Приёмы формирования креативного мышления у обучающихся компетенции «графический дизайн» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 апреля, печатный экземпляр отправим 9 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 10.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ярица, Ю. С. Приёмы формирования креативного мышления у обучающихся компетенции «графический дизайн» / Ю. С. Ярица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 205-209. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123251/ (дата обращения: 28.03.2025).



В данной статье рассматриваются приемы формирования креативного мышления обучающихся по компетенции «графический дизайн». Представлены основные этапы и методы обучения, а также практические примеры использования творческих методов и приемов. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей и навыков, необходимых для успешной работы в области графического дизайна.

Ключевые слова: креативность, творческое мышление, нестандартный подход, развитие креативности.

Вступление

Графический дизайн является одной из наиболее актуальных и востребованных компетенций в современном мире. Креативное мышление играет ключевую роль в процессе создания уникальных и инновационных решений в графическом дизайне. Формирование креативного мышления может быть сложным и требует специальных приёмов и методов.

Цель данной статьи — поделиться опытом и предложить новые подходы при обучении компетенции «Графический дизайн», а также рассмотреть практические приёмы формирования креативного мышления в ходе учебного процесса.

Креативность — это способность создавать новые идеи и решения, которые отличаются от традиционных подходов. Одним из ключевых аспектов является способность видеть нестандартные решения повседневных задач. Дизайнеры должны уметь анализировать потребности и желания заказчиков, а также учитывать особенности продукта или услуги. Что позволяет создавать инновационные решения, которые не только удовлетворяют потребности заказчиков, но и отражают их индивидуальность.

Для того, чтобы стать успешным в своей профессии, следует развивать свою креативность и учиться видеть мир под другим углом.

Кроме того, креативные дизайнеры работают с различными материалами и технологиями, могут экспериментировать с формой̆, цветом, текстурой и другими элементами, чтобы создать уникальный дизайн. Такой подход позволяет создавать продукты, которые выглядят привлекательно, и достаточно функциональны.

Важным аспектом креативности является умение работать в команде, часто сотрудничество с другими специалистами, такими как маркетологи, инженеры и другие, позволяет создавать комплексные решения, которые учитывают все аспекты проекта.

Основная часть

Тенденции и тренды современного мира часто требуют от человека, в той или иной области, проявить свою креативность. Ю. С. Салов и Ю. С. Тюнников в своих исследованиях о понятии «креативность» утверждают, что «кроме научного интереса к изучению креативности, данное качество привлекает внимание как важный фактор гуманистического развития человечества в целом и более того — его тотальном выживании» [8, с.224].

Согласно мнению Торренса, одного из исследователей креативного мышления, «креативность» — это «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знании, дисгармонии и т. д». [2, с. 186].

Немецкий философ, социальный психолог, Э. Фромм охарактеризовал термин «креативность», как «способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [8, с. 225].

Креативное мышление — это способность находить нестандартные решения проблем, генерировать новые идеи и творчески подходить к выполнению задач. В мире дизайна, креативность становится ключевым фактором успеха. Дизайнеры, которые обладают высокой степенью креативности, могут создавать уникальные и оригинальные проекты, которые привлекают внимание и вызывают положительный отклик. Осуществляя учебную деятельность студентов компетенции «Графический дизайн», эмпирическим путем удалось выявить различные приемы формирования креативного мышления, зависящие от конкретных условий и задач.

Одним из самых простых и распространённых приёмов является «карта ассоциации». Упражнение применимо к дисциплине «Фирменный стиль и корпоративный дизайн», в качестве практического задания к теме: «Разработка логотипов». Ученик выбирает одно ключевое слово и затем записывает, как можно больше своих ассоциаций к нему. Список можно продолжить, записывая ассоциации к уже зафиксированным, отображая связи стрелками или линиями. Главная задача студентов отключить критическое мышление, генерировать больше слов, основываясь на их взаимодействии, но не ориентируясь на исходное значение. Например, карта ассоциаций к слову бигуди, ключевыми словами могут быть: преображение, кудри, мода, креатив, женственность, связующим к этим словам: эталон, наряд, обновление и т. д. По итогу получается сетка (рис. 1), которую, по желанию, можно дополнить зарисовками и выделить цветом или формой наиболее удачные ассоциации.

Пример карты ассоциаций

Рис. 1. Пример карты ассоциаций

После проведенного мозгового штурма у обучающихся возникает множество новых идей создания логотипа. Приём помогает не ориентироваться на стандартные шаблоны, а генерировать качественные идеи.

За основу второго приёма — «Дорисовка», взята методика советского и российского ученного в сфере педагогики О. М. Дьяченко. Дьяченко использует комплект карточек из десяти штук (рис. 2), где на каждой изображена фигура неопределенной формы, которую нужно дорисовать до вида картинки или сюжета.

