Деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний в 1940–1960 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 01.10.2013

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Пинаева, Д. А. Деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний в 1940–1960 гг. / Д. А. Пинаева, Р. Р. Юнусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 444-449. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7921/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье раскрывается деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Показаны проблемы пропаганды научно-технических знаний, эволюция форм и методов пропагандистской работы, взаимодействие с другими организациями, занимающимися разработкой и внедрением технических новшеств и передового опыта. На основе анализа фактов делается вывод о перспективности работы общества «Знание» по пропаганде технических знаний и необходимости дальнейшего расширения пропагандистской работы в этом направлении.

Ключевые слова: пропаганда технических знаний, пропаганда передового опыта; технический прогресс; передовые разработки; экономический эффект.

Пропаганда технических знаний и передового производственного опыта всегда имела особое значение для Республики Татарстан, поскольку промышленное производство в республике имеет многоотраслевой характер. Казанское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, созданное в 1947 г. (с 1964 г. — Татарская республиканская организация общества «Знание») являлось мощной, институционально развитой пропагандистской организацией, одной из целей которой было распространение технических знаний и передового опыта на предприятиях [3].

В первые месяцы своего существования Казанское отделение по заказу промышленных предприятий республики организовало несколько лекций на научно-технические темы. Так, по заказу Свияжского завода были прочитаны лекции на темы «Новейшие течения в теории сопротивления материалов», «Новейшие данные по механической обработке металлов» и др. О востребованности просветительской работы говорит тот факт, что руководители предприятий часто обращались в Казанское отделение Общества для организации повторных лекций теми же выступающими [1, д. 4, л. 20, 88]. Казанским отделением была установлена тесная связь с крупнейшими заводами республики: авиационным заводом им. С. П. Горбунова, машиностроительным заводом им. С. М. Кирова, Казмехкомбинатом и др. Казанское отделение с самого начала своего существования работало в тесной связи с организациями, занимающимися разработкой и внедрением в производство научно-технических новшеств: инженерно-техническими обществами (с 1954 г. — научно-техническими обществами (НТО)), службами технической информации предприятий, с 1958 г. — с Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и др.

Вместе с тем, в конце 1940-х гг. пропаганда научно-технических знаний и передового опыта в республике оставалась на очень низком уровне. Так, из 4582 лекций, прочитанных в 1949 г. пропаганде технических знаний было посвящено всего 32 [1, д. 28, л. 11]. Крайне плохо обстояло дело с привлечением в ряды Отделения инженерно-технических работников (ИТР). В 1949 г. в республике было открыто всего три лектория: на заводе им. Горбунова, заводе им. Ленина и заводе им. С. М. Кирова. Чтение лекций на научно-технические темы — дело весьма сложное, поэтому Отделением предпринимались различные меры по привлечению в ряды Общества ИТР, преподавателей вузов, по расширению сети лекториев Общества на промышленных предприятиях.

В 1950 г. в республике насчитывалось уже 18 заводских и фабричных лектория, на 9 промышленных предприятиях Казани были созданы первичные организации общества [1, д. 29, л. 109, 119]. Однако, серьезных успехов указанные меры не принесли. За апрель-июнь 1954 г. из 1650 лекций только 110 было посвящено научно-технической тематике [1, д. 399, л. 2]. Наиболее отстающим участком в пропаганде оставалось распространение передового опыта. Лекции на эти темы в 1956 г. составили всего 3,7 % от общего количества проведенных лекций [2, д. 70, л. 6]. Наиболее активно в ряды Общества привлеклись инженерно-технические работники в Зеленодольске, Альметьевске, Бугульме и Казани, где в 1956 г. представители ИТР составили около 10 % вновь принятых членов Общества. В других районах и городах республики количество ИТР в составе Общества практически не изменилось [2, д. 74, л. 11].

