Николай Михайлович (1859–1918) — старший сын великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I, автор исторических работ об эпохе Александра I. В яснополянской библиотеке хранится несколько его книг. Характер общения Николая Михайловича и писателя можно определить словом «личное». Николай Михайлович познакомился с Толстым 26 октября 1901 г. в Гаспре (см.: [5]; а также: [1, с. 53 и сл.]). 30 ноября 1901 г. Толстой написал В. Г. Черткову: «Был у меня здесь несколько раз ваш бывший товарищ Николай Михайлович, сын Михаила Николаевича. Что ему нужно, не знаю… Он мало интересен. Слишком знакомый тип» [15, с. 251]. Всего на настоящий момент нам известно 19 писем и телеграмм Толстого Николаю Михайловичу и 18 посланий Николая Михайловича Толстому. История взаимоотношений Л. Н. Толстого и Великого Князя уже становилась предметом анализа [4], однако мы позволим себе развить её положения, концентрируясь преимущественно на эпистолярном материале и за биографической справкой отсылая к упомянутому исследованию.
В письме Николая Михайловича Толстому от 15 ноября 1901 г. затрагивается вопрос женитьбы великого князя на Е. М. Барятинской; женитьба эта повлекла бы за собой осложнения для него как члена царской фамилии. Николай Михайлович затрагивал этот вопрос и при личной встрече с Толстым 26 октября 1901 г. Вместе с письмом великий князь шлёт писателю свою книгу «Князья Долгорукие, сподвижники Александра I в первые годы его царствования», СПб., 1901). Этим же числом датирована записка великого князя писателю [3, с. 299] (переписка в цитируемом издании приводится частично).
В ответном письме от 24 ноября 1901 г. Толстой благодарит великого князя за книгу и говорит, что не решается давать ему советы по поводу его женитьбы [9, с. 165–166].
Судя по дневникам Николая Михайловича при последней встрече в Гаспре Толстой просил его выступить в качестве посредника между ним и царём [5, с. 234].
В письме от 5 января 1902 г. Толстой вновь затрагивает этот вопрос и просит Николая Михайловича передать царю письмо [9, с. 181–182]. Николай Михайлович в телеграмме от 13 января 1902 г. ответил согласием.
В письме от 16 января 1902 г. [9, с. 183–184] Толстой благодарит великого князя за услугу, пишет о своём здоровье, опять затрагивает вопрос женитьбы великого князя; к этому письму Толстой прилагает письмо для передачи Николаю II — это письмо от 16 января 1902 г. [9, с. 184–187]. Это письмо Николаю Михайловичу очень дружеское.
О передаче письма царю Николай Михайлович известил телеграммой от 28 января 1902 г.
В письме 5 апреля 1902 г. [9, с. 228–231] Толстой сердечно благодарит великого князя за помощь — передачу письма императору. Здесь же писатель поясняет свои идеи по поводу земельной собственности, чтобы Николай Михайлович мог лучше понять его. В конце письма говорится об убийстве Д. С. Сипягина, министра внутренних дел.
«… “дружба” Толстого с великим князем Николаем Михайловичем имела ещё более поразительное продолжение, — пишет священник Георгий Ореханов после изложения фактов о высочайших покровителях Черткова, прежде всего о Д. Ф. Трепове, многозначительно взяв слово «дружба» в кавычки. — Пересказывая известную историю письма Л. Н. Толстого императору Николаю II, М. С. Сухотин в своём дневнике сообщает» [2, с. 399], что «Николай Михайлович передал кн. Барятинской (Нелли), она написала Черткову, а он Л [ьву] Н [иколаевич]у то, что государь отнёсся “благосклонно” к его письму о обещал никому его не показывать. Последняя фраза характеризует этого робкого, не имеющего никакой инициативы, самоограничившего себя самодержца, не могущего ничего сделать помимо своих министров. Ему кажется, что обещание не показывать должно гарантировать и его самого, и Л [ьва] Н [иколаевич]а от разных неприятностей» [6, с. 168]. (Княгиня Нелли Барятинская (Е. М. Барятинская) — двоюродная сестра В. Г. Черткова. В 1899 г. Чертков в письме к С. М. Мартыновой обращается с просьбой узнать у великого князя Николая Михайловича, не согласиться ли последний время от времени быть передатчиком писем Черткова для княгини Барятинской, причём подчёркивает, что передаваться будут именно письма, а не брошюры или книги (см.: [7, с. 120]).
