Склонность к нарушению пищевого поведения у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 31.01.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Гасанова, Тамам Ханлар Кзы. Склонность к нарушению пищевого поведения у студентов / Тамам Ханлар Кзы Гасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122362/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье представлены результаты изучения склонности к нарушению пищевого поведения у студентов.

Ключевые слова: нарушения пищевого поведения, студенты.

Под нарушением пищевого поведения в психологической науке понимаются обусловленные расстройства поведения, связанные непосредственно с приемом еды. Диапазон нарушения пищевого поведения крайне широк: от нервной анорексии до выраженного ожирения. Если в первом случае, крайней пик такого поведения проявляется в летальном исходе человека, то во втором — до выраженных нарушений всех органов человека в результате переедания [3].

Достаточно распространенной причиной появления склонности к нарушениям пищевого поведения является реакция на внешние события (проживания горя, эмоциональных дистрессов, последствия несчастных случаев и т. п.). Особенно часто они максимально выражены у людей, физиологически склонных к такому поведению (полных или излишне худых).

Феномен пищевого поведения заключается одновременно в нескольких аспектах: в ценностном отношении к еде, в стереотипе питания и в деятельности, направленной на формирование и ориентацию образа тела. Существуют различные предикторы формирования нарушения пищевого поведения, к которым можно отнести: традиционные социальные ценности, жизненный опыт, особенности функционирования высших психический функций и личностные особенности индивида. Так, психологическими особенностями лиц со склонностью к нарушениям пищевого поведения являются искаженное восприятие собственного тела или его полное избегание, неудовлетворенность собственной внешностью, неадаптивные стратегии поведения. Стоит отметить, что проблема нарушений пищевого поведения влечет за собой изменения в сфере социального взаимодействия и эмоционального интеллекта.

Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» при участии 82 студентов в возрасте от 18 до 24 лет.

Цельюэмпирического исследования стало изучение склонности к нарушениям пищевого поведения у студентов.

В исследовании были использованы следующие методики:

  1. Опросник пищевого поведения (DEBQ) Т. Стриена.
  2. Шкала оценки пищевого поведения (ШОПП) Д. М. Гарнера в адаптации О. А. Ильчика, С. В. Сивухи, О. А. Скугаревского и С. Суихи использовалась для анализа у студентов поведения, чувств и физиологических симптомов, характерных при пищевых нарушениях. В методике выделено 7 субшкал: «Стремление к худобе», «Булимия», «Неудовлетворенность телом», «Неэффективность», «Перфекционизм», «Недоверие в межличностных отношениях», «Интероцептивная некомпетентность».

Полученные результаты отображены на рисунке 1.

Выраженность типов нарушений пищевого поведения у респондентов (ср. б)

Рис. 1. Выраженность типов нарушений пищевого поведения у респондентов (ср. б)

Таким образом, наиболее выраженным типом пищевого нарушения у студентов является эмоциогенное поведение (среднее значение=3,4, max=5). Так, респондентам свойственно потребление пищи не из-за голода, а из-за подавленного или негативного эмоционального состояния. Желание поесть у студентов чаще возникает из-за раздражения, страха или тревоги, а также когда нечего делать, чувства одиночества или, наоборот, сильного эмоционального возбуждения.

Менее выражено у студентов ограничительное поведение (среднее значение=1,9, max=5). При таком пищевом поведении респонденты намеренно ограничивают себя в приемах пищи из-за желания достигнуть желаемого веса или в качестве его удержания.

Наименее выраженным типом пищевого нарушения у респондентов является экстернальное поведение (среднее значение=1,2, max=5). Так студентам практически не характерно употреблять пищу, руководствуясь только ее внешним видом, запахом, текстурой, вопреки чувству голода.

Далее, мы проанализировали выраженность симптомов нарушений пищевого поведения у респондентов. Полученные результаты отображены на рисунке 2.

Выраженность показателей нарушений пищевого поведения у респондентов (ср. б.)

Рис. 2. Выраженность показателей нарушений пищевого поведения у респондентов (ср. б.)

Таким образом, наиболее выраженный показатель у респондентов определился по шкале «Недоверие в межличностных отношениях» (среднее значение=8,7, max=9). Данный результат свидетельствует о том, что студентам характерно чувство отстраненности от контактов с окружающими. Показатель по шкале «Неудовлетворенность телом» (среднее значение=8,5, max=9) свидетельствуют о том, что респондентам свойственно искаженное восприятие собственного тела, а именно некоторых его частей чрезмерно большими. Сами респонденты отмечали, что таковыми считают область бедер и груди. Высокая выраженность определилась по шкале «Неэффективность» (среднее значение=7,7, max=9). Так, респондентам характерно ощущение чувства одиночества, сниженное чувство безопасности с мнимым восприятием неспособности контролировать собственную жизнь. Показатель по шкале «Интероцептивная некомпетентность» (среднее значение=6,1, max=9) указывает на то, что у студентов наблюдается выраженный дефицит уверенности в отношении распознавания собственного чувства голода или насыщения. Наконец, показатель по шкале «Стремление к худобе» (среднее значение =5,4, max=9) свидетельствует о том, что респонденты беспокоятся о собственном весе и предпринимают систематические попытки похудеть.