В условиях гонки вооружений, совершенствования промышленности и сельского хозяйства, особое значение имело повышение культурно-технического уровня работников [5, с. 568–595]. В этих условиях перед Обществом была проставлена задача огромнейшего значения — расширить массовую техническую пропаганду. На всех крупных предприятиях республики были созданы первичные организации Общества, а также молодежные лектории. Это позволило значительно усилить лекционную пропаганду и организовать контроль за качеством читаемых лекций. Например, на заводе им. Горбунова за 9 месяцев 1960 г. было прочитано 164 лекции по вопросам технического прогресса и производственной экономики. Совместно с первичными организациями ВОИР и НТО на заводе были организованы группы института передового опыта и заводской университет технической культуры. Члены группы проявляли активность и выступали с ценными инициативами. Так, инженер-конструктор завода В. П. Олимпиев решил взять шефство над цеховой бригадой в целях изыскания внутренних резервов роста производительности труда и повышения культурно-технического уровня членов бригады. Еженедельно по вторникам В. П. Олимпиев проводил в бригаде беседы на научно-технические темы, организовывал обсуждение вопросов улучшения организации труда, что привело к внесению на рассмотрение бригады ряда рационализаторских предложений [2, д. 150, л. 5].

Совершенствовались формы пропаганды технических знаний. Новой формой в работе Татарского отделения Общества явилось проведение «Недель» или «Декад» технического прогресса. Так, в 1960 г. была проведена «Неделя технического прогресса» одновременно в 4 нефтяных районах Татарстана: Альметьевском, Азнакаевском, Лениногорском, Бавлинском. Для организации этого мероприятия во все эти районы в начале февраля 1960 г. из Казани были направлены бригады по 5–6 человек. План проведения «Недели» в каждом из четырех районов обсуждался в райкомах КПСС с участием партработников, руководителей организаций Общества, первичных организаций НТО и ВОИР, специалистов-производственников. Это позволило наиболее полно учесть местные запросы и возможности. При планировании мероприятий было решено использовать разнообразные формы устной и печатной пропаганды в целях популяризации технического прогресса и распространения передового опыта нефтяников и строителей.

Неделя прошла успешно. Всего было проведено на предприятиях, стройках, в рабочих клубах, красных уголках и общежитиях более 250 лекций по вопросам технического прогресса. Для сравнения можно отметить, что Альметьевским отделением Общества за весь 1959 г. на эти темы было прочитано 88 лекций, Лениногорским — 143, Азнакаевским — 48. Было организовано 8 совещаний-семинаров по обмену опытом бригад и ударников коммунистического труда, 9 вечеров ответов на вопросы, 4 тематических вечера о перспективах развития экономики и культуры региона, 11 встреч с передовиками производства, 5 экономических и технических конференций, 8 коллективных выездов лекторов на предприятия, 2 технических консультации и ежедневный показ технических кинофильмов, выпущены 3 листовки о бригадах коммунистического труда и подготовлены технические странички в районные газеты.

В ходе подготовки и проведения «Недели» было организовано также 2 Университета технической культуры и передового опыта в Азнакаеве и рабочем поселке Актюбинском. На первом занятии этих Университетов (24–25 февраля 1960 г.) присутствовало более 300 нефтяников [2, д. 178, л. 4, 5].

В ходе «Недели» было принято в члены Общества 60 ИТР и новаторов производства, организовано 4 новых группы Общества. Были вскрыты также и недостатки в постановке и содержании научно-технической пропаганды, вносились предложения по их устранению.

Итоги проведения «Недели» были признаны удовлетворительными. Проведение подобных мероприятий в республике позволяло широко использовать в одном комплексе разнообразные средства устной и печатной пропаганды, активизировать распространение передового опыта. Участие в проведении недели различных организаций служило укреплению и развитию контакта между отделениями Общества, организациями НТО, ВОИР и учреждениями культуры [2, д. 178, л. 6].

За 9 месяцев 1960 г. было проведено 6 «Недель» технического прогресса в нефтяных районах Татарстана, 3 «Недели» пропаганды технических знаний и передового опыта в Зеленодольском районе, а также Приволжском и Бауманском районах Казани [2, д. 150, л. 11, 12].

Совместно с Татоблсовпрофом, правлениями НТО и ВОИР, ЦБТИ (Центральное бюро технической информации) Совнархоза в начале 1960 г. был создан Республиканский научно-методический Совет по координации пропаганды технических знаний, который должен был объединить усилия всех пропагандистских организаций технического профиля [2, д. 150, л. 19, 20].

