В данной статье описывается процесс влияния игровых технологий на изменение мотивации студентов при изучении иностранного языка. Внедрение игровых технологий в преподавание английского языка способствует повышению интереса учащихся к обучению и формированию их компетентности, посредством моделирования различных ситуаций в профессиональной среде. Использование игровых технологий на занятиях необходимо, поскольку игры помогают стимуляции учащихся к изучению языков, а также влияют не только на стороны развития: эмоции, волю, поведение и разум, но и улучшают навыки говорения, аудирования и фонетические навыки.
Ключевые слова: иностранные языки, игровые технологии, методы обучения, ролевая игра, мотивация, дидактические игры, цель игры, задача игры.
В современной образовательной среде игровые технологии всё чаще используются как важный и привычный инструмент в обучении. Применение игр на уроках способствует раскрытию потенциала у учащихся, повышению их концентрации, улучшению знаний и навыков, а также укреплению уверенности в себе. Внедрение игровых технологий базируется на активном участии учащихся, что стимулирует и ускоряет процесс усвоения информации. Психологи отмечают, что психологические механизмы игры связаны с фундаментальными потребностями человека в самовыражении, поиске своего места в обществе, самоконтроле и реализации личного потенциала. Любая игра должна соответствовать общепринятым принципам и стратегиям воспитания. Развивающие игры, в свою очередь, должны быть органично интегрированы в учебные дисциплины.
Целью данного исследования явилось выявление необходимости использования игровых технологий при изучении иностранного языка. Исходя из цели нам следует исследовать теоретические основы игровых технологий, определить, как влияют игры на учебную мотивацию, разработать игры для внедрения их в учебный процесс.
Использование игровых технологий в учебном процессе повышает интерес и вовлечённость учащихся по сравнению с традиционными уроками, из-за ощущения большей свободы в своих действиях на занятии. Также следует подчеркнуть, что игра — это не просто развлечение, но и результативный педагогический инструмент. При помощи игровых технологий педагогам эффективнее решать такие задачи как воспитание и обучение, посредством активного участия учеников в игровом процессе, и их стремлению к успеху. В ходе игры учащиеся понимают свои способности использования английского языка на различных уровнях коммуникации, что существенно повышает их мотивацию. Тем не менее, практический опыт показывает, что независимо от уровня подготовки участников, в любой игре могут возникнуть трудности. Поэтому перед внедрением игровых методик в образовательный процесс необходимо учитывать ряд педагогических и психологических факторов. Каждый учащийся должен понимать следующие моменты:
– цель игры;
– задачи игры;
– к какой теме урока относится игра;
– как применять навыки и умения, полученные в предыдущих играх, в дальнейшей практике [1].
В современной образовательной среде особое значение придается роли студента как активного субъекта учебного процесса. Важной задачей является развитие у учащихся самостоятельности мышления. Применение игровых методов обучения существенно повышает его эффективность. Изучение английского языка ставит перед собой цель формирования у студентов навыков критического мышления и принятия решений.
Когда преподаватель организует учебный процесс таким образом, что студенты активно участвуют в обсуждении темы урока, ролевых играх и других формах взаимодействия, это стимулирует их мотивацию к обучению и способствует более глубокому пониманию языка. В этом контексте важную роль играют дидактические игры и педагогические технологии, направленные на создание содержательного и продуктивного занятия.
Использование игровых технологий в изучении иностранных языков признаётся одним из наиболее действенных методов. Такой подход не только стимулирует речевую активность учащихся, но и способствует развитию навыков как монологической, так и диалогической речи. Педагоги располагают широким спектром инструментов, позволяющих сделать процесс изучения языка увлекательным и интересным, что, в свою очередь, повышает мотивацию студентов и их вовлечённость в учебный процесс [2].
Игровые технологии характеризуются своей универсальностью. Ролевые игры, в частности, вызывают повышенный интерес у обучающихся, поскольку привносят динамику в учебный процесс и стимулируют мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, продуманно спланированная игра предоставляет возможность для применения изучаемого языка в имитируемых жизненных ситуациях на уроке. Основные этапы подготовки ролевой игры включают:
– определение целей и подбор языкового материала;
– разработку сценария игры;
– распределение ролей среди участников;
– психологическую подготовку учащихся.
При проведении ролевых игр учитель должен быть готов к тому, что игра может не всегда пойти по плану. Успех игры зависит как от учащихся, так и от преподавателя.
