В статье рассматриваются понятия «проблема», «проблемная ситуация», «моделирование проблемных ситуаций». Описывается модель обучения студентов иностранному языку на основе моделирования проблемных ситуаций: анализ проблемных ситуаций,проектирование способа действия в этих ситуациях, разыгрывание действий в условиях предложенных ситуаций. Приводятся примеры заданий с использованием метода моделирования проблемных ситуаций на занятиях по немецкому языку.
Ключевые слова: проблемная ситуация, проблема, моделирование проблемных ситуаций, метод проектов, ролевая игра, позиционная дискуссия.
Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к качеству подготовки педагога. Одним из таких требований к профессиональной деятельности учителя становится свободное владение иностранным языком на уровне делового общения в различных ситуациях, связанных с его профессиональной сферой деятельности. При этом огромная ответственность ложится на плечи преподавателя, который призван найти в данных условиях эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить инновационные методы и приёмы обучения.
Одним из инновационных способов организации обучения студентов иностранному языкуявляется моделирование проблемных ситуаций(анализ проблемных ситуаций,проектирование способа действия в этих ситуациях, разыгрывание действий в условиях предложенных ситуаций).
Непосредственная цель метода моделирования проблемных ситуаций — проанализировать актуальную жизненную или профессионально-значимую ситуацию, описание которой актуализирует определенный комплекс языковых знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы; выработать практическое её решение (при этом сама проблема не имеет однозначных решений).
Проблемная ситуация — это «комплекс условий (речевых и неречевых), необходимых для возникновения проблемы и стимулирующих студентов на решение проблемной задачи» [4].
В основе проблемных ситуаций на занятиях по иностранному языку чаще всего лежат противоречия между известным и неизвестным, между привычным и непривычным рассмотрением предмета, между усвоенными знаниями и применением их в новых практических условиях и между фантазией и действительностью. Главная задача преподавателя — дать возможность студентам «обнажить» противоречия до такой степени, чтобы у студентов с наибольшей вероятностью возникла проблемная ситуация [2, c. 192].
Проблемные ситуации на занятиях по иностранному языку могут предъявляться студентам с разными дидактическими целями: ознакомление с новым материалом, формирование и совершенствование языковых навыков и речевых умений по определённой теме, контроль сформированности продуктивных иноязычных речевых умений [2, c. 193]. При этом студенты не только анализируют информацию в рамках проблемной ситуации, но и учатся выбирать альтернативные варианты её решения, аргументировать свой выбор, вести дискуссию на иностранном языке.
В процессе анализа проблемных ситуаций организуется позиционная дискуссия, цель которой — научить выбирать и оценивать различные точки зрения, связанные с решением конкретной проблемы, высказывать разнообразные мнения и суждения, приходить к компромиссу. Она позволяет взглянуть на ситуацию с различных точек зрения, видеть ее «объемно», многоаспектно, помогает «обойти» имеющиеся межличностные противоречия. При этом организатору обсуждения необходимо отметить мнение каждого, найти в нем рациональное зерно, подчеркнуть вклад в общее решение проблемы.
Особое место в организации дискуссии при обсуждении и анализе проблемных педагогических ситуаций принадлежит методу «мозгового штурма», результатом которого является творческий анализ идей с целью поиска лучших вариантов решения поставленной проблемы, их публичная защита. При таком подходе ценностью становится не только результат сам по себе, но и процесс поиска решений.
Следует учитывать, что проблема не должна выходить за рамки речевых иноязычных возможностей студентов, поскольку её рассмотрение предполагает рассуждение и формулирование аргументов, контраргументов, выводов, своей точки зрения посредством известных языковых средств. Следовательно, проблема, поставленная в ходе дискуссии, должна отвечать следующим требованиям: быть доступной для разрешения студентами (т. е. опираться на уже имеющиеся знания); быть актуальной вообще и для участников дискуссии, в частности, с точки зрения профессиональной ориентации или жизненного опыта студентов; иметь противоречия как стимулятор для развёртывания дискуссии; служить основой формирования дискутивных умений; давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами, но не предоставлять полноты информации для решения проблемы, что обуславливает необходимость проведения поиска дополнительной информации; быть средством для формирования навыков критического и творческого мышления студентов; проблемная ситуация должна потенциально заключать в себе свойства динамичности, т. е. разрешение основной проблемы должно протекать на фоне решения цепи соподчинённых проблем, вытекающих одна из другой и показывающих причинно-следственные отношения между изучаемыми явлениями и процессами; формулировка и постановка проблемы не должна быть искусственным «навязыванием» студентам того или иного задания, а должны быть преподнесены так, как будто вызваны самим ходом изучения материала и вызывать внутреннюю потребность у самого студента в решении этих проблем [3, с. 54].
После устного коллективного обсуждения проблемной ситуации следует письменный анализ-рассуждение с обоснованием собственной позиции по решению проблемы. При анализе мы советуем отразить ситуацию исходя из восприятия своих коллег: что бы посоветовали≤ в чём бы с ними согласились≤ в чём поспорили≤ чем отличался бы собственный вариант решения проблемы≤
Критериями оценки такого анализа являются конкретность суждений в контексте данной ситуации, максимальное использование текстовых данных, четкость и простота изложения, обоснованность анализа, практический характер предлагаемого варианта решения проблемы.
Проектирование способа действия в этих ситуациях (метод проектов)является гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку в вузе, поскольку позволяет сосредоточить внимание студентов не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный: самостоятельно выделять проблему, формулировать гипотезу её решения, осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать полученные результаты на иностранном языке.