Николай Михайлович ответил Толстому в письме от 15 апреля 1902 г. [3, с. 303–305].
В ответном письме, датированном 25 апреля 1902 г. — 1 мая 1902 г. [9, с. 236–240], писатель высказывает своё несогласие с некоторыми положениями, высказанными в письме князя. Так, Толстой продолжает отстаивать свои идеи касательно земельной собственности и возражает против определения, которое ему дал Николай Михайлович — «большой идеалист». Видимо, писателя ранит непонимание. В письме Толстой упоминает экономиста Г.Джорджа, на которого уже неоднократно ссылался в своих письмах «наверх». Толстой в общих чертах излагает его идеи; он считает, что для внедрения в жизнь подобного проекта вовсе не нужен самодержец, подобный Петру I, как считает князь, а нужно только добросовестное исполнение царских обязанностей. На жалобы Николая Михайловича на зловредность чиновников, на всеобщую страсть к наживе, Толстой отвечает, что это всё закончится тогда, когда из правительства будут выведены люди беспринципные и на их место будут взяты люди великие. Писатель высказывается также против насильственных методов изменения существующей жизни.
Ответ Николая Михайловича датирован 11 мая 1902 г. [3, с. 308–309].
В письме от 20 августа 1902 г. [9, с. 281–282] Толстой благодарит великого князя за участие; сообщает, что он написал книгу об уничтожении земельной собственности «К рабочему народу», которая будет опубликована в Англии; говорит о своей работе над одним эпизодом 1851–1852 гг. (речь идёт о повести «Хаджи Мурат») и просит указать, где можно найти переписку Николая I и Чернышова с Воронцовым и надписи Николая I на докладах и донесениях с Кавказа (все указанные документы, естественно, касаются именно этих двух лет).
В письме от 5 сентября 1902 г. Николай Михайлович сообщал [3, с. 310–312], что «лучший знаток кавказской старины и архивов» Е.Вейденбаум согласен доставить все нужные Толстому материалы. Но просит указать, по каким именно докладам интересуют Толстого резолюции Николая I. Кроме того, великий князь рассуждает о деятельности Строганова в 1801–1805 гг., о котором собирается написать книгу. (Книга вышла в 1903 г. Толстой отзывается о ней в письме от 26 января 1906 г.). В этом же письме Романов просит послать ему новое издание Черткова («К рабочему народу»), когда оно выйдет в Англии, и добавляет: «… я прочту этот труд с самым живым интересом. Самое лучшее попросить Диму Черткова, чтобы он мне адресовал эту книгу прямо в Боржом, так как я получаю всё без цензуры» [3, с. 311]. Г.Ореханов комментирует этот отрывок так: «Поистине поразительное обстоятельство: русский великий князь, представитель царствующего дома Романовых, хочет получить без цензурных проволочек книгу одного из самых последовательных врагов своей семьи и русского государства только на основании их старой дружбы — и не видит в этом ничего страшного. А ведь антиправительственная и антицерковная работа В. Г. Черткова в последние годы жизни Л. Н. Толстого вполне приобрела черты своеобразной организации…» [2, с. 398].
В письме от 12 сентября 1902 г. [9, с. 292] Толстой называет все необходимые ему документы, касающиеся Кавказа; сообщает, что Чертков должен выслать великому князю «О религии» и «К рабочему народу»; пишет о своей готовности прочесть будущую книгу Николая Михайловича о Строганове.
