Деятельность отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции в 20-х гг. ХХ в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 31.01.2014

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Татарчук, Л. М. Деятельность отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции в 20-х гг. ХХ в. / Л. М. Татарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 655-658. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9144/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье показана роль отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции в 20-х гг. ХХ ст. в планомерной постоянной работе относительно распространения научных исследований среди широких слоев населения.

Ключевые слова: опытное дело, станция, отдел, агрономия, приспособление, популяризация.

Функционирование сельскохозяйственных опытных учреждений, как действенных научно-практических центров XIX века, всегда привлекало внимание историков сельскохозяйственной науки. Немало ученых в разные периоды, в частности А. Г. Дояренко, Н. К. Недокучаев, Н. И. Пшеничный, называли деятельность сельскохозяйственных опытных научных учреждений “золотым фондом достижений сельскохозяйственной науки” [1–3]. Первые опытные поля и станции не только разрабатывали улучшенные приемы ведения сельского хозяйства с помощью научных методов, но и содействовали развитию науки, обогащая ее выясненными в учреждении данными и распространяя их в определенном регионе.

В отраслевых историко-документационных публикациях прошлого века вопросы деятельности Полтавской сельскохозяйственной опытной станции (до 1910 г. — Полтавское опытное поле) уже достаточно отражены, в частности комплексный подход ввели М. И. Гриб, В. К. Чуйко, В. А. Вергунов, Н. П. Коваленко, но в научных кругах оно остается актуальным [4, 5]. Исследования свидетельствуют, что Полтавское поле было проводником отечественного сельскохозяйственного опытного дела, поэтому достойно дальнейшего внимания.

Постановка проблемы. Как известно с истории Полтавское опытное поле, далее станция было создано по инициативе Полтавского сельскохозяйственного общества как опытное поле в 1884 г. с целью, как отмечено в п.1 его устава: «научно разработать практические вопросы сельского хозяйства и дать ответ на те вопросы сельскохозяйственной культуры, что в их решении наиболее нуждались местные хозяева» [6, с. 20]. В соответствии с этими заданиями сельскохозяйственная отрасль в конце ХІХ-начала ХХ ст. получала новые знания именно через такие опытные учреждения, которые являли собой часть общей агрономической организации. Опытные заведения тесно сотрудничали с сельскохозяйственными школами разных типов, государственной и кооперативной агрономией. Научно-исследовательская работа развивалась в трех направлениях: 1) изучение экономики и организации местного крестьянского хозяйства (опытные учреждения); 2) исследования методики приспособления и агроработы (сельскохозяйственные школы); 3) изучения условий внедрения достижений в сельском хозяйстве (государственная и общественная агрономия) [7, с. 30]. Тесное взаимодействие в разделении труда и их гармонизация способствовали успешному ведению агрономической деятельности. Для координирования работы опытных учреждений с другими звеньями агрономической организации с целью самого быстрого доведения их достижений к широкой общественности, при опытных станциях организовывали отделы приспособления, которые контролировали научную работу всех отделов, систематизировали и проверяли проведение коллективных опытов и распространяли результаты среди широких слоев населения [8, с. 471].

Результаты исследований. Полтавская сельскохозяйственная опытная станция еще с послевоенных времен значительное внимание уделяла вопросу распространения результатов своих наработок, в частности через агрономов-популяризаторов. Однако из-за целого ряда причин этот процесс не приобрел организованного, планомерного и системного характера. Лишь после событий 1917-х г., когда особенно остро перед отсталым сельскохозяйственным производством возникла потребность скорой его перестройки, Полтавская сельскохозяйственная опытная станция через организацию в 1924 г. отдела приспособления и популяризации получила возможность вести планомерную работу через распространение и популяризацию своих наработок. Штат отдела приспособления и популяризации до 1924 г. состоял из одного сотрудника-пропагандиста П. Г. Заворотнего. С 1925 г. отдел продолжал свою деятельность под временным руководством Е. Е. Маргацкого, дальше — С. Ф. Кочергина при специалисте П. Г. Заворотнему, технику Н. И. Бугаенко. С 1 октября в 1925 г. должность заведующего отдела занимал А. И. Туткевич, который с 1925 г. работал ответственным редактором журнала «Полтавский крестьянин», а в связи с ликвидацией Полтавского губернского земского отдела — перешел на станцию [7, с. 4].