Одним из ярких положительных примеров работы первичных организаций Общества по пропаганде научно-технических знаний можно считать организацию Общества при Казанском химико-технологическом институте им. С. М. Кирова. Первичная группа Общества в 1960 г. объединила 86 научных работников, профессоров, доцентов, ассистентов различных областей науки и техники. Тематика читаемых лекций отличалась разнообразием: из 130 тем большинство посвящено задачам семилетнего плана и путям его выполнения, ускоренному развитию технического прогресса в стране, большой химии, новой технике и т. д. [2, д. 150, л. 45, 46]. Вся имеющаяся тематика была доведена до сведения крупнейших предприятий города, районных отделений республиканского общества. Большинство лекций, проводимых первичной организацией, читались по заявкам промышленных предприятий. По наиболее перспективным темам организовывались циклы лекций. Так, в 1960 г. группой проводились циклы лекций на предприятиях п/я 974 (по производству каучука и синтетических изделий), заводе РТИ (резинотехнических изделий), ряде машиностроительных заводов на темы: «Современное представление о теории химического строения», «Достижения советских ученых в области фосфоро-органических соединений», «Пропаганда передового опыта на химических предприятиях», «Комплексная автоматизация основных процессов в производстве синтетического каучука и спирта» и др. [2, д. 178, л. 47].

Члены группы читали лекции в Университете молодого химика, на семинарах учителей в общежитиях, производственных мастерских и школах. Эффективным мероприятием признавались так называемые «Дни лекции». В 1959–1960 гг. «День лекции» проводился на предприятиях Приволжского, Советского районов, Аэропорте. На кафедрах КХТИ им. С. М. Кирова были созданы лектории. Среди наиболее активных лекторов можно выделить проф. Воздвиженского Г. С., доц. Сибгатуллина Г. Х., доц. Кузнецова Е. В., доц. Несмелова В. В., доц. Троицкую А. Д. и др. [2, д. 150, л. 46].

В КХТИ также были созданы выставки, отражающие 7-летний план развития химической промышленности, группа Общества организовывала экскурсии, беседы, консультации. Всего за время работы выставки ее посетило 1700 человек, была проведена 81 экскурсия. Члены общества группы проводили консультации на предприятиях, по научно-техническим вопросам на кафедре неорганической химии проводились семинары гальваностегов с участием представителей промышленных предприятий города и республики [2, д. 150, л.48].

С 1960-х гг. популярность приобрела новая форма повышения культурного и технического уровня трудящихся — двухгодичные институты передового опыта [2, д. 150, л.20, 47].

В 1962 г. было прочитано уже 3602 лекции на научно-технические темы и еще 1934 лекции об опыте передовиков и новаторов промышленности, транспорта и строительства, что в целом составило чуть больше 4 % всех прочитанных лекций [2, д. 230, л.1]. Такое положение было признано неудовлетворительным. Расширение форм научно-технической пропаганды, улучшение качества лекций, вовлечение в ряды лекторов передовиков производства и ИТР стало насущной задачей Татарского отделения Общества во второй половине 1960-х гг.

Вопросу пропаганды научно-технических знаний уделялось серьезное государственное внимание. Остро ощущалась потребность в единой информационной инфраструктуре для отечественной науки и техники. 29 ноября 1966 г. вышло в свет постановление Совета Министров СССР № 916 «Об общегосударственной системе научно-технической информации» [4], направленное на укрепление и активизацию работы по отбору и внедрению технических новшеств, по распространению передового производственного опыта.

В соответствии с вышеуказанным постановлением Совета Министров на предприятиях должны были быть созданы службы технической информации. Одной из мер совершенствования информационной доступности было создание информационных карт на внедрение новшеств.

На многих предприятиях стали составляться координационные планы научно-технической пропаганды, которые рассматривались и утверждались партийными комитетами. Совместное планирование и проведение мероприятий позволяло добиться большей целеустремленности, исключало дублирование и параллелизм в работе, давало возможность шире привлекать специалистов и новаторов производства в проводимых мероприятиях.

Выявляя недостатки в своей работе, Татарское отделение общества «Знание» указывало на необходимость следующих мероприятий: добиться обязательного составления сводных планов научно-технической пропаганды на всех без исключения предприятиях республики; увеличить количество лекций на научно-технические темы; к чтению лекций привлекать больше специалистов, ИТР, новаторов (среди членов Общества насчитывалось в 1967 г. 2618 (12 %) инженеров и техников); создать общую базу лекторов с темами выступлений; организовывать лекции с учетом уровня подготовленности аудитории.

