В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.
Ключевые слова: композиция, дизайн, образование, высшая школа, авторская методика обучения, абстрактное искусство, Русский Авангард.
Действующая ныне система образования диктует свои требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в высших учебных заведениях. Во многом, ключевую роль в формировании будущего специалиста играют не только полученные им профессиональные знания, умения и навыки, но и, так называемый, компетентностный подход, основанный на принципах стимуляции развития личности. Т. е., теперь «во главу угла», ставятся такие принципы, как: формирование у обучаемых самостоятельности в решении проблемных ситуаций и профессиональных задач, самоосознания, саморегуляции и саморефлексии, гибкости и вариативности мышления, способность быстрого ориентирования в информационных потоках и темповой адаптации к потребностям рынка, стимулирование познавательного интереса, профессиональной мотивации, инициативности, умений выстраивать алгоритм движения и путей решения задач в сфере своей квалификации и т. п.
Безусловно, что в каждой образовательной профессиональной среде определяются свои требования к качеству и содержанию образовательного процесса, компетенциям и компетентности, которыми должен обладать будущий специалист. Так, например, в сфере дизайна, в силу его творческого характера, будущий квалифицированный специалист должен быть не только конкурентоспособным на рынке труда, свободно владеющим своей профессией, но и быть мобильным в смежных областях деятельности, самостоятельно стремиться к повышению своего профессионального мастерства и личностному творческому росту, быть готовым осознанно и грамотно действовать в различных ситуациях и уметь корректировать, с помощью оптимизации путей решения и вариативности выбора средств, проектные задачи, формировать свой индивидуальный стиль, познавательную активность, владеть аналитическим, прогностическим и образным мышлением, активизировать свое самосознание и самосовершенствование, и пр.
В соответствии с этим, определяется проблема современной высшей школы в поиске принципиально новых подходов, методов и приемов к преподаванию некоторых творческих и проектных дисциплин на факультете дизайна, особенно в условиях принятия ФГОС по направлению подготовки «Дизайн», с целью формирования компетентного в своей профессиональной деятельности выпускника-специалиста.
По мнению многих авторов, рассматривавших проблему компетентностного подхода, считается, что модернизация современного образования нуждается не только в компетентных специалистах, выходящих из высшей школы, но и преподавателях, обладающих основными компетенциями, что позволит им эффективно вести и значительно совершенствовать педагогическую деятельность. Одновременно с этим ставится вопрос и изменения методической базы содержания и осуществления учебного процесса.
В данной статье представлены базовые концептуальные аспекты из методики разработанного курса по преподаванию современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторском творческом опыте и инновационном подходе. Ибо творчество в нашей профессии — это «сложный акт человеческой воли, в котором тратится гораздо более теплой человеческой энергии, чем в каком-либо другом действии» [4].
Мы постоянно говорим о традициях Русского Авангарда, как о наследии, возможно «великом наследии», но «концептуально» он совершенно отсутствует в нашем учебном поле. Возвращение к практической основе изучения глубоких, структурообразующих идей и концепций в Русском Авангарде, становится базой для формирования профессионального мышления будущих дизайнеров, закладывая основы интуитивного и эвристического подхода в их проектной деятельности, создавая фундаментальную основу для их творчества в динамичной конкурентной среде, которая предлагается социумом и рынком.
Программа курса возрождает значение формального искусства в том виде, как его понимали творцы Русского Авангарда и основатели школы «Баухауз». Обращаясь к лучшим открытиям, сделанным в искусстве двадцатого века, она проводит студента через идеи и методологию формального искусства и развивает устойчивую потребность в новаторском модернистском мышлении в профессии дизайнера [1].
Итак, в основе предложенной методики лежит опыт осмысления и применения теоретического и философского наследия Русского Авангарда в дизайнерской проектной деятельности. Базовые положения теории Супрематизма К. Малевича и взятые за основу для иллюстрации («иллюминации») теоретические выкладки Создателей Русского Авангарда, смотрятся сегодня куда более современно и актуально, нежели их искусство, ставшее уже классическим наследием и золотым фондом культуры.
Творчество в дизайне основано на принципе абсолютной, безусловной свободы, соединяющейся с четко понятой и принятой функциональной необходимостью, связанной не только со сферой деятельности и собственно сферой применения объекта, но и со всей сферой сегодняшней коммуникации, где переплетаются все информационные линии, сообщающие об объекте пользователю в сети.