Вместе со своим письмом, датированным 3 октября 1902 г. [3, с. 312–313]. Николай Михайлович прислал Толстому копию письма Е. Г. Вейденбаума к Николаю Михайловичу, в котором говорится о решении Вейденбаума выслать Толстому X том «Актов кавказской археографической комиссии».
11 ноября 1902 г. Толстой ответил Николаю Михайловичу [10, с. 53]. Он благодарит великого князя за помощь, говорит о том, что X актов не получал, о посещении его П.Веритиным и о своём здоровье.
Письмо Толстого великому князю от 6 февраля 1903 г. [10, с. 34–35] — заступничество за И. П. Накашидзе, сосланного с Кавказа за помощь духоборам. Жена же его по состоянию здоровья не переносит северного климата, и поэтому она должна либо жить отдельно от мужа, либо пожертвовать своим здоровьем. В начале 1903 г. Накашидзе без предварительного разрешения вернулся в Тифлис. Толстой просит Николая Михайловича помочь Накашидзе, чтобы его оставили в покое. После этого письма великий князь написал ему рекомендательное письмо, благодаря которому он был оставлен на свободе. В рукописном отделе Государственного музея Грузии хранится письмо Николая Михайловича к И. Н. Свечкину с просьбой оказать содействие Накашидзе. В этом же письме Толстой сетует на своё здоровье, говорит о приближающейся смерти.
Ответное письмо Николая Михайловича датируется 18 марта 1903 г. [3, с. 314–315]. Вместе с письмом великий князь прислал своё издание «Граф Павел Александрович Строганов (1774–1817). Историческое исследование эпохи императора Александра I» (В 2 т. СПб., 1903). В письме он попросил обратить особое внимание на второй том.
Письмо Толстого Николаю Михайловичу от 1 апреля 1903 г. [10, с. 93–94] очень личное. В нём писатель вновь говорит о смерти, благодари великого князя за присланную книгу.
Письмо Толстого Николаю Михайловичу от 24 октября 1903 г. [10, с. 214–215] содержит в себе благодарность за книги, сочувствие по случаю болезни великого отца великого князя и — главное — ходатайство за трёх духоборов, которые не могут выехать в Канаду к своим семьям. Их дети живут в Канаде; сами они отбыли ссылку в Якутской области и теперь хотят присоединиться к своим семьям. Писатель с иронией замечает, что вредных и ненужных людей не выпускают за границу. Толстой просит помочь этим людям, если это возможно, получить заграничные паспорта. Николай Михайлович добился разрешения на выезд духоборов, о чём и сообщил писателю телеграммой от 15 декабря 1903 г.
В письме от 31 октября 1903 г. Николай Михайлович писал о своём намерении оставить службу на Кавказе, так как не хочет подчиняться «произволам голицынского режима» (Г. С. Голицын был главнокомандующим гражданской частью на Кавказе); просил Толстого, если у него нет времени прочитать всю его работу о Строганове, просмотреть предисловие к последним двум томам. В письме речь также идёт о личной жизни великого князя — о его отношениях с Е. М. Барятинской.
3 ноября 1903 г. Николай Михайлович пишет письмо Толстому [3, с. 316–317].
В письме от 15 ноября 1903 г. [10, с. 232–233] Толстой отзывается о предисловиях к второму и третьему тому книги великого князя; благодарит за «отзывчивость на … просьбы» помочь духоборам и за письмо; сообщает, что забыл указать губернию этих людей и старался поправить это телеграммой (текст телеграммы не известен); выражает сожаление, что Николай Михайлович не женат.
Николай Михайлович послал Толстому две коротенькие записки, датированные 9 декабря 1903 г. и декабрём 1903 г. [3, с. 318].
Телеграммой от 15 декабря 1903 г. он сообщает писателю, что добился разрешения на выезд духоборов через министра внутренних дел.
