны).
Кентий А., Лозицкий В., соглашаясь с советской историографией, выделяют в Движении Сопротивления три основные периода, определяя их хронологические рамки с 1941г. до 1944 г., которые мы можем условно продолжить до 1945 года, а именно:
Первый период датируется с 22 июня 1941 г. до конца ноября 1942 г. (характерен поражениями советской армии аж до битвы под Сталинградом, растерянностью советского руководства и его неэффективными действиями в попытках создания и организации партизанского движения, в связи с тем, что немецкие войска уже начали оккупацию большей части России, Украины и Белоруссии).
Второй период -- с конца ноября 1942 г. и до конца 1943 г. (характерен именно наибольшим развитием Движения Сопротивления на территории СССР, увеличением количества и численности партизанских формирований, которые действовали; партизанские отряды получили так званое «оперативно-стратегическое значение», оканчивается формирование сети специальных органов, которые должны были б централизовать руководство партизанского движения, которое получило в то время массовый характер: советское руководство подготовило кадры для Сопротивления и материально-техническое оснащение для партизан и подпольщиков.)
Третий период — январь- август 1944 г. — май 1945 г. (период активной деятельности партизан в немецком тылу и их содействие в боевых операциях Красной армии, выход партизанских отрядов на территории Западной Украины). [5, c. 6–19]
Байбурин Р. также пытается определить периодизацию в развитии массового Движения Сопротивления в Украине, начиная с 1941 и продолжает до 1945 г.:
Первый период датируется с 22 июня 1941 г. до конца ноября 1942 г. (характерен поражениями советской армии на фронтах аж до битвы под Сталинградом, растерянностью советского руководства и его неэффективными действиями в попытках создания организованного Движения Сопротивления, которое проявило себя в основном стихийно и неэффективно, в связи с тем, что немецкие войска уже начали оккупацию большей части России, Украины и Белоруссии).
Второй период -- с конца ноября 1942 г. до середины 1943 г. (опираясь на поддержку местного населения, знание партизанами местности, координацию действий и материальную поддержку с Большой земли, партизанское движение развивается и распространяет среди немецких солдат постоянное ощущение опасности и страха даже в собственном тылу, деятели Движения Сопротивления пытаются убеждать людей, которые были под оккупацией, в неизбежности победы над врагом; партизанское движение перерастает в всенародную, организованную борьбу; партизаны не только защищают собственные базы, отбивая карательные акции нацистов, но и держат под контролем целые районы, постепенно переходят к рейдовых операциям).
Третий период — с середины 1943 г. — до полного разгрома фашистов (1945 г.) (для этого периода характерны масштабные диверсии, многочисленные партизанские рейды в тылу противника, активное взаимодействие партизанских формирований с частями Красной армии, их общая наступательная тактика в боевых действиях). [1, c. 166–169]
Дьякова О. в своем исследовании рассматривает региональную периодизацию Движения Сопротивления, но мы, соглашаясь ученым, можем условно использовать эту периодизацию как общую для всей территории Украины, выделяя четыре основных периода с 1941 г. до 1943 г.:
Первый период датируется с июля до сентября 1941 г. (подготовительный этап)
Второй период -- с сентября 1941 г. до апреля 1942 г. — участие партизан в обороне в процессе наступления немецких войск, время развития борьбы за линией фронта и в тылу противника.
Третий период — весна — осень 1942 г. — деятельность участников Движения Сопротивления в ситуации отступления войск Красной армии и в условиях частичной оккупации территорий Украины.
Четвертый период — зима 1942–1943 гг. — период активизации деятельности партизанских отрядов и групп, возрастание их численности и результативности ударов по врагу.
Дьякова О. также уделила внимание систематизации деятельности партизанских отрядов, акцентируя, что, к примеру, оккупация части Харьковщины выпала на осень 1941 г., в это время партизанские отряды, по мнению исследователя, действовали следующим образом: 1) участие в оборонных боях на линии фронта; 2) совершение диверсий в прифронтовом вражеском тылу; 3) борьба за линией фронта. [4, c. 10–11]
Ученые Гриневич В., Пилявец Р., Полянский Ф. попробовали дать определение таким терминам как «партизанское движение», «партизанство», «подполье».
Гриневич В. в контексте данного вопроса попытался определить термин «партизанское движение»: Классическое партизанское движение представляет собой военизированные отряды, которые засылаются в тыл действуют на оккупированной территории с диверсионно-разведывательной целью. Они содействуют с армией и частично привлекают местное население в свои ряды. [2, c. 68] С этой трактовкой мы можем в большей мере согласится.
