В статье представлена характеристика основных способов эффективного использования компьютерных технологий на занятиях по английскому языку. Привлечение информационных технологий помогает создать более реалистичную языковую ситуацию и повысить уровень интерактивности занятия. Урок-путешествие, смоделированный с помощью заранее написанного сценария, способствует вовлечению в процесс всех студентов, а также обеспечению эффективной тренировки пройденной лексики.
Ключевые слова: моделирование урока, виртуальное путешествие, компьютерные технологии в образовании
В начале XXI века в образовании наметилась явная тенденция отказа от традиционных форм проведения занятий по иностранному языку в пользу активных и интерактивных методов, подразумевающих использование информационных технологий. Однако для активного имплементирования компьютерных технологий необходимо и новое мышление, которое должно воспитываться и формироваться с помощью использования информационных технологий не только для оценивания знаний, но и в процессе построения занятия [2, с. 56]. Несомненными преимуществами информационных технологий (ИТ) в обучении иностранному языку является тот факт, что они способствуют созданию благоприятного психологического климата и позволяют сделать занятия интерактивными. С помощью компьютера можно осуществлять перевод, использовать программы проверки грамматики и орфографии. Кроме этого, реализуется принцип наглядности обучения, что позволяет превратить занятие в совершенно новый вид интерактивного взаимодействия — виртуальное путешествие.
Урок-путешествие с применением информационных технологий — это занятие, для которого уже заранее написан сценарий. Преподаватель с помощью электронной презентации, аудио и видеоматериалов обеспечивает правильно «развертывание» этого сценария, при этом студенты чувствуют полную свободу, так как создается впечатление, что ход урока полностью зависит от них и от их решений (например, от выбора страны для путешествия, блюда и т.д). Задача студентов — правильно заполнять пропущенные слоты сценария по ходу развертывания занятия; при этом они получают как:
1) конкретные стратегические задания, направленные на тренировку их умения выражать свои идеи с помощью определенных грамматических конструкций (например, мечты и планы, употребляя Conditional Sentences, Type II), в которых им нужно следовать инструкциям преподавателя.
так и:
2) творческие задания — высказывать своё мнение и предлагать свои идеи, делиться подготовленным дополнительным материалом и т. д.
Сценарий является довольно гибким, и направление реализации многих элементов зависит от групповых решений студентов (так, например, в виртуальном путешествии именно студенты выбирают страну, место, транспорт и т. д.). Для виртуального путешествия необходима электронная презентация, интерактивная доска, электронная карта, индивидуальные карты у каждого студента [4, с. 56–57].
Моделирование виртуального путешествия на уроке английского языка позволяет, в первую очередь, решить методическую проблему преодоления языкового барьера, погружая студентов в языковую (пусть и искусственную) среду, в которой необходимо изъясняться на заданные темы, обсуждать вместе с одногруппниками процесс, принимать решения, работать в команде и высказывать своё мнение. Стоит отметить, что сценарий такого занятия охватывает всех студентов, дает возможность высказаться каждому, независимо от глубины его знаний. Так, например, в то время, как отстающие студенты могут в нескольких предложениях высказать свои идеи насчет выбора направления /провизии/ декораций/ транспорта т. д., продвинутые студенты могут высказать более развернутое мнение и даже обсудить решение в форме дискуссии и диалога; в данном случае сценарий является довольно гибким и подталкивает их к таким видам работы).
Образовательная ценность урока, построенного на компьютерном моделировании, заключается в том, что определенный сценарий учитывает не только тренировку нового материала, но и вызывает из памяти уже пройденный вокабуляр и грамматические конструкции.
Стоит также отметить один из основных плюсов моделирования занятия с помощью интерактивной доски — это наглядность; студенты имеют одинаковый доступ к материалам (карте, примерам на экране), что позволяет проводить одновременно индивидуальную и групповую работу.
