В статье приведен мониторинг интегральной подготовленности учащихся 8–9 классов средней школы г. Ташкента.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, достоверность различий.
По мнению известного специалиста в области теории и практики физической культуры Озолина Э. С., слежение за определенными информационными направлениями и их развитием во времени носит название «мониторинг». В настоящее время он широко применяется во многих областях науки и техники, в том числе и в физической культуре и спорте [2].
Рекомендации специалистов, направленные на существенное изменение режима труда и отдыха школьников, путем внедрения новых организационных форм физического воспитания, оказываются недостаточно убедительными, так как зачастую они не подкрепляются данными о физическом развитии, физической подготовленности, или состоянии здоровья. Между тем, приведенные параметры физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья могли бы способствовать эффективному внедрению в практику физического воспитания рекомендаций по оптимизации и улучшению двигательного режима в школе. В связи с этим необходимо, исследовательским путем, доказать наличие положительной взаимосвязи между правильно организованным двигательным режимом, успешным выполнением учебного плана и хорошим уровнем физического развития, и состоянием здоровья школьников, на основе планирования и использования фитнес-программ разной направленности.
Объектом настоящего исследования явились учащиеся (юноши) 8–9 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество испытуемых составило 36 человек. В проведенных исследованиях использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела); кистевую динамометрию; пульсометрию. Проводили тестирование двигательных качеств (прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, бег на 60 и 1000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа). Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий достоверности Стьюдента, вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.
Проанализируем параметры физического развития и физической подготовленности учащихся 8 класса, представленные в таблице 1.
В среднем, длина тела учащихся составила Х=172,6±7,0 см, при этом у 11 юношей (57,8 %) этот показатель выше среднего значения. Масса тела в среднем по исследуемой группе равна Х=58,7±8,3 кг, при этом стоит отметить достаточно высокий коэффициент вариации V=14 %. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое в среднем равна Х=76,0±2,6 уд/мин. У семи юношей (36,8 %) пульс выше среднего.
В мировой практике используется индекс массы тела (ИМТ), характеризующий тип телосложения путем соотношения между массой и длиной тела. Различают показатели ИМТ: низкий ≤18,5 кг/м², нормальный 18,6–25 кг/м², высокий (избыточный вес, ожирение) 25,1–29 кг/м² [1].
В среднем ИМТ учащихся 8 класса равен Х=19,7±2,4 кг/м², что соответствует норме. С низким уровнем ИМТ (≤18,5 кг/м²) выявлено 8 юношей (44,4 %).
В таком нормативе по физической подготовленности, как подтягивание, результат в среднем равен Х=7±1,3 раза, при очень высоком коэффициенте вариации V=19 %. В упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа также выявлен существенный разброс V=12 %, средний показатель равен Х=22,1±2,7 раза.
Следует отметить, что средний показатель юношей 8 класса в подтягивании на перекладине (Х=7±1,3 раза) равен оценке «хорошо», согласно нормативных требований Республиканского центра образования Узбекистана [4]. При этом 7 юношей (36,8 %) в этом тесте показали результат «отлично» (≥8 раз). В беге на 60 м средний показатель по группе (Х=9,2±0,5 с) равен оценке «отлично», в то время как в беге на 1000 м только два ученика (10,5 %) смогли получить высшую оценку (≤ 3 мин. 50 сек).
Проанализируем параметры физического развития и физической подготовленности учащихся 9 класса, представленные в таблице 2.