Главной задачей отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции была организация активной связи опытного учреждения со всей схемой экономической политики в отрасли сельскохозяйственного производства. Полтавская опытная станция через отдел влияла на хозяйственную жизнь местного населения таким способом: участие в работе плановых государственных органов, руководящих кооперативных организаций (кооперативные совещания кредитной и профессиональной кооперации, плановые совещания при окрколхозсекции), постоянная связь и сотрудничество с земельной и кооперативной агрономическими организациями, с работой сельскохозяйственных вузов и сельскохозяйственных профессиональных школ, организаций политпросветителей, с прессой, в частности селькорами, широкая популяризация среди крестьян наработок станции, организация издательского дела, изучение вопросов организации местного сельскохозяйственного производства, его требований к опытной станции, условиям и методам внедрения научных разработок.

Участие отдела приспособления и популяризации в работе плановых государственных и кооперативных учреждений заключалось в регулярном представительстве на соответствующих совещаниях и заседаниях окружного планового отдела (окрплан), собраниях отдельных земельных отделов и кооперативных организаций. Кроме того, он выполнял определенные поручения отмеченных учреждений относительно выяснения и разработки разных вопросов местного хозяйства Полтавщины, в частности относительно участия в составлении первого пятилетнего плана развития сельского хозяйства.

Общеизвестно, что Полтавская опытная станция была центром научной агрономической мысли с начала своего создания. Агрономы ближайших районов часто обращались к ней за помощью при решении разных сложных вопросов агрономии. Поэтому связь Полтавской опытной станции с государственной земельной агрономической организацией имела постоянный характер.

В 20-х годах прошлого века активизировалась организация агрономических кооперативных институций, в частности по направлению свекловодства. Эти новые агрономические организации еще не имели постоянных форм связи с опытными учреждениями и поэтому сотрудникам отдела приспособления и популяризации предоставлялась важная миссия по налаживанию сотрудничества с кооперативными агрономическими организациями, поиску эффективных форм связи с ними. Осуществлялись попытки налаживания контактов с агрономическими работниками совхозов, в частности сахарных заводов. Ученые активно выступали на агрономических съездах, конференциях, совещаниях по отдельным вопросам работы станции и местного хозяйства. Кроме того, ежегодно на опытной станции проводили конференции по вопросам агрономии. Сначала такие агрономические меры в большей части носили характер отчетности о работе станции перед местными агрономами, а впоследствии приобрели более конкретное очертание. В частности, конференции посвящались вопросам интенсификации сельского хозяйства, повышения урожайности злаковых культур и др.

Широко была распространена практика командировок на месячный срок районных агрономов и специалистов на опытную станцию с целью изучения содержания и форм текущей научной деятельности станции. Специалисты имели возможность посещать музей и библиотеку с фондом в 6000 экземпляров, получать консультации. После окончания командировок агрономы готовили специальные отчеты, в которых анализировали результаты запросов сельскохозяйственных производителей конкретного района к опытной станции и обеспечению научным учреждением потребностей сельскохозяйственного производства. Стоит отметить, что из-за недостаточности материальных возможностей отдел приспособления и популяризации не смог распространять и развивать этот метод в дальнейшем.

Еще одним способом связи отдела с агрономическими работниками было предоставление индивидуальных консультаций разных тематических направленностей, в частности вопросов организации сельского хозяйства, землеустройства и организации севооборотов, применения техники и др. Также отдел презентовал популярную сельскохозяйственную литературу и учебники, предоставляя агрономам каталоги рекомендованной литературы на основании рецензий.