Создание урока-сценария с помощью информационных технологий акцентирует внимание на прикладное использование знаний в реальных условиях (Так, например, при виртуальном путешествии студенты логисты учатся коллективно описывать процесс доставки продуктов из одной страны в другую, видя перед собой карту, изображения самой продукции, необходимые для этого термины логистики.) Это позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, использование знаний для будущей профессии.
Моделируя урок в виде виртуального путешествия, преподаватель выступает в роли режиссера. Как говорил Эрих Кестнер: «Der Lehrer muss Kein Offizier aber Dirigent sein» [5]. Эта роль позволяет преподавателю направлять студентов, создавая иллюзию их абсолютной самостоятельности, что повышает интерес к уроку, снимает напряжение, боязнь сказать что-то неправильно. Коллективные виды работы, которые строятся также по уже заготовленному сценарию, позволяют студентам принимать совместные решения и презентовать используя те языковые средства, которые им кажутся наиболее подходящими для данной ситуации. Безусловно, преподаватель корректирует ошибки, но в таком виде работы даже ошибки не воспринимаются как неудача, а лишь как стимул работать дальше.
Как уже было сказано выше, преподаватель моделирует лишь канву урока, позволяя студентам самим использовать стереотипные конструкции для создания своих собственных предложений, текстов, монологов и диалогов.
Главной особенностью такой искусственно созданной языковой среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения. При этом комбинируются функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, что дает следующие возможности:
1) обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;
2) создает почву для развития творческого мышления;
3) превращает процесс обучения в социальный коллективный процесс;
4) концентрирует внимание всех участников взаимодействия на самой информации, а не на внешних личных атрибутах;
5) компьютерное моделирование урока в виде виртуального путешествия расширяет возможности группового и проектного обучения.
Использование интерактивной доски, электронной презентации, электронных карт на занятии позволяет студентам сфокусироваться на конкретном представленном материале. При этом создается настоящая атмосфера путешествия, активируется креативное мышление (например, студенты-логисты придумывают различные пути доставки продукции, видят путь передвижения и могут их корректировать).
Целью использования ресурсного обеспечения, безусловно, является создание языковой среды, в которой каждому студенту хочется быть частью происходящего, а значит высказываться на английском языке.
Эффективность использования интерактивной доски заключается в следующем:
1) активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
2) полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
3) набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
4) не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;
5) сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате [1].
Использование интерактивной доски помогает организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в аудитории.
В свою очередь, возможности использования эелектронной презентации и электронных карт позволяют успешно использовать видео и игровые программы для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка. [3].
Использование информационных образовательных технологий при компьютерном моделировании урока помогает выделить дополнительное время слабым ученикам для практики, осмысление учебного материала, ликвидацию проблемных мест, а сильным ученикам поможет ускорить продвижение в обучении, посильно усложнить материал, внести в процесс обучения элементы креативности, в соответствии с целями и задачами обучения, а также с учетом особенностей познавательной деятельности. Влияние информационно-коммуникационных технологий на содержание обучения английскому языку имеет три аспекта:
А) позволяет расширить содержание, сделать его более емким;
Б) скорректировать содержание, пересмотреть его структуру и компоненты;
В) обогатить методику изучения иностранных языков в целом новыми формами и примерами, сделать ее более эффективной за счет решения новых задач с помощью компьютера.
Безусловно, использование информационных технологий не только облегчает процесс презентации материала студентам, но и делает занятие более «живым», интересным и позволяет комбинировать индивидуальную, коллективную и самостоятельную работу студентов.
Литература:
1. Архив статей «Интерактивное обучение» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/590708/ (дата обращения: 25.06.2013).
2. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.
3. Информационный портал «Информационные технологии в обучении» [Электронный ресурс]. URL: http://www.om-oren.ru/about/linguistic_center/stati/stat4.php (дата обращения: 25.06.2013).
4. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991
5. Электронная библиотека «Собрание сочинений Эриха Кестнера» [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/a/5769 (дата обращения: 25.06.2013).