Таблица 1
Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 8 класса
№ |
Ф. И. О. |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
ЧСС в покое, уд\мин |
Бег 60м, с |
Бег 1000м, мин, с |
Подтя-гивание, раз |
Динамометрия кисти, кг |
Прыжок в длину с места, см |
Отжи-мания, раз |
ИМТ |
Окружность грудной клетки, см |
|||
правая |
левая |
вдох |
выдох |
пауза |
|||||||||||
1 |
А-ов С. |
165 |
51 |
75 |
9,0 |
4:07 |
8 |
33 |
29 |
190 |
22 |
18,73 |
80 |
75 |
77 |
2 |
А-ев А. |
171 |
60 |
77 |
9,1 |
4:30 |
7 |
26 |
25 |
195 |
20 |
20,52 |
89 |
83 |
86 |
3 |
К-ов Т. |
175 |
69 |
79 |
8,6 |
4:25 |
8 |
38 |
36 |
195 |
18 |
22,53 |
96 |
90 |
93 |
4 |
Ф-ев М. |
173 |
62 |
80 |
9,4 |
3:50 |
9 |
35 |
31 |
180 |
19 |
20,72 |
83 |
76 |
79 |
5 |
А-ов Г. |
151 |
40 |
73 |
9,3 |
4:07 |
7 |
37 |
35 |
170 |
21 |
17,54 |
74 |
68 |
70 |
6 |
М-ов Т. |
175 |
68 |
74 |
8,4 |
4:32 |
6 |
33 |
30 |
215 |
23 |
22,20 |
91 |
86 |
87 |
7 |
М-ев У. |
175 |
63 |
75 |
9,4 |
4:22 |
6 |
29 |
25 |
175 |
25 |
20,57 |
82 |
75 |
78 |
8 |
М-ов А. |
176 |
56 |
76 |
9,2 |
4:02 |
5 |
28 |
26 |
204 |
22 |
18,08 |
82 |
76 |
79 |
9 |
М-ов Ж. |
176 |
71 |
79 |
9,2 |
3:47 |
5 |
32 |
30 |
205 |
18 |
22,92 |
82 |
75 |
79 |
10 |
А-ов Х. |
181 |
62 |
78 |
9,2 |
4:33 |
7 |
31 |
29 |
190 |
22 |
18,92 |
89 |
83 |
86 |
11 |
А-ов Х. |
182 |
60 |
75 |
9,0 |
4:17 |
8 |
34 |
31 |
185 |
23 |
18,11 |
88 |
82 |
85 |
12 |
Б-ов Р. |
181 |
59 |
74 |
8,5 |
4:06 |
8 |
29 |
27 |
240 |
22 |
18,01 |
86 |
80 |
82 |
13 |
Б-ов С. |
173 |
45 |
74 |
9,6 |
4:04 |
7 |
30 |
26 |
205 |
27 |
15,04 |
79 |
72 |
75 |
14 |
З-ов А. |
171 |
57 |
73 |
8,8 |
4:31 |
7 |
32 |
28 |
220 |
19 |
19,49 |
88 |
83 |
85 |
15 |
М-ов Д. |
171 |
69 |
72 |
8,6 |
4:39 |
9 |
31 |
27 |
200 |
21 |
23,60 |
78 |
72 |
75 |
16 |
М-ов М. |
177 |
56 |
75 |
10,2 |
4:22 |
9 |
34 |
29 |
175 |
22 |
17,87 |
83 |
78 |
80 |
17 |
М-ов Б. |
170 |
51 |
76 |
10,4 |
4:21 |
6 |
36 |
32 |
185 |
23 |
17,65 |
81 |
76 |
78 |
18 |
Н-ев М. |
165 |
65 |
78 |
9,4 |
3:59 |
5 |
35 |
31 |
200 |
25 |
23,88 |
79 |
72 |
75 |
19 |
П-ов В. |
171 |
52 |
81 |
9,0 |
4:40 |
6 |
34 |
30 |
175 |
27 |
17,78 |
83 |
77 |
80 |
X |
Средняя арифметическая |
172,6 |
58,7 |
76,0 |
9,2 |
4:16 |
7 |
32,5 |
29,3 |
194,9 |
22,1 |
19,7 |
83,8 |
77,8 |
80,5 |
δ |
Среднее квадратическое отклонение |
7,0 |
8,3 |
2,6 |
0,5 |
0:16.05 |
1,3 |
3,2 |
3,0 |
17,8 |
2,7 |
2,4 |
5,3 |
5,5 |
5,5 |
V % |
Коэффициент вариации |
4 |
14 |
3,37 |
5,7 |
6,27 |
19 |
10 |
10 |
9,1 |
12,0 |
12,4 |
6 |
7 |
7 |
Таблица 2
Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 9 класса
№ |
Ф. И. О. |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
ЧСС в покое, уд\мин |
Бег 60м, с |
Бег 1000м, мин, с |
Подтя-гивание, раз |
Динамометрия кисти, кг |
Прыжок в длину с места, см |
Отжи-мания, раз |
ИМТ |
Окружность грудной клетки, см |
|||
правая |
левая |
вдох |
выдох |
пауза |
|||||||||||
1 |
А-ов А. |
177 |
69 |
70 |
8,5 |
3:40 |
10 |
38 |
35 |
212 |
25 |
22,02 |
82 |
75 |
78 |
2 |
А-ев Ж. |
175 |
70 |
72 |
8,4 |