Таким образом, в картине склонности к нарушениям пищевого поведения, студентам в большей степени свойственно потребление пищи не из-за чувства голода, а из-за подавленного или негативного эмоционального состояния. Желание употребить пищу у обследуемых чаще возникает из-за раздражения, подавленности, страха или тревоги, а также из-за скуки или чувства одиночества. Некоторые респонденты отмечают выраженное желание поесть, наоборот, из-за сильного эмоционального возбуждения. Кроме этого, в образе тела, респондентам характерно искаженное восприятие некоторых частей собственного тела, в частности области бедер и груди. Им свойственно ощущение чувства одиночества, сниженное чувство безопасности с мнимым восприятием неспособности контролировать собственную жизнь. Более того, у респондентов наблюдается выраженный дефицит в отношении распознавания чувства голода и насыщения. Они чрезмерно беспокоятся о собственном весе и предпринимают систематические попытки похудеть.

Литература:

  1. Барыльник, Ю. Б. Диагностика и терапия расстройств пищевого поведения: мультидисциплинарный подход [Текст] / Ю. Б. Барыльник // Социальная и клиническая психиатрия. — 2021. — № 1. — С. 50–57.
  2. Белякова, Н. А. Пищевое поведение, образ и качество жизни, а также психологический статус больных с алиментарно-конституциональным ожирением [Текст] / Н. А. Белякова, М. Б. Лясникова, Н. О. Милая // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2018.- № 2.- С. 20–23.
  3. Берковская, М. А. Алекситимия и ее связь с расстройствами пищевого поведения и ожирением [Текст] / М. А. Берковская // Проблемы эндокринологии. — 2022. — № 2. — С. 42–48.
Основные термины (генерируются автоматически): пищевое поведение, респондент, студент, искаженное восприятие, нарушение, собственное тело, среднее, негативное эмоциональное состояние, пищевое нарушение, сильное эмоциональное возбуждение.


Похожие статьи

Изучение склонности к нарушению пищевого поведения у девушек

Данная статья раскрывает особенности изучения склонности нарушения пищевого поведения у девушек.

Особенности эмоционального интеллекта у студентов

В статье представлены результаты изучения эмоционального интеллекта у студентов.

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Связь рефлексии и психологической готовности к браку у студентов

В статье представлены результаты изучения психологической готовности к браку у студентов с разным уровнем рефлексии. Установлено, что студенты с высоким и средним уровнем рефлексии имеют более высокую психологическую готовность к браку, чем студенты ...

Психологические особенности женщин с нарушением пищевого поведения

В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к природе расстройств пищевого поведения, возможной взаимосвязи между возникновением этих расстройств и психологическими особенностям...

Выявление склонности к зависимому поведению среди старшеклассников

В статье рассмотрены показатели склонности к зависимому поведению среди учащихся старших классов. Статистические данные представлены на основе выборки 10-х классов. В проведенном исследовании было установлено, что среди старшеклассников преобладают и...

Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза

Данная статья посвящена изучению уровней и видов тревожности студентов вуза. Выбор исследования составили студенты вуза, в количестве 60 человек, в возрасте 19–22 лет (50 % девушек, 50 % парней).

Физическая культура и синдром хронической усталости среди студентов

В данной статье представлены результаты опроса о влиянии спорта на развитие синдрома хронической усталости, на основании которых сделаны выводы.

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения

В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Похожие статьи

Изучение склонности к нарушению пищевого поведения у девушек

Данная статья раскрывает особенности изучения склонности нарушения пищевого поведения у девушек.

Особенности эмоционального интеллекта у студентов

В статье представлены результаты изучения эмоционального интеллекта у студентов.

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Связь рефлексии и психологической готовности к браку у студентов

В статье представлены результаты изучения психологической готовности к браку у студентов с разным уровнем рефлексии. Установлено, что студенты с высоким и средним уровнем рефлексии имеют более высокую психологическую готовность к браку, чем студенты ...

Психологические особенности женщин с нарушением пищевого поведения

В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к природе расстройств пищевого поведения, возможной взаимосвязи между возникновением этих расстройств и психологическими особенностям...

Выявление склонности к зависимому поведению среди старшеклассников

В статье рассмотрены показатели склонности к зависимому поведению среди учащихся старших классов. Статистические данные представлены на основе выборки 10-х классов. В проведенном исследовании было установлено, что среди старшеклассников преобладают и...

Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза

Данная статья посвящена изучению уровней и видов тревожности студентов вуза. Выбор исследования составили студенты вуза, в количестве 60 человек, в возрасте 19–22 лет (50 % девушек, 50 % парней).

Физическая культура и синдром хронической усталости среди студентов

В данной статье представлены результаты опроса о влиянии спорта на развитие синдрома хронической усталости, на основании которых сделаны выводы.

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения

В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Задать вопрос