Полтавская сельскохозяйственная опытная станция поддерживала тесную связь с другими составляющими агрономической организации — сельскохозяйственными школами своего района. Успех сотрудничества заключался в дифференциации действий обеих институций с целью лучшего обслуживания разнообразных потребностей сельского хозяйства. Сотрудники Полтавской опытной станции преподавали отдельные дисциплины студентам Полтавского сельскохозяйственного политехникума, который был на то время ведущим учебным заведением района. Специалисты станции также руководили практическими занятиями соответствующих курсов. Под непосредственным руководством опытной станции в этом техникуме было создано единственную в то время в Украине Секцию опытного дела, выпускники которой с успехом работали на опытных станциях Лесостепной зоны Украины. При содействии профессорского персонала в научном кружке техникума изучали вопросы методики и содержания текущей опытной работы станции. Ученикам предоставлялась возможность практически применять приобретенные знания на учебном поле техникума, работы на котором проводили в соответствии с программами опытной станции и под руководством ее директора. При этом сотрудничество происходило при полной согласованности с отделом приспособления и популяризации станции.

Попыткой наладить тесные контакты или взаимодействие с другими сельскохозяйственными профессиональными и зимними школами для взрослых, был съезд сельскохозяйственных школ, который у 1926 г. станция провела вместе с Полтавским сельскохозяйственным политехникумом. На этом собрании были выработаны практические формы сотрудничества научного учреждения с сельскохозяйственным школами. В частности, исследовательская работа учеников заключалась в изучении вопросов экономики и организации сельскохозяйственного производства, также участию в проведении коллективных опытов на станции. Сотрудники опытной станции помогали школам всеми возможными средствами (инструктирование, снабжение наглядных принадлежностей, популярной литературы, семян для демонстрационных участков и др.) в проведении ими агрокультурной работы среди сельских работников.

Ежегодно отдел планировал программы работ для сельскохозяйственных кружков учреждений политпросветителей, дифференцируя задание в зависимости от потребностей отдельных районов. Периодически готовились рекомендованные каталоги популярных изданий для пополнения сельских библиотек, которые уже были приспособлены к условиям определенного района.

Для повышения квалификации руководителей сельскохозяйственных кружков и усовершенствования методов их работы при отделе приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции в 1927−1928 гг. было организовано трехнедельные курсы. Слушателей направляли райисполкомы из разных районов Полтавщины. Всего на курсах училось 46 человек, которые по завершению, согласно планам Окрполитпросвещения, были распределены по районам [7, с. 12]. Программой курсов предусматривалось рассмотрение таких вопросов: а) сельскохозяйственная политика советской власти; б) организация сельского хозяйства (кооперирование и коллективизация); в) организационные вопросы агрономической пропаганды среди крестьян; г) методика работы сельскохозяйственных кружков; д) план сезонных работ сельскохозяйственных кружков.

С целью исследования условий и эффективности работы сельскохозяйственных кружков, отдел приспособления и популяризации вел с ними переписку. Многим из них поставлял популярные издания Полтавской опытной станции, семена для проведения практических занятий организации весеннего посева. Отметим, что деятельность таких кружков редко имела постоянный характер и по большей части после организации они прекращали свою работу, а впоследствии опять создавались.

Участие отдела приспособления и популяризации в издании сельскохозяйственных журналов и газет способствовало пропаганде новых знаний. Сотрудничество с местными и центральными периодическими изданиями заключалось в освещении через прессу результатов научно-исследовательской работы и привлечения сотрудников научного учреждения к производственным кампаниям и обзорам, которые устраивали редакции местных газет. Были настроены постоянные связи с сельскими корреспондентами (переписка, удовлетворение потребности в литературе, методических рекомендациях, созыв специальных конференций). Селькоры отчитывались перед отделом приспособления и популяризации о работе с населением, в частности оформления стенгазет, деятельности сельскохозяйственных кружков, обсуждения важных практических вопросов с крестьянами, распространение популярных книг и тому подобное.