3:52 |
9 |
36 |
33 |
219 |
24 |
22,86 |
82 |
76 |
79 |
3 |
М-ов М. |
174 |
65 |
69 |
8,8 |
3:57 |
8 |
35 |
35 |
215 |
24 |
21,47 |
85 |
79 |
82 |
4 |
М-ов Д. |
172 |
63 |
75 |
8,9 |
3:52 |
8 |
35 |
34 |
208 |
20 |
21,30 |
86 |
80 |
83 |
5 |
М-ов Ж. |
175 |
62 |
77 |
9,0 |
4:07 |
8 |
33 |
32 |
203 |
23 |
20,24 |
91 |
85 |
87 |
6 |
Н-ев С. |
174 |
64 |
74 |
9,0 |
3:42 |
9 |
29 |
30 |
195 |
19 |
21,14 |
83 |
76 |
79 |
7 |
К-ов Ш. |
185 |
77 |
73 |
8,7 |
3:59 |
10 |
31 |
30 |
207 |
18 |
22,50 |
82 |
75 |
78 |
8 |
С-ов Д. |
179 |
80 |
78 |
8,5 |
4:21 |
7 |
35 |
34 |
215 |
22 |
24,97 |
83 |
77 |
80 |
9 |
Ан А. |
173 |
62 |
71 |
8,2 |
3:38 |
5 |
35 |
33 |
220 |
21 |
20,72 |
85 |
78 |
82 |
10 |
Е-ов В. |
176 |
63 |
73 |
8,4 |
4:32 |
6 |
37 |
32 |
215 |
20 |
20,34 |
85 |
79 |
83 |
11 |
Ж-ев А. |
175 |
61 |
75 |
8,5 |
3:46 |
6 |
36 |
34 |
215 |
18 |
19,92 |
84 |
76 |
81 |
12 |
3-ев К. |
173 |
62 |
76 |
9,1 |
3:57 |
7 |
38 |
35 |
193 |
23 |
20,72 |
83 |
77 |
80 |
13 |
К-ов А. |
175 |
60 |
77 |
9,2 |
4:07 |
7 |
39 |
38 |
195 |
26 |
19,59 |
85 |
78 |
82 |
14 |
М-ов Д. |
183 |
68 |
72 |
9,1 |
4:19 |
8 |
37 |
35 |
195 |
25 |
20,31 |
88 |
81 |
84 |
15 |
М-ов А. |
182 |
65 |
73 |
8,8 |
4:13 |
9 |
32 |
30 |
198 |
24 |
19,62 |
85 |
80 |
83 |
16 |
М-ов Ш. |
169 |
59 |
74 |
8,7 |
3:38 |
9 |
32 |
32 |
200 |
18 |
20,66 |
86 |
80 |
82 |
17 |
Н-ов Ф. |
174 |
61 |
71 |
8,6 |
4:21 |
7 |
30 |
30 |
207 |
23 |
20,15 |
83 |
77 |
79 |
X |
Средняя арифметическая |
175,9 |
65,4 |
73,5 |
8,7 |
4:00 |
8 |
34,6 |
33,1 |
206,6 |
21,9 |
21,1 |
84,6 |
78,2 |
81,3 |
δ |
Среднее квадратическое отклонение |
4,1 |
5,8 |
2,6 |
0,3 |
0:16.54 |
1,4 |
3,0 |
2,3 |
9,2 |
2,7 |
1,4 |
2,3 |
2,6 |
2,4 |
V % |
Коэффициент вариации |
2 |
9 |
3,50 |
3,3 |
7,04 |
18 |
9 |
7 |
4,5 |
12,2 |
6,5 |
3 |
3 |
3 |
Длина тела испытуемых в среднем составила Х=175,9±4,1 см, при этом у 11 юношей (64,7 %) этот показатель ниже средней величины. Масса тела в среднем по группе составила Х=65,4±5,8 кг, при коэффициенте вариации V=9 %. Двенадцать юношей (70,5 %) имеют массу тела ниже среднего значения. ИМТ юношей 9 класса находится в пределах нормы, учеников с дефицитом массы тела, или с избыточной массой тела не выявлено. Средняя величина ЧСС в покое равна Х=73,5±2,6 уд/мин, что соответствует норме для данного возраста.
В нормативах по определению физической подготовленности (подтягивании и сгибании и разгибании рук в упоре лежа) выявлены самые высокие коэффициенты вариации V=18 % и V=12,2 % соответственно. Средние значения в этих тестах (Х=8±1,4 раза и Х=21,9±2,7 раза) равны оценке «хорошо». На оценку «отлично», в подтягивании на перекладине, сдали норматив 6 юношей (35,3 %); в сгибании и разгибании рук в упоре лежа — 9 юношей (53 %). В беге на 60 м средний показатель (Х=8,7±0,3 с) равен оценке «хорошо», только трое юношей (17,6 %) выполнили данный норматив на «отлично». Средний показатель в беге на 1000 м равен Х=4:00 мин. ± 16.5 с, при этом 10 юношей (58,8 %) имеют показатель в этом нормативе выше среднего значения.
