Авторы этой статьи раскрывают ценность ознакомления детей дошкольного возраста с традициями встречи весны на Руси, включая обряды Вологодской области. Тем самым просматривается роль включения родителей в педагогический процесс.
Ключевые слова: фольклорный праздник, дети, родители, развлечение, игры.
Актуальность проекта
Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важные качества, которые следует развивать и воспитывать в наших детях — это любовь к Родине, привитие интереса к культуре своего народа. Россия богата своими традициями, обычаями и народными праздниками.
Дети всегда с удовольствие и интересом принимают участие в русских народных забавах и играх. Наблюдая за ними во время проведения народных праздников, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности.
Однако в современном мире родители стали забывать о традициях и обычаях своего народа, о значении фольклора и русских народных праздников во всестороннем развитии детей. Возникло противоречие между необходимостью знакомить детей с народной культурой и нежеланием родителей этим заниматься. Родители считают данное направление скучным и несовременным. Поэтому и возникла потребность в поиск действенных форм включения родителей воспитанников в сотрудничество с ДОУ для решения данного противоречия.
Объединить усилия педагогов и родителей нам помог проект «Как на Руси весну встречали».
Цель проекта: Создание условий для вовлечения родителей в процесс приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи проекта:
– знакомить детей с народными традициями встречи Весны на Руси, обрядами и обычаями Вологодской области;
– формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
– способствовать развитию у дошкольников музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, слуха);
– способствовать включению родителей в образовательный процесс с детьми через активные формы взаимодействия, создавать необходимую предметно–развивающую среду;
– развивать эмоциональное восприятие, воображение, творческие и актерские способности в различных видах музыкальной деятельности;
– развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;
– воспитывать чувства патриотизма, основанного на русских традициях.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог — психолог, родители.
Описание проекта:
В данной группе существуют групповые традиции, которые создали дети и их родители под руководством педагогов. На ряду со всеми традициями, было решено воплотить традицию встречи весны.
Идея встречи весны в русских народных традициях возникла не сразу. После опроса родителей выяснилась проблема в том, что не все семьи знакомят детей с русскими традициями и фольклором своего родного края.
Родители были ознакомлены с результатами мониторинга детей по данной теме, после чего им были предложены варианты решения проблемы.
Одним из способов знакомства детей с традициями и фольклором, выбрали проведение развлечения «Весенние посиделки» в рамках проекта «Как на Руси весну встречали».
Работа над данным проектом ведётся в течение двух месяцев. Планирование работы осуществляется с учетом реализуемой программы.
Развлечение включает в себя несколько этапов:
– подбор материалов из предложенных педагогами картотек, самостоятельный поиск в книгах, интернете;
– заучивание потешек, закличек, стихов, песен, танцев;
– музыкально-дидактические игры, слушание музыки;
– организация развлечения «Весенние посиделки».
Этапы реализации проекты: март — апрель 2022 года
№ |
Деятельность педагогов с детьми |
Деятельность родителей с детьми |
Деятельность педагогов с родителями |
I |
Подготовительный этап 3–5 неделя марта |
||
Беседа «Русские народные традиции встречи Весны» (Приложение 2) |
Подбор закличек, прибауток, потешек, стихов по теме развлечения. |
Анкетирование «Приобщение к основам русской народной культуры» (Приложение 1) Обсуждение вопроса на родительском собрании (распределение обязанностей). |
|
II |
Основной этап 1–3 неделя апреля |
||
Чтение — стихов, потешек, прибауток, сказок Игровая образовательная ситуация на тему : «Как в старину Весну закликали», «Весенний хоровод», «Русские народные игры» Музыкальные игры: «Золотые ворота», «Солнце», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Жаворонок», «Катись, катись яичко» Музыкально — дидактические игры: «Найди пару», «Собери пазлы». Разучивание: весенние заклички, песня «Три синички», «А весной» — хоровод; танец «Спляшем Ваня», оркестр русских народных инструментов «Мы музыканты» (Приложение 5) |
Разучивание стихов, потешек, закличек Подготовка русского народного костюма к празднику Изготовление праздничных кокошников Рубрика «Встреча с интересными людьми» Рассказ о русском народном костюме. (Дурягина О. А.) |
Мастер — класс «Праздничный кокошник» Помощь в оформлении выставки «Кокошник своими руками» (Приложение 3) Создание презентации «Как на Руси весну встречали» (Приложение 4) Наглядная информация для родителей — папка-передвижка «Как знакомить детей с традициями родного края» Картотека закличек, потешек, загадок, стихов по теме проекта для заучивания с детьми дома. |
|
III Завершающий этап 4 неделя апреля |
|||
Проведение праздника «Весенние посиделки» |
Непосредственное участие в празднике «Весенние посиделки» (Приложение 6) |
Праздник «Весенние посиделки» |
|
Условия реализации.
1) Информационные ресурсы — поиск в интернете, домашняя библиотека.
2) Материально-технические ресурсы — канцтовары, файлы, альбом, ме-диатехника.
Предполагаемый результат.
Проведение совместного развлечения с родителями «Весенние посиделки» способствует вовлечению родителей в процесс приобщения детей среднего возраста к истокам русской народной культуры.
Оценка эффективности реализации проекта.
В результате проделанной работы увеличился не только запас знаний у детей среднего возраста, но и познавательный интерес о традициях и фольклоре русского народа.
У родителей повысилась компетентность в вопросе приобщения детей к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Для выявления эффективности проделанной работы, провели наблюдение за детьми, опрос родителей. (Приложение 7)
По результатам опроса родителей было принято решение продолжать работу в данном направлении. Запланировали следующие мероприятия: «День русской берёзки», «День Петра и Февронии».
Дальнейшее развитие проекта.
Реализация проекта вызвала интерес у родителей и детей, поэтому работу в данном направление было решено продолжить. В жизни современного человека есть место русским народным обычаям и обрядам. Родители предложили проведение календарных народных праздников в течение года.
Литература:
- Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.
- Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
- Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В. П. — М.: Дет.лит., 1986.
- Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей — //Дошкольное Воспитание, № 4,1997.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.
- Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2007.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. — М.: Гном-Пресс, 2007.