Следующее письмо великого князя писателю датируется 16 мая 1904 г. [3, с. 318–319].
В ответном письме от 1 июня 1904 г. [11, с. 116–117] вновь благодарит великого князя за помощь духоборам; пишет о русско-японской войне и предупреждает, что если Николай Михайлович посетит его (это намерение тот высказывал в предпоследнем письме Толстому), то это может повлечь за собой неприятности для князя — ведь Толстой на плохом счету у властей. Завершается письмо заверениями в лучших чувствах. В письме от 28 августа 1905 г. [3, с. 320–321] Николай Михайлович писал из Боржома об усиливавшейся на Кавказе, особенно в Горийском уезде, «где бьют помещиков как зайцев, чуть ли не каждую неделю», борьбе крестьян за землю и соглашение с идеями, высказанными Толстым в статье «Великий грех».
В ответном письме от 8 сентября 1905 г. [12, с. 31–32] Толстой предлагает Николаю Михайловичу порвать отношения, что один из них — родственник государя, а другой — человек, осуждающий существующую власть, и поэтому в их отношениях есть «что-то ненатуральное». Писатель благодарит великого князя за доброе отношение к нему.
Николай Михайлович в письме от 1 октября 1905 г. [3, с. 321] выражает согласие подчиниться решению Толстого прекратить переписку.
Писатель ответил письмом от 6 октября 1905 г. [12, с. 40–41], очень сердечным дружеским, в котором он благодарил Николая Михайловича за понимание и подчёркивал, насколько важно для него оставаться с людьми «в добрых, любящих отношениях … хотя бы и при прекращённом общении».
29 января 1906 г. Толстой снова пишет великому князю [12, с. 90–91]. Речь в письме идёт о книгах Николая Михайловича, присланных им писателю: «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (В 6 т. СПб., 1905–1909), «Князья Долгорукие, сподвижники императора Александра I в первые годы его царствования» (СПб., 1901; с дарственной надписью), «Граф Павел Александрович Строганов (1774–1807). Исторические исследования эпохи императора Александра I». (В 3 т. СПб., 1903). Все эти книги сохранились в яснополянской библиотеке. Толстой благодарит Николая Михайловича за присылку книг, очень хвалит их. Эти книги интересны Толстому не только сам по себе, но и в связи с работой над «Посмертными записками старца Фёдора Кузьмича», для чего писатель занимается изучением эпохи Павла I, Екатерины II и Александра I. Толстой желает великому князю дальнейших успешных исследований и того, чтобы всё тяжёлое в жизни было полезно для его внутренней жизни.
Николай Михайлович пишет 8 июля 1906 г. Толстому письмо, и писатель отвечает на него 11 июля 1906 г. [12, с. 175–176]. Толстой пишет о своей встрече с В. А. Даниловым (1851–1916), революционером, который обратился к Николаю Михайловичу с советами относительно политической жизни. Толстой пишет о своих впечатлениях от встречи с Даниловым и от его письма великому князю, которое тот прислал писателю для ознакомления. В письме Толстого содержатся также рассуждения о современности, пожелания хорошо исполнять своё жизненное предназначение. Вместе с письмом писатель посылает великому князю «Круг чтения». Николай Михайлович прислал Толстому письмо, свои книги — «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Кузьмича» (СПб., 1907) и два тома (второй и третий) «русских портретов XVIII и XIX столетий». (СПб., 1906 и 1907).
В ответном письме от 2 сентября 1907 г. Толстой благодарит великого князя за книги и письмо. Это очень личное послание [13, с. 185].