Сопоставительный анализ различий показателей физического развития и физической подготовленности учащихся 8–9 классов приведен в таблице 3.
В параметрах физического развития достоверность t=2,1–4,4 (Р<0,01–0,05) выявлена в пяти показателях. Следует отметить такую достоверность t=2,7; 2,1 (Р<0,01) в увеличении индекса массы тела. В то же время не достоверно t=1,7; 0,2–0,6 (Р>0,05) различие в параметрах длины тела и окружности грудной клетки.
В данных физической подготовленности наблюдаются следующие особенности: время бега на 60 и 1000 м уменьшается, при t=3,1; 2,9 (Р<0,05); результат в прыжках в длину увеличивается (Р<0,01), а в упражнениях определяющих силовые возможности (подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа) различия статистически не достоверны t=1,8; 0,1 (Р>0,05).
Известно, что в юношеском возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания силы и быстроты. Многие специалисты рассматривают школьный период, как период в котором должен закладываться фундамент скоростно-силовых качеств [3].
Из изложенного следует вывод о том, что для совершенствования процесса физического воспитания в 8–9 классах необходимо обосновать и использовать фитнес-технологии развития функций внешнего дыхания и силовых способностей юношей.
Таблица 3
Достоверность различий параметров физического развития и двигательной
подготовленности учащихся 8–9 классов
Показатели |
8 класс (n=19) |
9 класс (n=17) |
m |
t |
P |
|||
x |
S |
x |
S |
|||||
Длина тела, см |
172,6 |
7,0 |
175,9 |
4,1 |
1,9 |
1,7 |
>0,05 |
|
Масса тела, кг |
58,7 |
8,3 |
65,4 |
5,8 |
2,4 |
2,7 |
<0,01 |
|
ЧСС в покое, уд\мин |
76,0 |
2,6 |
73,5 |
2,6 |
0,9 |
2,9 |
<0,05 |
|
Бег 60м, с |
9,2 |
0,5 |
8,7 |
0,3 |
0,1 |
3,1 |
<0,05 |
|
Бег 1000м, мин, с |
4:16 |
16.1 |
4:00 |
16.5 |
5,5 |
2,9 |
<0,05 |
|
Подтягивание, раз |
7 |
1,3 |
8 |
1,4 |
0,5 |
1,8 |
>0,05 |
|
Динамометрия кисти, кг |
правая |
32,5 |
3,2 |
34,6 |
3,0 |
1,0 |
2,1 |
<0,01 |
левая |
29,3 |
3,0 |
33,1 |
2,3 |
0,9 |
4,4 |
<0,05 |
|
Прыжок в длину с места, см |
194,9 |
17,8 |
206,6 |
9,2 |
4,8 |
2,4 |
<0,01 |
|
Отжимания, раз |
22,1 |
2,7 |
21,9 |
2,7 |
0,9 |
0,1 |
>0,05 |
|
Индекс массы тела |
19,7 |
2,4 |
21,1 |
1,4 |
0,7 |
2,1 |
<0,01 |
|
Окружность грудной клетки, см |
вдох |
83,8 |
5,3 |
84,6 |
2,3 |
1,4 |
0,5 |
>0,05 |
выдох |
77,8 |
5,5 |
78,2 |
2,6 |
1,5 |
0,2 |
>0,05 |
|
пауза |
80,5 |
5,5 |
81,3 |
2,4 |
1,4 |
0,6 |
>0,05 |
Примечание: n — количество учащихся;
x — средняя арифметическая величина;
S — среднее квадратическое отклонение;
m — средняя ошибка средних арифметических;
t — критерий достоверности Стьюдента;
P– вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента
Литература:
1. Кошбахтиев И. А. Использование средств информационных технологий для оценки жировой массы тела человека. // Журнал «Вестник ТУИТ». Ташкент 2007. — № 1 — С.117–118.
2. Озолин Э. С. Океан по имени интернет. // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 1 — С.36–37.
3. Филин В. П., Топчиян В. С., Сирисс П. 3. Исследование воздействия силовых упражнений динамического и статического характера на юных легкоатлетов // Начальная подготовка юного спортсмена. М.: ФиС, 1966. — С. 143–158.
4. Республиканский центр образования Узбекистана. Календарно-тематический план по программе уроков физического воспитания (5–9 класс). Ташкент, 2010.