Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогический (образовательный) проект «Как на Руси весну встречали»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
13.02.2023
164
Поделиться
Библиографическое описание
Гаврусик, Я. В. Педагогический (образовательный) проект «Как на Руси весну встречали» / Я. В. Гаврусик, Н. Н. Полькова, Ю. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8087/.


Авторы этой статьи раскрывают ценность ознакомления детей дошкольного возраста с традициями встречи весны на Руси, включая обряды Вологодской области. Тем самым просматривается роль включения родителей в педагогический процесс.

Ключевые слова: фольклорный праздник, дети, родители, развлечение, игры.

Актуальность проекта

Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важные качества, которые следует развивать и воспитывать в наших детях — это любовь к Родине, привитие интереса к культуре своего народа. Россия богата своими традициями, обычаями и народными праздниками.

Дети всегда с удовольствие и интересом принимают участие в русских народных забавах и играх. Наблюдая за ними во время проведения народных праздников, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности.

Однако в современном мире родители стали забывать о традициях и обычаях своего народа, о значении фольклора и русских народных праздников во всестороннем развитии детей. Возникло противоречие между необходимостью знакомить детей с народной культурой и нежеланием родителей этим заниматься. Родители считают данное направление скучным и несовременным. Поэтому и возникла потребность в поиск действенных форм включения родителей воспитанников в сотрудничество с ДОУ для решения данного противоречия.

Объединить усилия педагогов и родителей нам помог проект «Как на Руси весну встречали».

Цель проекта: Создание условий для вовлечения родителей в процесс приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

– знакомить детей с народными традициями встречи Весны на Руси, обрядами и обычаями Вологодской области;

– формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;

– способствовать развитию у дошкольников музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, слуха);

– способствовать включению родителей в образовательный процесс с детьми через активные формы взаимодействия, создавать необходимую предметно–развивающую среду;

– развивать эмоциональное восприятие, воображение, творческие и актерские способности в различных видах музыкальной деятельности;

– развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;

– воспитывать чувства патриотизма, основанного на русских традициях.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог — психолог, родители.

Описание проекта:

В данной группе существуют групповые традиции, которые создали дети и их родители под руководством педагогов. На ряду со всеми традициями, было решено воплотить традицию встречи весны.

Идея встречи весны в русских народных традициях возникла не сразу. После опроса родителей выяснилась проблема в том, что не все семьи знакомят детей с русскими традициями и фольклором своего родного края.

Родители были ознакомлены с результатами мониторинга детей по данной теме, после чего им были предложены варианты решения проблемы.

Одним из способов знакомства детей с традициями и фольклором, выбрали проведение развлечения «Весенние посиделки» в рамках проекта «Как на Руси весну встречали».

Работа над данным проектом ведётся в течение двух месяцев. Планирование работы осуществляется с учетом реализуемой программы.

Развлечение включает в себя несколько этапов:

– подбор материалов из предложенных педагогами картотек, самостоятельный поиск в книгах, интернете;

– заучивание потешек, закличек, стихов, песен, танцев;

– музыкально-дидактические игры, слушание музыки;

– организация развлечения «Весенние посиделки».

Этапы реализации проекты: март — апрель 2022 года

Деятельность педагогов с детьми

Деятельность родителей с детьми

Деятельность педагогов с родителями

I

Подготовительный этап 3–5 неделя марта

Беседа «Русские народные традиции встречи Весны» (Приложение 2)

Подбор закличек, прибауток, потешек, стихов по теме развлечения.

Анкетирование «Приобщение к основам русской народной культуры»

(Приложение 1)

Обсуждение вопроса на родительском собрании (распределение обязанностей).

II

Основной этап 1–3 неделя апреля

Чтение — стихов, потешек, прибауток, сказок

Игровая образовательная ситуация на тему : «Как в старину Весну закликали», «Весенний хоровод», «Русские народные игры»

Музыкальные игры: «Золотые ворота», «Солнце», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Жаворонок», «Катись, катись яичко»

Музыкально — дидактические игры: «Найди пару», «Собери пазлы».

Разучивание: весенние заклички, песня «Три синички», «А весной» — хоровод; танец «Спляшем Ваня», оркестр русских народных инструментов «Мы музыканты»

(Приложение 5)

Разучивание стихов, потешек, закличек

Подготовка русского народного костюма к празднику

Изготовление праздничных кокошников

Рубрика «Встреча с интересными людьми» Рассказ о русском народном костюме. (Дурягина О. А.)

Мастер — класс

«Праздничный кокошник»

Помощь в оформлении выставки «Кокошник своими руками»

(Приложение 3)

Создание презентации «Как на Руси весну встречали» (Приложение 4)

Наглядная информация для родителей — папка-передвижка «Как знакомить детей с традициями родного края»

Картотека закличек, потешек, загадок, стихов по теме проекта для заучивания с детьми дома.

III Завершающий этап 4 неделя апреля

Проведение праздника «Весенние посиделки»

Непосредственное участие в празднике «Весенние посиделки»

(Приложение 6)

Праздник «Весенние посиделки»

Условия реализации.

1) Информационные ресурсы — поиск в интернете, домашняя библиотека.

2) Материально-технические ресурсы — канцтовары, файлы, альбом, ме-диатехника.

Предполагаемый результат.

Проведение совместного развлечения с родителями «Весенние посиделки» способствует вовлечению родителей в процесс приобщения детей среднего возраста к истокам русской народной культуры.

Оценка эффективности реализации проекта.

В результате проделанной работы увеличился не только запас знаний у детей среднего возраста, но и познавательный интерес о традициях и фольклоре русского народа.

У родителей повысилась компетентность в вопросе приобщения детей к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Для выявления эффективности проделанной работы, провели наблюдение за детьми, опрос родителей. (Приложение 7)

По результатам опроса родителей было принято решение продолжать работу в данном направлении. Запланировали следующие мероприятия: «День русской берёзки», «День Петра и Февронии».

Дальнейшее развитие проекта.

Реализация проекта вызвала интерес у родителей и детей, поэтому работу в данном направление было решено продолжить. В жизни современного человека есть место русским народным обычаям и обрядам. Родители предложили проведение календарных народных праздников в течение года.

Литература:

  1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.
  2. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
  3. Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В. П. — М.: Дет.лит., 1986.
  4. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей — //Дошкольное Воспитание, № 4,1997.
  5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
  6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.
  7. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
  8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  9. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. — М.: Гном-Пресс, 2007.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный