Ключевые слова: СССР, ТАССР, культурное строительство, грамотность населения, средняя школа, вуз, специальное учебное заведение.
Советское правительство постоянно заботилось о развитии социалистической культуры народов СССР. Крупная работа в области культурного строительства проводится и в Татарии. Бурный рост всех отраслей науки и культуры в целом был характерен и для нашей республики.
В 1913 году В. И. Ленин писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (4, с.127).
Таблица 1
Грамотность населения в возрасте 9–49 лет (в процентах) [2, с.172].
|
Оба пола |
Мужчины |
Женщины |
|||
1939 |
1959 |
1939 |
1959 |
1939 |
1959 |
|
Все население |
||||||
СССР |
87,4 |
98,5 |
93,5 |
99,3 |
81,6 |
97,8 |
ТАССР |
90,4 |
98,5 |
95,4 |
99,2 |
86,0 |
97,9 |
Городское население |
||||||
СССР |
93,8 |
98,7 |
97,1 |
99,5 |
90,7 |
98,1 |
ТАССР |
95,1 |
98,7 |
97,9 |
99,5 |
92,6 |
98,1 |
Сельское население |
||||||
СССР |
84,0 |
98,2 |
91,6 |
99,1 |
76,8 |
97,5 |
ТАССР |
88,9 |
98,3 |
94,6 |
99,0 |
83,9 |
97,7 |
В 1956 году в ТАССР насчитывалось 3555 школ, в том числе 1441 татарская (из этого количества школ начальных — 2 160, семилетних — 1 071 и средних — 309). Были созданы все условия для получения образования юношам и девушкам, занятым в производстве. В республике действуют десятки школ рабочей и сельской молодежи, заочная средняя школа [3, с.145].
Таблица 2
Данные о количестве школ и о количестве учащихся [2, с.172].
|
1914/15 уч. год |
1940/41 уч. год |
1958/59 уч. год |
1966/67 уч. год |
Число школ |
1835 |
3537 |
3681 |
3724 |
Число учащихся (тыс. человек) |
117,2 |
541,8 |
411,2 |
692,3 |
По сравнению с 1913 годом количество школ увеличилось более чем в два раза, в том числе татарских — в 27 раз. В настоящее время, в них вместе с татарскими классами в других школах занимается более двухсот тысяч учащихся. В десятках школ обучение осуществляется на чувашском, удмуртском, марийском и мордовском языках [2, с.173].
Казань превратилась в крупный центр высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Гордостью республики является один из старейших в стране Казанский ордена Трудового Красного Знамени университет имени. В. И. Ульянова-Ленина. В данном вузе трудились выдающиеся ученые, внесшие огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Университет имеет восемь факультетов (историко-филологический, механико-математический, физический, биолого-почвенный, химический, геологический, географический, юридический), 59 кафедр, семь проблемных лабораторий, четыре научно-исследовательских института. Если в 1913 году здесь обучалось 1170 студентов, то теперь — около 10000, в том числе более трех тысяч татар. В числе научно-преподавательского состава университета 60 докторов наук и профессоров, 320 кандидатов наук, свыше 350 аспирантов [2, с.174].
В 1955/56 учебном году в университете обучалось 3568 студентов — представителей более 30 национальностей. К научно-исследовательской и педагогической деятельности в стенах университета готовились в этом же году 90 аспирантов (в том числе 35 татар) [3, с.148].
Труды многих казанских ученых академиков А. Е. Арбузова и Б. А. Арбузова, докторов наук Г. X. Камая, Л. М. Миропольского, Е. И.Тихвинской, М. Т. Нужина, X. М. Муштари, Г. С. Салехова, И. Г. Валидова, Г. Г. Тумашева, М. И. Абдрахманова, М. Ф. Закиева, В. Н. Пудовика и других — хорошо известны в нашей стране и за рубежом [2, с.175].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1955 г. Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина был награжден орденом Трудового Красного Знамени [3, с.149].
Таблица 3
Рост числа студентов вузов и средних специальных учебных заведений (в тыс. человек) [2, с.175].