Ниже приведены примеры игр, которые можно использовать для активизации речевой деятельности учащихся:
«Кто я?» Цель этой игры — развитие устной речи. В этой игре каждый участник пишет на карточке имя какого-либо персонажа, и отдает другому игроку так, чтобы он не видел имени. Игрок, задавая вопросы другим игрокам, должен отгадать, кто написан у него на карточке. Эта игра способствует улучшению словарного запаса и языковой грамотности.
Объясни слово. Преподаватель говорит слово одному ученику, которое он должен описать, при этом не говоря однокоренных слов, синонимов и не показывая его. Остальные ученики должны угадать слово и назвать его. Вся игра проходит на английском языке. Это упражнение развивает навыки ассоциативного мышления и запоминания слов.
Придумай историю. Цель — расширение словарного запаса. Группа делится на две команды, каждая из которых получает лист с набором разных новых слов, из которых им необходимо будет составить связный рассказ. Побеждает та команда, которая составила более логичный рассказ и задействовала как можно больше новых слов. Игра развивает креативность и учит учащихся работать в команде.
Путешествие. Цель игры — задействовать изученные слова по темам «Отель», «Аэропорт», «Город» в смоделированных ситуациях. Представляем, что игроки поехали в путешествие. Группа делится на команды, каждая команда получает карточку с местом и ситуацией, которую нужно разыграть учащимся. Например, у первой команды карточка «Вы в аэропорту, вам нужно купить билет, пройти регистрацию и сдать багаж». В каждой команды участники выбирают себе роли, и разыгрывают ситуацию. Игра помогает закреплению лексико-грамматической теме, улучшает навыки говорения и развивает креативность. Такие ролевые игры можно использовать после различных изученных тем.
Кто быстрее? Цель — закрепить у учащихся определенные грамматические контракции. Учащимся раздаются карточки с написанными на них предложениями, в которых слова стоят не по порядку. Ученику необходимо восстановить предложение, чтобы оно стало верным. Кто выполнит работу быстрее и точнее становится победителем. Игра способствует не только закреплению грамматических правил, но и развивает технику письма [3].
В процессе игровой деятельности педагог играет значительную воспитательную роль. Игра представляет собой многогранную активность, вовлекающую разнообразные проявления человеческой активности. В ходе игры обучающиеся реализуют как интеллектуальные, так и творческие потенциалы. Более того, игра способствует развитию психических и психологических структур, необходимых для успешного решения коммуникативных, адаптационных и стратегических задач [4, c. 24]. Игры, адаптированные для различных уровней подготовки учащихся, играют важную роль в формировании основ социального поведения, а также в развитии моральных и эстетических ценностей у учеников. В ходе игрового процесса учащиеся имеют возможность проявить свои индивидуальные качества и способности, поскольку игра является эффективным инструментом всестороннего развития — физического, духовного и интеллектуального. По этой причине игровые технологии занимают значимое место в образовательной среде.
Для педагога важно мотивировать учащихся и сопоставлять их нынешние достижения с ранее полученными результатами. Такой подход стимулирует интерес к изучению языка и повышает вовлечённость в игровую деятельность. Однако следует учитывать, что каждый ученик обладает индивидуальными особенностями, которые необходимо принимать во внимание при распределении ролей в игре. Уверенным учащимся целесообразно поручать активные роли, а более застенчивым — пассивные задачи или конкретные задания. Важнейшим аспектом является обеспечение участия всех учащихся в процессе, поскольку это способствует развитию навыков взаимодействия на иностранном языке [5]. Во время игры педагог должен фиксировать ошибки учеников и корректировать их по окончании. При этом следует помнить о принципах равноправия и уважения всех участников.
Заключение. Игровые технологии играют существенную роль в обучении английскому языку. Игровые подходы придают учебному процессу практическую направленность, способствуя поддержанию мотивации у учащихся. Необходимо направлять естественное желание играть и интерес к играм на решение конкретных образовательных задач для получения желаемых результатов. При грамотной организации игры и мотивации учащихся со стороны педагога, происходит развитие необходимых навыков при изучении иностранного языка, а также появляется практических опыт применения своих знаний и умений в смоделированной среде.
Литература:
- Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение / А. П. Панфилова. — 2-е изд. — Москва: Академия, 2021. — 112 c.
- Карпенко, Е. А. Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени / Е. А. Карпенко. — Москва: Райс, 2020. — 156 c.
- Бесова, М. А. Познавательные игры от А до Я / М. А. Бесова. — Ярославль: Академия развития, 2014. — 272 c.
- Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо. — Москва: Просвещение, 2014. — 446 c.
- Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — Москва: РПА, 2016. — 80 c.