Следовательно, можем отметить, что основное внимание отдел уделял влиянию на ведение местного хозяйства через посредничество агрономического персонала, учреждений политпросветителей, учителей и селькоров. Среди разнообразности работ важными были: проведение крестьянских экскурсий, конференций и выставок; открытие книжных киосков; участие в сельскохозяйственных курсах, организованных для крестьян, и др. Среди разнообразных средств влияния на ведение сельского хозяйства Полтавская опытная станция непосредственно занималась и издательским делом, в частности выходил двухнедельный научно-популярный журнал «Полтавский крестьянин», выдавалась массовая крестьянская литература.

Журнал «Полтавский крестьянин» основан еще при Полтавском губернском земельном управлении, первый номер которого увидел свет 5 февраля в 1925 г. После ликвидации губернии этот журнал был передан в ведение отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции. На страницах журнала освещались вопросы земельной и сельскохозяйственной политики и решения конкретных заданий перестройки сельского хозяйства, практические пути решения проблем повышения урожайности сельскохозяйственных культур, пропагандировались новейшие достижения сельскохозяйственной науки. Журнал через отдел приспособления и популяризации объединил вокруг себя опытные станции Левобережной лесостепи Украины: Харьковскую краевую, Красноградскую, Драбовскую, Лохвицкую табачную и Лубенскую.

Выводы. Подводя итоги, следует подчеркнуть, что сотрудники отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции проводили исследовательскую деятельность по вопросам изучения экономики и организации местного крестьянского хозяйства, методики ведения агрономической работы и изучения условий внедрения результатов деятельности станции и эффективности проведенной работы в сельском хозяйстве района в целом. Значительное внимание уделялось исследованию типов организации сельского хозяйства, которых в 20-х гг. ХХ ст. насчитывалось 18, результаты которых пропагандировались на страницах «Трудов Полтавской сельскохозяйственной опытной станции».

Литература:

1.                  Дояренко А. Г. Роль опытного дела в системе государственного строительства: избранные сочинения / А. Г. Дояренко. — М., 1926. — Т. 1. — 346 с.

2.                  Недокучаев Н. К. Опытное дело в полеводстве. Теория и практика / Н. К. Недокучаев. — М.: Госиздат, 1929. — 388 с.

3.                  Пшеничный Н. И. Сельскохозяйственное опытное дело в России и на Украине от его зарождения до Великой Октябрьской социалистической революции: автореф. дис. д-ра с.-х. наук / Н. И. Пшеничный.- 1964. — 69 с.

4.                  Гриб М. И. Полтавская ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная опытная станция Н. И. Вавилова / М. И. Гриб, В. К. Чуйко. — К.: Лыбидь, 1991. ‑230 с.

5.                  Вергунов В. А. Розвиток сільського господарства Полтавщини в період скасування кріпацтва / В. А. Вергунов, Н. П. Коваленко, О. В. Сайко. — К., 1998. -146 с.

6.                  40-летний юбилей Полтавской сельскохозяйственной опытной станции — Полтава, 1925. –111 с.

7.                  П’ятирічний звіт відділу пристосування та економіки (1924–1929 рр. // Труди Полтавської сільськогосподарської дослідної станції. — Вип. 80. — Полтава, 1929. — С. 12.

8.                  Сільськогосподарська грамота: підручна книжка для сільськогосподарських гуртків і селян-слухачів сільськогосподарських курсів / НКО Управління Політосвіти, методкомісія сільськогосподарської пропаганди при Центральному методкомі УПО. — Х.: Держвидав України, 1928. — 510 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, Полтавская сельскохозяйственная опытная станция, отдел приспособления, опытная станция, популяризация, Полтавская опытная станция, станция, сельскохозяйственная наука, сельскохозяйственное производство, учреждение.


