Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.12.2015

Статья просмотрена: 15464 раза

Библиографическое описание:

Белькова, А. Е. Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников / А. Е. Белькова, Л. П. Лесниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1068-1071. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23947/ (дата обращения: 25.12.2024).

 

 

В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обучения.

Ключевые слова:интерактивный метод, обучающий прием, ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм».

 

Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.

Интерактивныйinter» это взаимный, «act» действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал [5].

С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:

 

К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint — это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии [2].

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

          пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;

          эффективность усвоения учебного материала;

          самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;

          установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

          организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;

          создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;

          самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности [6].

В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.

Обучающий приём — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка [5].

Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса и собственного профессионализма.

Например, в учебнике Баранова М. Т. по русскому языку за 6 класспри изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» можно применить следующие приемы [1]:

Ступенчатый прием (ранжирование) прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности [4].

Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.

Утверждение

Ранг

  1.                Найди в слове суффикс
  2.                Определи способ образования слова
  3.                Найди корень слова
  4.                Найди в слове приставку

 

 

Поиск соответствий прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями [7].

Задание:Соотнеси термин и его определение

 

Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность.

Задание: Определить правильность следующих утверждений.

Утверждение

Верно/Неверно

  1.                Словообразование — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
  2.                Корень — главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов.
  3.                Слова не могут образовываться сложением основ.
  4.                Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

 

 

Классификация прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.

Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

 

Способ образования

Примеры слов

  1.      Приставочный способ
  2.      Суффиксальный способ
  3.      Приставочно-суффиксальный способ
  4.      Сложение (основ или целых слов)
  5.      Сложение сокращенных слов
  6.      Переход одной части речи в другую

 

 

Ролевая игра методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь [3].

Задание. Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.

Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Многие педагоги считают, что продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?

«Мозговой штурм» один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:

1)                 Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс — УЧЕНИК, окончание — МАШИНКИ (подснежники);

2)                 Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс — ПАЛЬЦЫ, окончание — ГОЛОВЫ (молодцы);

3)                 Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень — ПРИГОРОД, суффикс — ДЫРКА, окончание — СОБАКА (загородка);

4)                 Корень в слове — ДВОРОВЫЙ, суффикс — ЕЖОВЫЙ, окончание — КРАСНЫЙ (дворовый);

5)                 Приставка в слове УДИВИТЬ, корень — НАКАЗАНИЕ, суффикс — ВЫСОТКА, окончание — ЛАМПА (указка);

6)                 Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс — ДОЧЕНЬКА, окончание — ГЕРБАРИЙ (зелененький).

Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.

 

По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.

По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.

Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.

 

Литература:

 

  1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. — 33-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — С. 57–60.
  2. Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». — 2015. — № 12 (92). — С. 896–898.
  3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. — 199 с.
  4. Методы научно-педагогического исследования. — http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).
  5. Методы обучения. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения [Электронный источник] (дата обращения 27.11.2015).
  6. Презентация «Интерактивные формы обучения». — http://magistr.tstu.ru/upload/29_12_2012–13_doc [Электронный источник] (дата обращения 27.11.2015).
  7. Технология интерактивного обучения — http://kms-s14.ippk.ru/_private/Deyatelnost/Konfe [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): слово, интерактивный метод обучения, корень, прием, поиск соответствий, процесс обучения, ролевая игра, русский язык, способ образования слова, ступенчатый прием.


Ключевые слова

Ролевая игра, ролевая игра, классификация, интерактивный метод, поиск соответствий, «мозговой штурм», обучающий прием, ступенчатый прием, прием «верно-неверно», «мозговой штурм».

Похожие статьи

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В работе рассматриваются некоторые интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Они и являются предметом данного исследования. Тема актуальна по причине того, что уровень образования в общеобразовательных школах необходимо уве...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Использование игровых технологий в обучении младших школьников лексике иностранного языка

Статья посвящена лексическим (словесным) типам игр на уроках иностранного языка в начальной ступени обучения. Также описаны основные функции игровой деятельности. Подводя итог, автор делает вывод о том, что этап обучения лексике на начальной ступени ...

Похожие статьи

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В работе рассматриваются некоторые интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Они и являются предметом данного исследования. Тема актуальна по причине того, что уровень образования в общеобразовательных школах необходимо уве...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Использование игровых технологий в обучении младших школьников лексике иностранного языка

Статья посвящена лексическим (словесным) типам игр на уроках иностранного языка в начальной ступени обучения. Также описаны основные функции игровой деятельности. Подводя итог, автор делает вывод о том, что этап обучения лексике на начальной ступени ...

Задать вопрос