Это требует от дизайнера не только максимальной эрудиции и профессиональной информированности, по определению, но и высокой степени интуитивности в мышлении, и использовании интуитивных и эвристических методик в рабочем процессе, как факторе, позволяющем находиться «в центре циклона», или, как говорится, «на гребне волны», чтобы иметь возможность не только изучать, но и создавать тенденции, видя сверху и изнутри информационное поле в мирах сети.
Развитие человека, способного свободно и творчески мыслить, опираясь как на интуитивную, так и на строго логическую базу мышления, необходимо увязывать с самой сегодняшней ситуацией «дискретного мышления» у современных студентов. Дискретное мышление дает огромные возможности творческой личности в пространстве собираемой информации. Эта форма поддерживает в сознании человека способность к почти безграничной обработке и систематизации ментальных файлов.
На этом принципе построен метод изучения базовых констант, закладываемых в учебный процесс при изучении практического наследия идей и концепций Русского Авангарда (в частности). Теоретические и психологические основы понимания фундаментальных основ русского (советского) дизайна форматируются и выстраиваются в известный алгоритм, приводящий обучающегося к заданной цели.
Это стандартный набор последовательных шагов педагогического процесса, когда известен заданный результат, к которому подводит серия практических заданий. В данном случае, такие практические задания являются творческим и художественным «высвечиванием» (иллюминирование) основных теоретических констант Русского Авангарда (важных для нас сегодня), включающих работу внутренней интуиции у автора.
Обучающийся самостоятельно, интуитивно анализирует высказывания классиков авангарда, и создает в известном смысле «иллюстрации», не столько к фрагментированным текстам, сколько к идеям, в них заложенным (классическая «иллюминация» текста).
Процесс обучения современной композиции в целом состоит в понимании задач, возникающих в результате взаимодействия «видящего» и «видимого», их взаимовлияния и, в итоге, формирования поля восприятия, где находятся «базовые игроки» всего спектра феноменального мира, «пустота-и-форма», которые становятся предметом исследования базового курса.
Так, одна из системных задач курса современной композиции представляет необходимость формирования у студентов четко структурированного абстрактного мышления, фундаментального и определяющего в графическом дизайне. Основой его может стать интуитивное постижение, как выстроенный процесс, как супрематический анализ в формообразовании, как понимал его Казимир Малевич, сформулировавший основные принципы проявления утилитарных задач и форм в Супреме.
Здесь базовыми графическими образами и константами становятся «квадрат», как «формат» и «персонаж», «круг-сфера», как форма движения квадрата, и «треугольник», как основа «кристалла», лежащего в основании процессов движения в процессе создании объектов утилитарного мира.
«Квадрат», «сфера» и «треугольник» становятся базовой формой для «иллюминации», где тексты безусловных классиков авангарда («квадрат» — К. Малевич; «сфера» — В. Кандинский) становятся центром интуитивного постижения — интерпретации обучающимися; «треугольник», как завершающий данный блок, связан с текстами трансперсональной психологии, в ее популяризированной форме.
Тексты для интуитивного анализа курса взяты из сочинений К. Малевича, как создателя Супрематизма, близкого к лучшим идеям русского космизма, и обеспечивающего формирование видения «целого», в данном случае «целого во фрагментах».
Идеи супрематизма, как фундаментальная литературная основа курса современной композиции, становятся предметом вдумчивого исследования и иллюстрирования по выбранным в контексте высказывания смыслам и категориям.
Философия и концептуалистская целостность взглядов таких столпов Авангарда, как Казимир Малевич и Василий Кандинский, используются студентами в практическом изучении и творческом применении, на фоне изменчивых тенденций и сиюминутных течений в теоретической сфере дизайна.
Хочется подчеркнуть, что именно весь XX век прошел под влиянием звезды Русского Авангарда. И не только в его художественном, но и теоретическом влиянии. И мы, как его наследники, можем и вправе опираться на идейные истоки теоретического наследия авангарда, не потерявшие своего значения сегодня. Наши предшественники, совершившие настоящую Революцию в мышлении, искусстве и дизайне, заложили не только основы структурного мировоззрения XX столетия, но и заглянули дальше, глубже, в далекую эпоху человеческого интернационала и единства [3].