Годы |
В вузах |
В средних специальных учебных заведениях |
1914/15 |
3500 |
1700 |
1940/41 |
12100 |
12900 |
1958/59 |
32100 |
17400 |
1960/61 |
36400 |
19100 |
1965/66 |
56100 |
37200 |
1968/69 |
60700 |
44800 |
Подготовка специалистов различных профилей осуществляется также в техникумах и в других средних специальных учебных заведениях. Количество средних специальных учебных заведений увеличилось с 9 в 1914/15 учебном году до 48 в 1966/67 учебном году, а число учащихся возросло с 1,7 тысячи человек до 41,5 тысячи человек, в том числе 14,7 тысячи татар. Среди техникумов и других средних специальных учебных заведений 15 — индустриального профиля, 9 — медицинского, 6 — сельскохозяйственного, 10 — педагогического [2, с.174].
Таким образом, деятельность Советского правительства, как и деятельность республики, была направлена на дальнейшее решение актуальных проблем народного просвещения, ускорение научно-технического прогресса, быстрейшее внедрение результатов исследований в народное хозяйство, обеспечение высоких темпов роста производительности труда.
Литература:
1. Абрамов П. В. Татарская АССР / П. В. Абрамов. Казань, 1960. — С. 69, 210–215.
2. Абрамов П. В., Кладиев Н. Х., Шаги-Мухаметов Ф. Г. Наш край Татарстан / П. В. Абрамов, Н. Х. Кладиев, Ф. Г. Шаги-Мухаметов. Татарское книжное издательство, Казань, 1970. — С. 170–176.
3. Гимади Х. Г., Мухарямов М. К. Советская Татария — детище октября / Х. Г. Гимади, М. К. Мухарямов. Таткнигоиздат, 1957. — С. 145–153.
4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23. — С. 127.
5. Миннибаев Б. И. Социально-экономическое развитие районов в Татарской АССР в середине 1950-х — начале 1960 х гг. Северо-Восточное Закамье // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 4–2 (11). С. 6.
6. Миннибаев Б. И. Перспективы развития пищевой промышленности в Татарской АССР в начале 1950-х — во второй половине 1960-х гг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 2–1. — С. 87–89.
7. Миннибаев Б. И., Тухбатова Ч. И. Тенденции роста культурно-технического уровня рабочего класса в Татарской АССР в 1950-х — в начале 1960-х гг. // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 756–758.
8. Миннибаев Б. И. Социально-экономическое положение рабочего класса в Татарской АССР во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 1 (13). С. 264–266.
9. Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. Профессионально-техническое образование рабочего класса в конце 1950-х-в первой половине 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Вестник магистратуры. — 2014. — № 4–2 (31). — С. 4–6.
10. Миннибаев Б. И. Роль системы образования в пополнении рабочего класса в начале 1950-х — 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 3–1. — С. 96–97.
11. Миннибаев Б. И., Тухбатова Ч. И. Роль рабочего класса в развитии рационализаторства и изобретательства в 1950-х — начале 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 399–401.
12. Миннибаев Б. И., Миннибаев И. Н. Рост городского и сельского населения как фактор увеличения числа рабочего класса в 1950-х — 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 606–608.
13. Миннибаев Б. И., Тухбатова Ч. И. Истоки пополнения рабочего класса во второй половине 1940-х-первой половине 1950-х гг. на примере Татарской АССР // Вестник магистратуры. 2014. № 5–2 (32). С. 4–6.
14. Тухбатова Ч. И., Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в подъеме промышленности районов Восточного Предкамья Татарской АССР в 1950-х-1960-х гг. (сравнительный анализ некоторых районов на примере Республики Татарстан) // Вестник магистратуры. 2014. № 6–1 (33). С. 99–101.
15. Тухбатова Ч. И., Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в подъеме промышленности районов Западного Предкамья Татарской АССР в 1950-х — 1960-х гг. (сравнительный анализ некоторых районов на примере Республики Татарстан) // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 586–588.
16. Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в общественной жизни республики в 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3–1 (22). С. 98–99.
17. Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в деятельности партийных организации 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 4–1 (23). С. 110–111.