Пилявец Р. сделал попытку дать определение термину «партизанство»: Партизанство — это вооруженное деятельность на оккупированной врагом территории, которая управляется той стороной конфликта, территорию которой оккупировал противник. Партизанами могут считаться: личный состав окруженных частей и соединений, которые действуют против врага; засланные в тыл группы с диверсионными и другими заданиями, которые длительное время действуют на территории, оккупированной противником; местное население, которое взяло в руки оружие и выступило против врага, но обязательно на той стороне, часть территории которой оккупирована. Партизанское движение может возникнуть и стихийно, но постепенно становится управляемым. [2,c. 76–77] С этим утверждением мы можем полностью согласится.
Полянский Ф. попробовал определить сразу два понятия «подполье и партизанское движение». Историк акцентирует, что подполье и партизанское движение — являются двумя составляющими Движения Сопротивления. Подполье в своей работе выражает тайную, скрытую и законспирированную борьбу одной из форм Движения Сопротивления в тылу врага. Подпольщики представляют собой партизанское движение и имеют цель всесторонне защищать себя от вражеского уничтожения. [9, c. 18]
Ученый Коваль М. согласен с советскими историками и акцентирует на том, что партизанское движение и антифашистское Сопротивление в целом имело местное происхождения, а его основы не были навязаны из Москвы. По мнению историка, существует определенная проблема в трактовке советского Движения Сопротивления как «коммунистическое» или «партийное». [6, c. 111]
Мы можем согласится с тем утверждением, что деятельность представителей подполья в Украине, как вспомогательной силы партизанского движения, в основном сводилась только к нанесению эпизодических ударов и определенного вредительства оккупантам, поднятии морально-психологического духа населения на временно оккупированных территориях в 1941–1944гг. Таким образом, подполье сыграло в основном вспомогательную роль в партизанском движении. [3, c. 17; 8, c. 19; 7,c. 65–67] В течении 1941–1942 гг. подпольные комитеты были вынуждены свести свою деятельность к организации саботажа и срыва всех мероприятий оккупационных немецких властей и донесения до населения новостей из советского тыла, распространения листовок с призывами бороться против оккупантов. [8, c. 15]
Таким образом, интерес историков именно к изучению этой темы достаточно обоснован, поскольку сейчас в работах современных историков мы можем увидеть ряд не исследованных, малоисследованных, а часто и неверно определенных аспектов организации, развития и деятельности представителей советского Движения Сопротивления в Украине. Пробематики периодизации советского Движения Сопротивления в Украине и определению таких ключевых терминов, в контексте этой темы, как «партизанское движение», «партизанство», «подполье», к сожалению, уделил свое внимание только ограниченный круг исследователей.
Литература:
1. Байбурин Р. Идет война народная… Книга для чтения истории Украины в годы Великой Отечественной войны 194–1945./ Р. Байбурин — Днепропетровск, 2011–426 с.
2. Україна і український народ у Другій світовій війні. Дискусії. Вип 2./ упорядники Герасименко Л., Пилявець Р. — К., Вид-тво імені Олени Теліги — 2009- 84 с.
3. Друга Світова війна. Україна в роки Великої Вітчизняної війни: конспект лекцій./ гол. ред. Беренштейн Л. –К., 1993- 90 с.
4. Дьякова О. В. Рух Опору на Харківщині у період нацистської окупації: автореф. дис. канд. іст. наук: 07.00.01 — історія України / Дьякова Олена Василівна; Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна — Х., 2012–19 с.
5. Кентій А. Партизанський рух 1941–1944 рр. в Україні. / Кентій А., В. Лозицький // Український історичний журнал — № 3- К.,2005 р.- 340 с.
6. Коваль М. Історія війни і війна проти історії. /М. Коваль //Вітчизна — № 5–6 — К., 1995–160 с. –С.-111
7. Мельниченко Г. Про діяльність підпільних груп у Братському районі на Миколаївщині в 1941–1944 рр./Г. Мельниченко // Історія Півдня України від найдавніших часів до сучасності. — Ч. 2.- Миколаїв-Одеса, 1999–360 с.
8. Ніколаєць Ю. О. Морально-політичний стан населення і воїнів Червоної армії в перший період Великої Вітчизняної війни (на матеріалах України): автореф. канд. іст. наук 07.00.01/ Ніколаєць Юрій Олексійович; Київський ун-т імені Тараса Шевченка — К., 1998. –19 с.
9. Полянський Ф. Підпілля руху Опору в німецько-радянській війні 1941 -1944 (за матеріалами тернопільської області). / Ф. Полянський// Мандрівець — № 6–2006–95 с.- C. 18