В методике преподавания курса современной композиции активно используются именно концептуальные базовые константы, составившие основу супрематической теории, для того чтобы задать принципиальный вектор построения смыслов для обучающихся, в процессе творческой художественной интерпретации на практических занятиях и мастер-классах формальной графики.
Определенный последовательный метод предлагается для структурирования формалистической стороны осуществляемых творческих шагов. Это процесс художественного эскизирования с системно заданными графическими и образными константами, например:
– квадратный формат;
– квадрат в статике, как персонаж (и как прямоугольник — в динамике);
– черно-белая графика, без тональных градиентов, как квинтэссенция графической формы в пределах формалистического минимализма;
– анализ ситуации взаимодействия понятий «пустота» и «форма», как предельной дихотомии (для физического мира вещей) в Супреме.
Получая рамки или границы использования творческой формы выражения (что здесь дается, как принцип А. Родченко, при «бесконечном» дроблении и повторении одной и той же формы — ради предельной вариативности итоговых комбинаций) обучающийся получает полную свободу в интерпретации высказывания и поливариативность в комбинациях абстрактных форм («квадрат в квадрате», «круг в круге», «треугольник в треугольнике»), как заданный метод движения в процессе познания смыслов и самораскрытия.
Постижение в двухмерной модели основного психо-физического тезиса взаимодействия: «форма — есть пустота, пустота — есть форма», приводит к практическому пониманию, что все системы взаимодействий, фактически дихотомичные (форма — объект, а пустота — свободное пространство, к чему сводятся все видимые и мыслимые взаимодействия объектов мира), таковыми не являются, т. е. «пустота» превращается в «форму» для другого объекта, и наоборот, что выводит мышление индивидуума из бытового творческого «тупика», нивелируя «традиционное восприятие», и замещая его «верным», т. е. диалектическим, сводящим все противопоставления к сфере относительного в Супреме, подключая творческое мышление к Мировой интуиции, по определению Казимира Малевича [2].
На практическом же уровне решения задачи мы получаем беспредельно поливариативный комплекс графических изображений, дающий визуальную интерпретацию содержательных идей Русского Авангарда.
Итоговой работой становится уже самостоятельный анализ так называемой «трехмерной формы», где дихотомия «пустоты и формы» и ее иллюзорность становится сверхочевидной для обучающегося, представляя «форму» и «объем», как бесконечно-вариативные взаимодействия «пустоты» в «пространстве», фактически уводя процесс в возможно беспредельную интерпретацию «теории формообразования», где «все» содержит «все», где «формы» и «объекты» — лишь серии «остановок» линейных движений, которые сами по себе сводятся только к видам фиксации положения «точки» на плоскости, где они обе, в действительности, лишены физических параметров, т. е. «великое» и «малое» совпадают и превращаются в вид визуализации личностью ее собственных представлений, излучаемых на плоскость, через призму определенного, или «заданного» видения.
Такая шлифовка мышления дает безусловный и творческий толчок к безграничному поливариативному процессу интуитивного свободного формообразования.
Авторский курс дисциплины «Композиция» предполагает не только изучение традиций и теории Русского Авангарда, но и направлен на визуальное и концептуальное взаимодействие с новыми и новейшими течениями в области современного искусства и дизайна.
Мышление в сфере современного искусства — это привычка выходить за пределы сложившихся парадигм, базовых констант, разрушение и преодоление застылых форм консервации идей, мнений и приемов, и в конечном счете, такое мышление — базовая лаборатория той самой Мировой интуиции, к которой обращались основатели Супрематизма, творцы Русского Авангарда, на чью долю выпало создание практических идей и концепций, сформировавших XX столетие.
Литература:
- Кучеренко М. С., Мартиросов А. В. Из опыта преподавания дисциплины «Композиция» для студентов старших курсов направления «Дизайн»» // Лучшая научная статья 2016: сборник статей победителей IV международного научно-практического конкурса. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2016. С. 390–395.
- Малевич К. Черный квадрат как точка в искусстве. Манифесты, декларации, статьи. М.: Издательство АСТ, 2018.
- Мартиросов А. В., Кучеренко М. С. Паттерн. Структура реальности // Научные достижения и открытия 2017: сборник статей победителей II Международного научно-практического конкурса. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2017. С. 148–153.
- Неизвестный Русский Авангард. Сост. А. Д. Сарабьянов М.: Советский художник, 1992.