Энергосбережение и повышение энергетической эффективности как приоритет и фактор экономического роста и развития России | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 05.04.2018

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Охотников И. В., Шарифуллин А. Р. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности как приоритет и фактор экономического роста и развития России [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14088/ (дата обращения: 24.06.2018).



В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия повышения энергетической эффективности. Сделан вывод о необходимости применения программно-целевых инструментов государственного регулирования, позволяющих проводить политику стимулирования ресурсосбережения для достижения целей энергетической эффективности.

Ключевые слова: энергетическая эффективность, энергосбережение, экоэффективность, устойчивое развитие, государственное стимулирование ресурсосбережения

Важнейшей национальной стратегией во всех промышленно развитых странах сегодня становиться политика энергоэффективного развития. Преимуществом «зеленой экономики» является ориентация на современные ресурсоэффективные технологии с низким уровнем выбросов углерода, уменьшение нагрузки на природу и создание дополнительных рабочих мест — факторы которые позволят обеспечивать устойчивое развитие. При этом темпы роста экономики в долгосрочной перспективе могут быть не ниже, чем при современном развитии. К примеру, при сценарии «зеленого инвестирования» уже с 2020 года темпы роста экономического развития в среднем по миру будут обгонять прогнозируемые темпы современной экономики (рис 1).

Рис. 1. Прогнозные темпы роста мирового ВВП [8, С. 25]

Энергетические проблемы в настоящее время особенно остро стоят во многих регионах Российской Федерации. Энергосберегающие и экологически чистые технологии с трудом находят применение. Охватывая всю совокупность процессов производства, преобразования, транспорта и распределения энергетических ресурсов, топливно-энергетический комплекс, по существу, представляет собой единую систему энергоснабжения, имеющую своей главной целью эффективное и надежное обеспечение энергией требуемого качества всех потенциальных потребителей. Тесная взаимосвязь энергетики с другими отраслями национальной экономики обуславливает огромное влияние повышения энергоэффективности на экологическую безопасность России.

Рациональное использование и экономное расходование ресурсов, повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии — все это, может обеспечить возрастающие потребности человечества в энергии и, следовательно, его устойчивое развитие в глобальном масштабе. Концепция устойчивого развития реализуется, прежде всего, на макроэкономическом уровне. Сегодня энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах [5]. Основные причины — сложившаяся структура народного хозяйства (существенная доля добывающих отраслей, металлургии и тяжелого машиностроения), обширная северная часть страны и большие затраты на транспорт. Но главной проблемой являются отсталые технологии производства, энергорасточительные установки и приборы во всех секторах экономики.

В последние десятилетия в России формируется рыночный механизм использования природных ресурсов, включающий регулирование процессов спроса, предложения и ценообразования. Однако, как показывает практика, рынок по объективным причинам не может эффективно управлять всей эколого-экономической сферой. В этой связи необходимо государственное регулирование в сочетании с инструментами, позволяющими проводить политику стимулирования ресурсосбережения для достижения целей экономического развития.

Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» установлена задача по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов. В обеспечение реализации данного указа Правительство Российской Федерации 27 декабря 2010 г. утвердило Государственную программу Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [5] (далее — Программа). Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

Существуют три основных направления энергосбережения. Первое — малозатратные мероприятия по рационализации использования топлива и энергии, позволяющие сократить их потребность на 10–12 %.

Второе — внедрение капиталоемких мероприятий: энергосберегающих технологий, процессов, аппаратов, оборудования, счетчиков. Это способствует снижению потребностей в энергоресурсах на 25–30 %. Для реализации таких возможностей необходимы инвестиции, но они в 2 раза ниже объема капиталовложений для наращивания добычи и производства топлива и энергии. Кроме того, энергосберегающие технологии являются экологически чистыми и дают значительную экономию эксплуатационных затрат. Однако в последние годы инвестирование уменьшилось почти в 4 раза, что создает угрозу энергетической безопасности страны из-за неудовлетворительного состояния основных фондов отрасли.