Комплект карточек

Рис. 2. Комплект карточек

Для развития креативности у студентов используется вариация метода Дьяченко, применимая к предмету: «Основы дизайна и композиции». На большом листе формата А3, первый обучающийся рисует любой предмет. Затем каждый поочередно дорисовывает детали, создавая групповую иллюстрацию. В процессе работы добавляются штрихи, возникают новые элементы, акценты. В процессе работы, обучающиеся взаимодействуют в группе, каждый вносит свой вклад, фонтанируют свежими идеями, развивают новое видение. Как показывает практика, когда большая часть листа зарисована, мыслительный процесс становится сложнее, увеличивается реакция, высвобождаются необычные идеи и образы. Таким образом, в результате деятельности, развивается не только воображение, но и возникает объемная, глубинная работа с неожиданными образами.

Авторский приём «Синий апельсин» используется для практических работ дисциплины: «Основы цветоведения и цветокоррекции». Задача студента нарисовать декоративный натюрморт, обязательно используя овощи или фрукты. Затем требуется разделить всю поверхность, в том числе фон и предметы, на плоскости и раскрасить картину при помощи только двух комплементарных цветов (рис. 3).

Комплементарные цвета

Рис. 3. Комплементарные цвета

В первую очередь обычно начинают окрашивать фрукты, например лимон, соответственно используют для корки или мякоти жёлтый цвет, противоположным к которому является фиолетовый. Возникает проблематика несоответствия предмета и его цветовой гаммы (не бывает желтых лимонов с фиолетовой мякотью), обучающийся обращается к преподавателю или еще раз читает задание, уточняя, что натюрморт неклассический, а декоративный, и ограничений по цвету быть не может.

Задание применимо в том числе для компьютерных дисциплин: «Мультимедиа технологии», «Основы компьютерного программирования», где при помощи графических редакторов требуется заменить цвет (рис. 4).

Приём «Синий апельсин»

Рис. 4. Приём «Синий апельсин»

Таким образом, выполняя задание, студент расширяет творческие рамки, гармонично и эффективно развивает мыслительную деятельность и находит баланс между рациональным и абстрактным видением мира.

Четвертый авторский приём по формированию креативности является художественным. Требуемый результат — «оживить» неживой предмет, по средствам передачи ему чувств и эмоций. Например, задание нарисовать заварочный чайник в пятнадцати различных состояниях или эмоциях, т. е. грустный чайник, радостный чайник, озлобленный чайник, весёлый, впечатлительный, восторженный и т. д. Задача очень сложная и требует различных подходов. Во-первых, стандартное перечисление чувств и эмоций обычно заканчивается на седьмом. Чтобы назвать остальные восемь, обучающийся включает своё творческое мышление и начинает воспринимать сигналы органов чувств: слух, зрение, запах, приходя в состояние спокойствия и погружения. Во-вторых, мозг становится расфокусирован, так как некоторые эмоции, на подобии скорби или волнения, трепета сложно передать, и начинает формироваться образное мышление, подключается воображение и происходит выход за рамки конкретики.

Заключение

Формирование креативного мышления — это важная часть обучения графических дизайнеров, оно способствует творческому росту, генераций новых идей и поиску нестандартных решений. Помогает адаптироваться к изменяющимся условиям, находить новые возможности и достигать успеха в различных сферах деятельности. В ходе работы были приведены основные приёмы, апробированные в процессе обучения.

«Карта ассоциаций» является эффективным инструментом для развития креативного мышления, а также для анализа и визуализации сложных взаимосвязей. Она помогает интерпретировать новые концепции и связи между ними, находить более интересные, нестандартные варианты. Приём может быть использован в различных сферах деятельности для углубленного понимания и решения задач.

В целом «дорисовка» является полезным приёмом развития воображения, делает мыслительный процесс более гибким, пластичным, вариативным, позволяет посмотреть на вещи «под другим углом». В ходе применения этого метода часто возникают уникальные и оригинальные эскизы, которые ложатся в основу произведения искусства.

Приём «синий апельсин», позволяет увидеть связи между различными областями и находить новые идеи. Улучшается способность абстрактно мыслить, когда за основу берутся ранее полученные знания, а остальное додумывается и реализуется с помощью фантазии. Приём позволяет мыслить более широко, выходить за рамки привычных шаблонов и находить нестандартные решения обыденных задач.

Развитие креативного мышления и абстрактная мыслительная деятельность играет огромную роль не только в профессии дизайнера, но и в жизнедеятельности человека в целом.

Литература:

  1. Захарова, О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О. Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15–17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 17.10.2024).
  2. Столетов, А. И. Сущность креативности и ее типы / А. И. Столетов. — Текст: непосредственный // Международный журнал исследований культуры. — 2015. — № 17. — С. 3–5.
  3. Остин, К. Кради как художник / К. Остин. — 10-е изд. — Москва: Миф, 2013. — 176 c. — Текст: непосредственный.
  4. Чернышев, Д. Как люди думают / Д. Чернышев. — 1-е изд. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 304 c. — Текст: непосредственный.
  5. Бойд, Д. Творчество в рамках / Д. Бойд, Д. Голденберг. — 1-е изд. — Минск: попурри, 2014. — 336 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): креативное мышление, графический дизайн, решение, способность, карт ассоциаций, комплект карточек, мыслительный процесс, различная сфера деятельности, современный мир, творческое мышление.


Ключевые слова

креативность, творческое мышление, развитие креативности, нестандартный подход

Похожие статьи

Задать вопрос