Метод проектов способствует созданию педагогических условий для развития у студентов креативных способностей и исследовательских качеств, которые необходимы им для творческой и исследовательской деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.
Разыгрывание действий в условиях предложенных проблемных ситуаций (ролевая игра)служит специфической формой защиты группового проекта.
Ролевая игра — это «обучение через общение, где осуществляется групповое взаимодействие на основе активной деятельности участников, причём акцент делается на самостоятельном, инициативном характере деятельности в игре» [1].
Войдя в роль, студенты «вживаются» в различные проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться в будущей педагогической деятельности, демонстрируя в полном объёме иноязычной коммуникативной компетенции определённое решение проблемы. Таким образом, основная цель ролевой игры заключается в том, чтобы сформировать у студентов умение реализовывать свои замыслы и проекты различной степени сложности. Она позволяет избавиться от мыслительных шаблонов; учит чётко и ясно формулировать свои мысли на иностранном языке; оттачивает многие глубинные качества личности: самостоятельность, инициативность, оригинальность, креативность, стремление выразить свою собственную истину.
Приведём примеры заданий по теме «Was ist die Drogenabhängigkeit≤» с использованием моделирования проблемных ситуаций.
Die Aufgabe 1. Der Hirnsturm.
ü «Warum konsumieren Jugendliche Drogen≤»
Muster: aus Neugier; das ist modisch; um den Schmerz zu stillen; den Eltern zum Ärger; um in gute Stimmung zu kommen; vor Langweile; ….
ü «Die Alternative des Drogenkonsums»
Muster: Sport treiben;Hobbys haben;viel reisen;Musik h?ren;sich mit den Freunden treffen;Fremdsprachen studieren; …
ü «Meine inneren Reserven».
Die Studenten schreiben selbständig auf dem Blatt die möglichsten Lösungen der Probleme, die die Gründe des Drogenkonsums sind. Dann geschieht die Erörterung der geschriebenen Varianten in der Gruppe.
Die Aufgabe 2. Die Erörterung «Sind Drogen eine Gefahr≤»
Man kann folgende Fragen für die Erörterung anbieten:
1. Wer kann Rauschgiftsüchtige werden≤ 2. Die Konsumenten der Drogen sind die Menschen mit den eigenartigen Charakterzügen. Stimmt das≤ 3. Welche Charaktereigenschaften helfen uns gegen schädliche Gewohnheiten (Drogen, Alkohol usw.) zu kämpfen≤ 4. Können Sie behaupten, dass das Problem der Drogenabhängigkeit Ihnen nicht droht und auch das vorliegende Problem für Sie nicht aktuell ist≤ 5. Warum beginnen die Menschen, die Drogen anzuwenden≤ 6. Welche negative Folgen hat der Missbrauch der Drogen≤ 7. Droht die Rauschgiftsucht der Gesellschaft≤ 8. Nennen Sie die Vorbeugungsmaβnahmen der Rauschgiftsucht.
Die Aufgabe 3. Das Rollenspiel.
Einer von Studenten will versuchen das erste Mal zu harten Stoffen zu greifen. Er äußert seine Meinung, wozu er das machen will. Die anderen Studenten überzeugen ihn, die Drogen loszusagen, weil das Leben auch ohne Drogen interessant und spannend sein kann. Dann hören sie die Meinungen von einem «Arzt» und von einem «Psychologen», die auch Studenten sind. Und dann äußern die Studenten ihre persönlichen Meinungen dazu [5].
Die Aufgabe 4. «Provokatorische Thesen».
Der Lehrer bietet den Studenten an, folgende Aussprüche zu besprechen. Die Studenten teilen sich in zwei Gruppen, die erste Gruppe spricht sich «für», die zweite — «gegen» aus.
Die Aussprüche:
1. Das Problem der Rauschgiftsucht ist nicht zu lösen, weil es keine von den Drogen freie Gesellschaft gibt. 2. Nur die Menschen, die außer der Gesellschaft leben, haben die Probleme mit den Drogen. 3. Die Rauschgiftsucht ist eine unheilbare Krankheit. 4. Die Polizei trifft die scharfen Maßnahmen in Bezug auf die Rauschgiftsüchtigen nicht. 5. Man informiert die Jugend über die Drogen zu wenig. 6. Der Rauschgiftsüchtige ist ein lebender Leichnam.
Следует также отметить, что обучение иностранному языку на основе моделирования проблемных ситуаций стимулирует поисково-исследовательскую и речемыслительную деятельность студентов, учит самостоятельно находить нестандартные варианты решения проблем. Кроме того, описанный способ организации обучения иностранному языку позволяет рационально и эффективно использовать весьма ограниченные аудиторные часы и время, отведенное на самостоятельную и внеаудиторную учебную деятельность студентов.
Литература:
1. Аппатова Р. С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению (на материале англ. яз. в IV-VI кл. шк. с углублен. изучением иностр. яз. и VI-VIII кл. массовых шк.): автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 1987. 17 с.
2. Белякова Е. А. Использование проблемных ситуаций на занятиях по иностранному языку в системе уровневого образования // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 191–195.
3. Клец Т. Е. Проблемная ситуация как основная единица обучения иноязычному дискуссионному общению // Труды Псковского политехнического института. Псков: Изд-во ППИ, 2010. № 13. С. 52–55.
4. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», Cambridge University Press, 2001. 224 с.
5. Пулятина Н. В. Использование газетных статей на уроках немецкого языка [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005–2006. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/310158/.а: http://festival.1september.ru/articles/310158/.