Усиление внимания к пропаганде научно-технических знаний принесло положительные результаты. Только по линии общества «Знание» в 1967 г. было прочитано 4137 лекций на научно-технические темы и 2368 лекций об опыте работы передовиков и новаторов производства (около 6 % всех лекций) [2, д. 441, л. 3, 4]. Большая работа по содействию ускорению технического прогресса проводилась отраслевыми правлениями первичных организаций НТО. В Татарстане на 1967 г. имелось 14 отраслевых правлений, которые объединяли 565 советов первичных организаций с 38 тысячами членов НТО. Только в 1967 г. на предприятиях Татарии при активном участии организаций НТО на производстве было проведено 90 мероприятий по изучению новой техники. Экономический эффект от внедрения технических новшеств, заимствованных из различных информационных источников, в целом по республике составил в 1967 г. около 25 млн. руб. Так, на заводе СК им. Кирова было внедрено 71 техническое новшество с экономическим эффектом 288 тыс. руб., на заводе «Теплоконтроль» — 28 с экономическим эффектом 47 тыс. руб., в объединении «Спартак» — 41 с экономией 180 тыс. руб. [2, д. 441, л. 4].

Татарское республиканское отделение общества «Знание», совместно с НТО и другими организациями использовало разнообразные формы и методы пропаганды технико-экономических знаний:

-          лекции, доклады, беседы на научно-технические темы. Все лекции организовывались и проводились только через общество «Знание». Роль организаций НТО, служб технической информации состояла в том, чтобы правильно определять тематику лекций с учетом задач производства;

-          научно-технические конференции, совещания, семинары. Между обществом «Знание», организациями НТО и службами технической информации распределялись обязанности по проведению подготовительных мероприятий;

-          школы передового опыта (заводские и межзаводские). Школы проводились непосредственно в цехах, на рабочих местах. Содержание работы школ было разным: показ приемов работы новатора, когда сам новатор практически показывал и рассказывал о своих достижениях; занятия специалистов и др. Главное — участники школы должны были усвоить прогрессивные способы работы на отдельных производственных операциях, освоить новую технологию, технические усовершенствования. Например, межзаводская школа, проведенная в январе 1968 г. на заводе «Сантехприбор» по теме: «Фрезерование резьбы на автоматах» собрала технологов по механической обработке, конструкторов инструментальных цехов, токарей, фрезеровщиков, автоматчиков из 13 предприятий Казани, всего 72 человека. Руководителями занятий были Странев В. Ф. — главный технолог завода «Сантехприбор» и Ромм И. Б. — старший инженер. Участники школы ознакомились с автоматами, с приемами работы на них [2, д. 441, л. 14];

-          университеты технического прогресса. На 1968 г. в республике насчитывалось 17 университетов технического творчества (на заводе «Теплоконтроль», Казанском мотостроительном, авиационном и др.). Организации НТО, «Знание», службы технической информации принимали активное участие в разработке учебных планов и программ, подборе лекторов и т. д. Университеты технического прогресса признавались высшей формой технической учебы;

-          творческие командировки комплексных бригад, производственные экскурсии играли большую роль в деле заимствования технических новшеств и передового опыта. Роль организаций НТО, «Знания», служб информации состояла в том, чтобы уточнить, на каком предприятии можно изучить опыт по данному вопросу, укомплектовать бригаду;

-          демонстрация научно-технических фильмов, журналов, оперативной информации, прослушивание радиовестников. На предприятиях практиковалось обсуждение просмотренных фильмов, при обсуждении которых рабочие и ИТР высказывали предложения по использования новшеств и передового опыта на своем предприятии;

-          тематические выставки, радио, телевидение, наглядная агитация. ЦБТИ располагало десятью тематическими вставками, изготовленными на планшетах. Совместно с обществом «Знание» были налажены регулярные радио и телепередачи в виде вестников технической информации.