Похожие статьи

Вклад Русского географического общества в изучение этнографии и культуры казахского народа на примере Оренбургского отдела Русского географического общества во второй половине ХIХ века

Статья раскрывает историю возникновения и научную деятельность Оренбургского отдела Русского географического общества во второй половине ХIХ века. Основное внимание автор акцентирует на научной деятельности представителей казахской интеллигенции, наш...

Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг.

В статье прослеживается развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы преподавателей и студентов Ишимского учительского, а в последующем, педагогического института в начале второй половины XX века.

Из истории развития кубанского табаководства в пореформенный период (1861–1917 гг.)

В статье рассмотрены основные этапы появления и развития табаководческой отрасли на Кубани в пореформенный период до 1917 г. Показаны значимость и благоприятные условия региона в распространении данной сельскохозяйственной культуры.

Деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний в 1940–1960 гг.

В статье раскрывается деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Показаны проблемы пропаганды научно-технических знаний, эволюция ...

Социальная база формирования сельской интеллигенции Западной Сибири конца XIX — начала ХХ в.

В статье представлены результаты диссертационного исследования по выявлению социальной базы формирования сельской интеллигенции Западной Сибири. Автор приходит к выводу, что социальная база формирования сельской интеллигенции была очень неоднородной,...

Вклад профессора С. Ф. Веселовского в районирование Украины в 20-х годах ХХ века

В статье рассматривается проблема развития районирования в России и в Украине, исторической необходимости существования районирования в данных странах. Освещаются особенности организации районирования в Украине, которая по своему характеру и сути был...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

О шелководстве Ставрополья и Кубани во второй половине XIX — начале XX вв.

В представленной статье автором рассмотрен процесс развития такой особой сельскохозяйственной отрасли, как шелководство, на примере Ставропольской губернии и Кубанской области. Показана заинтересованность государства в шелководстве, как перспективно ...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Похожие статьи

Вклад Русского географического общества в изучение этнографии и культуры казахского народа на примере Оренбургского отдела Русского географического общества во второй половине ХIХ века

Статья раскрывает историю возникновения и научную деятельность Оренбургского отдела Русского географического общества во второй половине ХIХ века. Основное внимание автор акцентирует на научной деятельности представителей казахской интеллигенции, наш...

Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг.

В статье прослеживается развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы преподавателей и студентов Ишимского учительского, а в последующем, педагогического института в начале второй половины XX века.

Из истории развития кубанского табаководства в пореформенный период (1861–1917 гг.)

В статье рассмотрены основные этапы появления и развития табаководческой отрасли на Кубани в пореформенный период до 1917 г. Показаны значимость и благоприятные условия региона в распространении данной сельскохозяйственной культуры.

Деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний в 1940–1960 гг.

В статье раскрывается деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Показаны проблемы пропаганды научно-технических знаний, эволюция ...

Социальная база формирования сельской интеллигенции Западной Сибири конца XIX — начала ХХ в.

В статье представлены результаты диссертационного исследования по выявлению социальной базы формирования сельской интеллигенции Западной Сибири. Автор приходит к выводу, что социальная база формирования сельской интеллигенции была очень неоднородной,...

Вклад профессора С. Ф. Веселовского в районирование Украины в 20-х годах ХХ века

В статье рассматривается проблема развития районирования в России и в Украине, исторической необходимости существования районирования в данных странах. Освещаются особенности организации районирования в Украине, которая по своему характеру и сути был...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

О шелководстве Ставрополья и Кубани во второй половине XIX — начале XX вв.

В представленной статье автором рассмотрен процесс развития такой особой сельскохозяйственной отрасли, как шелководство, на примере Ставропольской губернии и Кубанской области. Показана заинтересованность государства в шелководстве, как перспективно ...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Задать вопрос