Письмо Толстого от 2 февраля 1908 г. — ответ на письмо Николая Михайловича от 2 февраля 1908 г. [14, с. 72–73]. Толстой извиняется за своё письмо от 8 сентября 1905 г., в котором пишет, что в их отношениях есть «что-то неестественное» и лучше их прекратить. После этого письма Николай Михайлович долго не решался писать Толстому. После беседы с П. А. Сергеенко, сообщившим ему о желании Толстого получить сведения о распорядке дня русских императоров, великий князь написал писателю письмо, в котором спрашивал, не заинтересуют ли его выписки из писем Николая I, относящиеся ко времени процесса и казни декабристов. Толстой искренне раскаивается в своём резком письме, вызванным негативным отношением к царствующей семье — по его мнению, общение с Николаем Михайловичем противоречит этому. Но Толстой очень рад восстановлению добрых отношений.
«Таким образом, на основании анализа контактов Л. Н. Толстого с великим князем Н. М. Романовым складывается впечатление, что при дворе существовала чуть ли не “протолстовская” и “прочертковская” партия, взгляды которой являлись выражением установки покойного императора Александра III на позднее творчество и на деятельность Л. Н. Толстого: не делать из него мученика. Здесь, по всей видимости, важное значение имели и связи матери Черткова, Е. И. Чертковой, в частности её близкие контакты с вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной и личные симпатии некоторых членов царствующей фамилии к творчеству “великого писателя земли русской”. И в этом, как можно предполагать, установки сторонников В. Г. Черткова и Л. Н. Толстого среди членов царствующего дома существенно расходились с церковной позицией и с теми близкими императору лицами, которые понимали смысл и значение для будущего России и Церкви разрушительной работы Л. Н. Толстого и В. Г. Черткова. Только этим обстоятельством можно объяснит нежелание императора Николая показывать кому-либо письмо Л. Н. Толстого и тем самым, как это ни парадоксально звучит, гарантировать его от неприятностей» [2, с. 400]. Разумеется, можно по-разному трактовать роль Черткова в жизни Толстого и во взаимоотношениях писателя и власти (Отметим, что А.Фодор высказывает другую, отличную от Орехановской, от гипотезу: правительство, используя Черткова, пыталось «нейтрализовать» Толстого; кроме того, распространение идей Толстого могло считаться некоторым препятствием революционной пропаганде [16, с. 45, 76, 87–89].). Однако анализ контактов Толстого в властями, в частности — его переписки, с великим князем Николаем Михайловичем, позволяет приблизиться к пониманию не только вопроса о взаимоотношениях литературы и власти, но и — шире — вопроса о взаимоотношениях культуры, власти и общества.
Литература:
1. Бирюков П. И. Биография Л. Н. Толстого. IV. М.-Пг., 1923.
2. Ореханов Г., священник. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: Конфликт глазами современников. М.: Издательство ПСТГУ, 2010.
3. Переписка Толстого с Н. М. Романовым. Предисловие Д.Заславского. Публикация С.Шамбинаго // Литературное наследство. Т. 37–38. Л..Н.Толстой. II. М., 1939.
4. Пчелов Е. В. Николай Михайлович // Лев Толстой и его современники. Энциклопедия. Под общ. ред. д.ф.н. Н. И. Бурнашёвой. М.: Парад, 2008. С. 265–267.
5. Романов Н. М. Мои свидания осенью 1901 г. в Крыму с графом Л. Н. Толстым, 26, 31 октября и 3 ноября // Красный архив, 1927, № 2 (21).
6. Сухотин М. С. Лев Толстой // Литературное наследство. Том 69. Книга 2. М., 1961.
7. Тарханская находка (письма из прошлого) / Публ. О. С. Пугачёва // Яснополянский сборник. 1998. Тула, 1999.
8. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928–1964. Том 88.
9. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928–1964. Том 73.
10. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928–1964. Том 74.
11. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928–1964. Том 75.
12. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928–1964. Том 76.
13. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928–1964. Том 77.
14. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928–1964. Том 78.
15. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1928–1964. Том 88.
16. Fodor A. A quest for a non-violent Russia: The partnership of Leo Tolstoy and Vladimir Chertkov. Laham, MD: University Press of America, 1989.