Среди городов Татарстана, наиболее хорошо обстояло дело с научно-технической пропагандой в г. Зеленодольске, где за 1967 г. было прочитано 303 лекции на научно-технические темы и 54 лекции — об опыте передовиков и новаторов. Хорошо обстояло дело в г. Набережные Челны, где было прочитано 237 и 71 лекция соответственно [2, д. 446, л. 8, 9]. Хуже всего с лекционной пропагандой обстояли дела в Бугульме и Елабуге. В первом городе прочитано всего 89 лекций на научно-технические темы и 24 — об опыте передовиков и новаторов. Во втором соответственно 92 и 27 лекций. Для организации помощи в научно-технической пропаганде в указанные города были организованы выездные заседания Общества [2, д. 446, л. 9].

Среди сельских районных организаций Общества наиболее хорошо обстояло дело с пропагандой в Агрызе и Азнакаеве. В первом районе было прочитано 115 лекций на научно-технические темы и 33 об опыте передовиков и новаторов. Во втором соответственно 109 и 50 лекций. Особенно плохо обстояли дела в Куйбышевском, Сабинском, Дрожжановском, Черемшанском, Сармановском, Пестречинском и Высокогорском районах. В Куйбышевском и Сабинском районах, например, за 1967 г. не было прочитано ни одной лекции на научно-технические темы, и ни обной об опыте передовиков и новаторов [2, д. 446, л. 9].

В 1966–1967 гг. научно-методический совет (НМС) главное внимание уделял вопросам пропаганды технического прогресса, научной организации труда и передового опыта. На заседании бюро, например, 10 октября 1967 г. был утвержден план с соответствующими мероприятиями на год. Данный план был разослан всем районным организациям общества «Знание». В соотвествии с этим планом членами бюро была подготовлена и разослана тематика лекций и циклов лекций. Вся работа по пропаганде научно-технических знаний координировалась с организауиями НТО, ЦБТИ, ВОИР и БТИ предприятий. В плане совместной работы было намечено проведение республиканской конференции под девизом «Наука — производству». Однако, в конечном итоге данная конференция так и не была проведена [2, д. 446, л.10]. Надо заметить, что члены совета не справились с задачей по рецензированию лекций. Каждому члену совета было подготовлено специиальное письмо и приложены к нему 3–4 бланка для рецензий. В мае 1967 г. члены совета должны были вернуть оформленные рецензии, однако с данной задачей справились только члены бюро [2, д. 446, л. 11].

В порядке обмена опытом НМС приглашал из Москвы, Ленинграда и Свердловска новаторов производства. Например, из Ленинграда был приглашен инженер Беловинский Ю. К., из Москвы — токарь-новатор тов. Ильин. На чертежи их изобретений и рационализаций был целый ряд заявок [2, д. 446, л. 11, 12].

Значительно улучшились контакты и связи в проведении научно-технической пропаганды между обществом «Знание» и НТО. В марте 1967 г. НМС по пропаганде научно-технических знаний совместно с НТО республики провел научно-техническую конференцию «Задачи научной организации труда, производства, управления в свете решений XXIII съезда КПСС». Материалы конференции и рекомендации были изданы Татарским областным советом НТО и управлением Республиканской организации общества «Знание». Ряд мероприятий НМС провел совместно с отраслевыми НТО. Например, была проведена лекция ректора КХТИ Кирпичникова П. А. о работе Японского конгресса химиков [2, д. 446, л. 13].

Совместная работа проводилась НМС и ЦБТИ. Например, в 1966 г. проводилась научно-техническая крнференция «Прогрессивные технологические процессы в машиностроении», в 1967 г. — научно-техническая конференция «Совершенствование научной организации труда». Выработанные на конференции рекомендации были разосланы по первичным организациям общества [2, д. 446, л.13, 14].

Улучшение координации деятельности организаций, занимающихся распространением научно-технических знаний и передового опыта, дало положительные результаты. Количество рационализаторских предложений в республике в 1967 г. увеличилось по сравнению с 1966 г. почти на 20 %. Внедрение новшеств имело значительный экономический эффект. Однако в 1967 г. организации НТО не смогли обеспечить выполнение плана по новой технике, который был выполнен на 85,7 % [2, д. 441, л. 9]. Кроме прочих причин невыполнения плана называлась и недостаточная пропаганда научно-технических знаний и несоответствие некоторых лекций современному состоянию развития науки и техники. Отмечалось также, что крайне мало проводилось публичных лекций на научно-технические темы, несмотря на явную заинтересованность в них трудящихся (за 1966–1967 гг. публичных лекций на технические темы было прочитано всего 30). О том, что научно-технический прогресс интересует слушателей, свидетельствует, например, популярность лекции канд. физ.-мат. наук Скворцова В. В. «Кибернетика и жизнь». [2, д. 446, л. 14].