Третье направление — структурная перестройка экономики, связанная с увеличением доли неэнергоемких отраслей в производстве ВВП. Например, энергоемкость продукции в промышленности, сфере услуг, строительстве в 8–10 раз ниже, чем в ТЭК, и в 12–15 раз ниже, чем в металлургии. Энергоемкость продукции машиностроения по сравнению с топливной промышленностью меньше в 3 раза, а с металлургией — в 8–10 раз. По экспертным оценкам, резерв снижения потребности в топливно-энергетических ресурсах за счет ускоренных структурных изменений в экономике составляет 10–12 % от существующего потребления.

Федеральный закон «Об энергосбережении» трактует энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических, и экономических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Под эффективным использованием энергетических ресурсов понимается достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.

Энергетическая эффективность — это комплекс мер по удовлетворению потребностей в услугах и товарах при наименьших экономических и социальных затратах на необходимую энергию и при минимальных расходах, необходимых для сохранения природной среды в гармонии с устойчивым развитием на местном, национальном, региональном и мировом уровнях. Это означает, что повышение энергетической эффективности и осуществление энергосбережения позволит: направить дополнительные финансовые ресурсы на повышение уровня жизни населения, комфорта, на развитие транспорта, а не на расширение производства энергии (например, строительства новой электростанции) или увеличение импорта энергии (что требует значительных валютных средств); увеличить эффективность использования энергии в производстве в плане повышения продуктивности и конкурентоспособности промышленности; развить новые виды деятельности, в т. ч. производство передового энергетически эффективного оборудования с дальнейшим выходом России на зарубежные рынки; создать новые дополнительные рабочие места и частично решить проблему безработицы; уменьшить выбросы загрязняющих веществ и решить проблему защиты окружающей среды.

Повышение эффективности использования топлива и энергии является самым дешевым путем защиты окружающей среды. Энергия, которая приносит наименьший вред окружающей среде, — это та энергия, которую не только не надо потреблять, но и не надо производить. В каждом случае, когда ее потребление для определенных целей будет уменьшаться (за счет улучшения теплоизоляции жилищ, повышения КПД двигателей и т. д.), выбросы загрязняющих веществ будут автоматически сокращаться в соответствующей пропорции.

Однако термин «энергосбережение» не самый подходящий для российских условий, т. к. предполагает снижение потребления энергии любыми методами и с любыми затратами. Гораздо более правильно применять термин «энергоэффективность» — максимальный эффект от использования единицы энергии или максимально эффективное потребление единицы энергии, например, путем лучшей теплоизоляции помещений или путем расширения использования естественного света для освещения производственных помещений и т. д.

Энергосбережение измеряется в абсолютных единицах (например, Гкал, τ у.т и/или кВч). Энергоэффективность же измеряется в относительных единицах (Гкал/куб.м, кг у. т./Гкал, Гкал/кв.м и т. д.) и имеет идеальным результатом, например, для теплоснабжения полное, без потерь, использование первичной энергии на нагрев воздуха в зонах деятельности человека. Массовые отключения в подаче тепла, отключения систем приточной вентиляции очень легко выдавать за энергосбережение, хотя показатели энергоэффективности при этом ухудшаются.

Таким образом, энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку: затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов; требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан; требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы; требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // www.consultant.ru
  2. Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития» // www.consultant.ru
  3. Экологическая доктрина Российской Федерации / Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ // www.mnr.gov.ru
  4. Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» / Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 // www.consultant.ru
  5. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» / Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р // www.consultant.ru
  6. Макаров А. А., Митрова Т. А., Кулагин В. А. Долгосрочный прогноз развития энергетики мира и России // Экономический журнал ВШЭ. — 2012. — № 2. — С. 172–204
  7. Селищев В. Г. На пути к энергоэффективности российской экономики / В. Г. Селищев // Экономика природопользования. — М.: ВНИТИ, 2013. — № 4. — С. 45.
  8. ЮНЕП, «Навстречу «зеленой экономике»: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности — обобщающий доклад для представителей властных структур», 2011, С. 25. [Электронный ресурс] URL: www.unep.org/greeneconomy
Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая эффективность, устойчивое развитие, раз, ресурс, Российская Федерация, валовый внутренний продукт, экономическое развитие, российская экономика, государственное регулирование, эффективное использование.

Ключевые слова

энергосбережение, энергетическая эффективность, экоэффективность, устойчивое раз-витие, государственное стимулирование ресурсосбережения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос