Информационно-методическое сопровождение начинающих преподавателей
Автор: Игнатенко Елена Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 08.09.2014
Статья просмотрена: 210 раз
Библиографическое описание:
Игнатенко, Е. В. Информационно-методическое сопровождение начинающих преподавателей / Е. В. Игнатенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6082/ (дата обращения: 18.12.2024).
Внедрение интерактивных форм обучения в образовательную деятельность начинающих преподавателей.
Перед начинающими преподавателями встают множество проблем. Теперь не достаточно быть компетентным в области своей специальности и преподавать огромную базу знаний обучающимся. Необходимо внедрение в процесс обучения интерактивных форм, так как они основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, позволяет опираться на групповой опыт и использование обратной связи: педагог — обучающейся, обучающийся — обучающийся.
Интерактивный метод («Inter» — взаимный, «act» — действовать) — это специальная форма познавательной деятельности, которая организуется с учетом включения в процесс познания всех возрастных групп. В ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности всех участников учебного процесса, каждый вносит свой индивидуальный вклад.
Планируя интерактивное занятие с обучающимися, необходимо учитывать прогнозирование цели, возрастные особенности, уровни сложности и специализацию (направленность).
Цель состоит в создании комфортных условий обучения, которые делают сам процесс обучения интересным и продуктивным, дают знания и навыки, создают базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Следует обратить внимание на то, что в ходе планирования занятия на основе интерактивных форм обучения перед педагогом стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективных и подходящих форм обучения для конкретной темы, которая будет способствовать расширению кругозора и лучшему осмыслению темы обучающимся.
Интерактивные формы работы в образовательном процессе решают множество задач:
- повышение интереса у обучающихся;
- эффективное усвоение учебного материала;
- учащиеся самостоятельно ведут поиск вариантов и путей решения поставленных им преподавателем учебных задач;
- обучение работать в группе (команде), умение выслушать точку зрения каждого и установить взаимодействие внутри группы и между командами;
- формирование у обучающихся собственного мнения, жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознания компетентностей обучающегося.
В процессе интерактивного занятия формируются следующие компетентности:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно работать с литературными источниками, средствами массовой информации;
- умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение выдвигать гипотезы.
3. Умение и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействия в группе и решения общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других учеников.
4. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурс;
- умение принимать решение;
- умение анализировать собственную деятельность.
5. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс.
6. Презентационные умения:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Роль преподавателя при использовании интерактивных форм обучения на занятиях резко меняется. Он занимается организацией учебного процесса и регулирует его на занятии: формулирует темы для обсуждения в группах и вопросы, готовит необходимые задания, дает консультации, контролирует время.
При разработке интерактивного занятия необходимо учитывать:
- выбор темы;
- возрастные особенности участников, их интересы (профиль обучения);
- периодичность проведения занятий;
- ресурс времени;
- цель и задачи;
- подготовку раздаточного материала;
- подготовку демонстративного материала;
- техническое обеспечение;
- формирование рабочих (творческих) групп (команд);
- подготовку практических примеров;
- определение практического блока.
Для наиболее эффективного изучения конкретной темы и лучшему ее осмыслению, на интерактивном занятии появляется возможность сочетать несколько методов обучения, принципами которого являются:
- занятие — общая работа;
- все участники равны независимо от возраста;
- каждый имеет право на собственное мнение;
- полученная информация на занятии — не руководство к действию, а информация для размышления.
Использование интерактивных форм обучения не только позволяет решить множество задач, но снимает нервную нагрузку обучающегося, дает возможность менять формы их деятельности. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, приучает работать в команде (группе), обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творческую активность, учит фантазировать, проявляя индивидуальность.
Для решения учебных и воспитательных задач на занятиях старшей возрастной группы преподавателю целесообразно использовать следующие интерактивные формы обучения: круглый стол, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций (case-study), мастер-класс.
На занятиях младшего и среднего звена будет эффективно использование
интерактивных подходов: творческие задания, работа в малых группах, интерактивная экскурсия, видеоконференция, метод портфолио, метод проектов, групповое обсуждение и др.
Круглый стол — одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, которая позволяет закрепить полученные ранее знания и восполнить недостающую информацию. Цель круглого стола — научить обучающихся излагать свои мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предложенные решения.
Деловые и ролевые игры — форма моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики, воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Цель деловых и ролевых игр — научить общению, которое имитирует воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Полученные в результате игры навыки и умения имеют высокую степень усвояемости.
Мозговой штурм — один из методов стимулирования творческой активности, при котором участникам занятия предлагается высказать как можно больше вариантов решения поставленной задачи. Цель мозгового штурма — создать новые, лучшие идеи, поиск различных направлений решения задачи.
Анализ конкретных ситуаций — метод активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, который основан на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации, анализа определенного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы.
Цель — проанализировать ситуации, найденные решения, используя приобретенные теоретические знания.
Мастер-класс — процесс передачи новой авторской идеи в отношениях «педагог — ученик», включающий целеполагание, проектирование, использование различных методик и собственное «ноу-хау», занятий и мероприятий, учитывает условия работы с различными возрастными группами обучающихся, позволяет сочетать теоретическую часть и индивидуальную работу, направленные на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. Цель мастер-класса — передача профессионального опыта педагога, интеллектуального и эстетического восприятия.
Творческие задания — учебные задания, содержащие элементы неизвестности и имеющие несколько подходов. Творческие задания мотивируют ученика и придают смысл обучению.
Работа в малых группах дает возможность обучающимся участвовать в работе, использовать навыки общения и сотрудничества.
Интерактивная экскурсия и виртуальная экскурсия — форма обучения, позволяющая не покидая аудитории (класса) ознакомиться с объектами (историческими местами, памятниками, природой, предприятиями и людьми, музеями и т. д.), которые расположены за приделами кабинета, города, страны. Кроме того, виртуальная экскурсия позволяет перенестись в различные временные эпохи.
Видеоконференция — форма интерактивного занятия, позволяющая объединить участников конференции, находящихся в учебных учреждениях разных городов и стран, способствует обмену опытом.
Метод портфолио — «копилка» самостоятельно фиксируемых результатов обучения, отдельной темы самим учащимся.
Метод проектов — вид самостоятельной индивидуальной или групповой творческой работы учащихся, направленной на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата по выбранной теме. Проект может включать элементы доклада, реферата, исследования, других видов творческой деятельности учащегося. Типы проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, игровой или ролевый.
Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изученного материала и направлено на нахождение истины или достижение изучаемого материала.
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия.
Педагог производит выбор темы, заданий, раздаточного и демонстративного материала, подбор формы интерактивного занятия, которая будет наиболее эффективной для работы с выбранной темой в данной группе.
2. Вступление.
Педагог сообщает тему и цели занятия, при необходимости знакомит участников занятия, формирует рабочие группы (команды), информирует об условиях, правилах, дает четкие инструкции.
3. Основная часть.
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Она включает информационный блок, задания, опыты, обсуждения, формирование групп по позициям и т. д.
Интерактивное позиционирование включает этапы:
- выяснение позиции в группах;
- осмысление общего содержания для этих позиций;
- переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом;
- формирование нового набора позиции на основании нового смысла.
4. Рефлексия (выводы)
Первый этап рефлексии начинается с наблюдений за участниками во время занятия, их эмоциями, чувствами.
Второй этап — оценочный.
Третий этап — общие выводы преподавателя.
Вопросы анкеты для рефлексии:
1. Что произвело на вас наибольшее впечатление?
2. Что вам помогло в процессе занятия для выполнения заданий, что мешало?
3. Что удивило вас в процессе занятия?
4. Чем вы руководствовались в процессе решения проблемы?
5. Учитывалось ли при принятии решения мнение группы (команды)?
6. Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
7. Что бы вы изменили в своих действиях при повторной игре (на повторном занятии)?
Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования в современной педагогике. Они позволяют построить процесс обучения интересным и эффективным.
Литература:
1. Детский творческий центр: организация методической работы/авт. Сост. С. А. Левина, Ю. Н. Суслов, Э. Г. Белоусова. — Волгоград: Учитель, 2008.
2. www.bti.secna.ru/teacher/umk/.../Pamyatka_interaktivnye_formy