В целом необходимо отметить, что общество «Знание» сыграло существенную роль в общем повышении объемов производства в СССР и Республике Татарстан в частности, в увеличении количества инноваций, в том, что Россия стала передовой страной в развитии науки и техники. Неоспорим тот факт, что повышение образовательного и культурного уровня населения прямо влияет на отношение к труду, на выполнение производственных планов, на желание участвовать в социалистических соревнованиях, добиваться результатов на своем рабочем месте, что в конечном итоге приводит к получению экономических эффектов (экономии сырья, снижению себестоимости продукции, повышению производительности труда), новым изобретениям и рационализациям.

Литература:

1.      НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. Р-7240. Оп.1.

2.      НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2.

3.      Пинаева Д. А., Юнусова Р. Р. Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний как институт социализации граждан Советской России // Наука и профессиональное образование: современные теоретические проблемы и практический опыт. — Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2012 — С. 118–123.

4.      Постановление Совмина СССР от 29.11.1966. № 916 «Об общегосударственной системе научно-технической информации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=ESU;n=21424;div=LAW;dst=100004;rnd=0.16967503470368683 (дата обращения: 24.09.2013).

5.      Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т. 4. 1953–1961 гг. — М.: Политиздат, 1968.

Основные термины (генерируются автоматически): передовой опыт, Знание, лекция, технический прогресс, научно-техническая пропаганда, пропаганда, техническая информация, опыт передовиков, казанское отделение, экономический эффект.


Ключевые слова

пропаганда технических знаний, , технический прогресс, экономический эффект, пропаганда передового опыта, передовые разработки

Похожие статьи

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Содержательно-дидактический потенциал учебников нового поколения для начальных школ Ирана, соответствующих современным требованиям общества к формированию познавательных способностей учащихся

Автор в данной статье рассматривает актуальный вопрос о необходимости разработки учебников начальных школ Ирана, нацеленные на развитие и формирование у учащихся познавательных и творческих способностей. По мнению исследователя необходимо постоянно с...

О роли материально-технической базы в развитии торговли в 50–60 годы XX века

В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати показан уровень развития материально-технической базы торговли в 1950–60 годы XX века. Исследовано применение холодильного оборудования, кассовых аппаратов, торговых автоматов и про...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР

В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.

Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности

В статье раскрываются подходы к обновлению воспитательного процесса, показывается роль досуговой деятельности в воспитании и социализации детей. Представлена технология организации туристско-краеведческой деятельности, приведен авторский опыт примене...

Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития

В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...

Эволюция системы трудовых стимулов рабочих советской промышленности в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)

В статье выявляются коренные изменения в системе трудовых стимулов рабочих предприятий СССР в период Второй мировой войны. Показаны основные этапы и вехи развития политики советского государства в сфере формирования и укрепления мотивации промышленно...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Похожие статьи

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Содержательно-дидактический потенциал учебников нового поколения для начальных школ Ирана, соответствующих современным требованиям общества к формированию познавательных способностей учащихся

Автор в данной статье рассматривает актуальный вопрос о необходимости разработки учебников начальных школ Ирана, нацеленные на развитие и формирование у учащихся познавательных и творческих способностей. По мнению исследователя необходимо постоянно с...

О роли материально-технической базы в развитии торговли в 50–60 годы XX века

В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати показан уровень развития материально-технической базы торговли в 1950–60 годы XX века. Исследовано применение холодильного оборудования, кассовых аппаратов, торговых автоматов и про...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР

В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.

Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности

В статье раскрываются подходы к обновлению воспитательного процесса, показывается роль досуговой деятельности в воспитании и социализации детей. Представлена технология организации туристско-краеведческой деятельности, приведен авторский опыт примене...

Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития

В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...

Эволюция системы трудовых стимулов рабочих советской промышленности в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)

В статье выявляются коренные изменения в системе трудовых стимулов рабочих предприятий СССР в период Второй мировой войны. Показаны основные этапы и вехи развития политики советского государства в сфере формирования и укрепления мотивации промышленно...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Задать вопрос