Автор: Янков Александр Геннадьевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 07.10.2013

Библиографическое описание:

Янков А. Г. Контракт жизненного цикла недвижимости как инструмент формирований и реализации государственных жилищных программ // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 506-507.

Пристальное внимание органов государственной власти к Контрактам жизненного цикла (далее КЖЦ) было обращено после поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ф. И. Шувалова МЭР РФ, Минтрансу РФ, от 24 октября 2009 г. о разработке предложений по реализации КЖЦ в России. Впоследствии тема КЖЦ обсуждалась на заседании президиума Государственного совета состоявшемся 24 ноября 2009 г. в Ульяновске. По итогам совещания Президентом РФ были даны поручения Правительству РФ о разработке нормативных правовых актов, направленных, в частности, на обеспечение возможности реализации КЖЦ. Наконец, необходимость применения КЖЦ с целью привлечения частных инвестиций в рамках реализации инфраструктурных проектов была отмечена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011–2013 годах» [2].

На сегодняшний день на территории РФ КЖЦ в основном внедряется в строительство автодорог и при закупках военной техники. Рассмотрение данного вопроса о внедрении инструмента КЖЦ в строительную сферу, а именно применительно к федеральной программе доступное жилье могло бы послужить к ускорению темпов строительства а так же повышению энергоэффективности возводимых зданий.

Указом Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» предусмотрено снижение к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта РФ, в том числе жилищного строительства, не менее чем на 40 процентов. C целью создания правовых, экономических и организационных механизмов стимулирующих применение энергосберегающих и экологически чистых технологий в строительстве был принят Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности РФ». В Государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятой распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г № 2446-р также содержится требование по снижению энергоёмкости валового внутреннего продукта РФ не менее чем на 40 процентов дол 2020 г. Требования к стадийному повышению энергетической эффективности на 15 % до 2015 г., еще на 15 % с 2016 г. и еще на 10 % с 2020 г содержатся в Приказе Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Таким образом, строительство жилых домов должно вестись с поэтапным увеличением требований по энергоэффективности зданий, что сопряжено с увеличением стоимости строительства квадратного метра жилья.

Вместе с тем, Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ поручено до 2018 года обеспечить снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 % путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса [2].

Решение этих двух казалось бы взаимоисключающих задач может стать заключение КЖЦ. Ведь согласно условиям такого контракта, одна сторона — исполнитель инфраструктурного проекта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание, а другая сторона — государство или муниципальное образование оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, предоставление административного здания) либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта (обучение в школе, вузе;).

Вопрос остается лишь в том, в чьей собственности (государства, муниципалитета или частного партнера) будет находиться имущество, созданное в рамках действия контракта жизненного цикла, принципиального значения не имеет. Для целей бухгалтерского учета и налогообложения предпочтительнее частная собственность, однако отдельные инфраструктурные объекты могут быть законодательно ограничены в обороте (например, причальные стенки морских, устьевых и речных портов). Тогда оптимальным решением будет передача таких объектов в доверительное управление частному партнеру, что может являться одним из условий контракта [1].

Для государства КЖЦ имеет следующие преимущества: общественная полезность; минимизация рисков некачественного проектирования; отсутствие разрыва ответственности частного партнера за проектирование и строительство; оплата по контракту только в случае поддержания объекта в соответствии с функциональными параметрами; оплата по контракту «в рассрочку»; отсутствие непредсказуемых будущих затрат на поддержку инфраструктуры.

Для частного партнера преимущества КЖЦ заключаются в следующем: возможность получения от государства крупного контракта на проектирование–строительство–эксплуатацию; свобода в выборе проектных и технических решений; возможность привлечения финансирования на выгодных условиях; отсутствие риска спроса; возможность снижения затрат на строительство и эксплуатацию за счет качественного проектирования и передовых технологий [2].

Обзор развития перспектив использования систем контракта жизненного цикла в строительной отрасли указывает, что данное направления регулирования является в настоящее время самым эффективным инновационным инструментом государственно-частного партнерства, особенно в сфере формирования современного рынка энергоэффективного жилья, а также при формировании и реализации государственных жилищных программ.

Литература:

1.     Фрейдин И. В. Контракты жизненного цикла как инструмент государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. -2011.-№ 10 Вып. 1 (193). — c. 33–38. -http://www.creativeconomy.ru/articles/13862/

2.     Интернет портал www.vegaslex.ru/ Контракт жизненного цикла (КЖЦ) новый механизм ГЧП в России — ноябрь 2010 — http://www.vegaslex.ru/text/53099

Основные термины (генерируются автоматически): жизненного цикла, внутреннего продукта РФ, энергетической эффективности, контракта жизненного цикла, Федерации Ф. И. Шувалова МЭР РФ, Минтрансу РФ, реализации КЖЦ, энергоёмкости валового внутреннего, квадратного метра жилья, частного партнера, валового внутреннего продукта, государственных жилищных программ, повышению энергетической, Указом Президента, реализации КЖЦ в России, жизненного цикла недвижимости, повышению энергетической эффективности, к Контрактам жизненного цикла, реализации государственных, энергетической эффективности зданий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle