В данной статье представлены результаты опроса о влиянии спорта на развитие синдрома хронической усталости, на основании которых сделаны выводы.
Ключевые слова: синдром хронической усталости, физическая нагрузка, спорт.
Актуальность
Синдром хронической усталости (СХУ) — это заболевание, которое характеризуется продолжительным упадком сил, которое не проходит даже после длительного отдыха и хорошего сна. Данный синдром также может характеризоваться такими симптомами, как нарушение внимания, неспокойный сон, ухудшение кратковременной памяти и головные боли [5].
В настоящее время современное образование и общество часто ставят перед студентами много задач и вызовов, которые могут привести к стрессу и перегрузке. [6] Организм защищает нервную систему человека от напряженной умственной деятельности, поэтому происходит торможение процесса мышления. Психическое и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. Это известный факт, что психическое состояние человека может оказывать влияние на его физическое здоровье, а также наоборот [3]. Все это предшествует возникновению синдрома хронической усталости среди студентов и влияет на их жизнь и учебу.
Одним из методов лечения СХУ является двигательный режим (прогулки, лечебная физкультура, физические упражнения) [2]. Первое представление о физической культуре это создании идеального тела, наборе мышечной массы и, безусловно, о потере веса. Физические упражнения имеют огромное значение не только для физического здоровья, но и для психологического благополучия [1]. Поэтому физические нагрузки перед началом умственной работы могут быть отличным способом подготовить организм и мозг к интеллектуальным задачам [4].
Умеренная физическая активность повышает выносливость, следовательно снижает уровень усталости и повышает энергию. Также снижает уровень стресса, беспокойства и депрессии, что положительно сказывается на синдроме усталости. Регулярная физическая активность может помочь улучшить качество сна, что может привести к уменьшению утомляемости у некоторых людей с СХУ.
Однако следует заметить, что спорт может также усугубить симптомы СХУ, особенно если физическая активность слишком интенсивна или не соответствует индивидуальным способностям и уровню энергии. Поэтому важно подходить к физическим упражнениям осторожно и проконсультироваться с врачом или специалистом по физической реабилитации, чтобы разработать индивидуализированную программу занятий, которая будет наиболее безопасной и эффективной для каждого конкретного случая.
Цель исследования : проанализировать влияние физических нагрузок на синдром от хронической усталости у студентов БГМУ.
Материалы и методы. Был проведен анонимный опрос среди 50 студентов БГМУ в возрасте 18–25 лет. Они были разделены на две группы: первая группа контрольная, в которую входят 25 студентов, не имеющие регулярные умеренные физические нагрузки, вторая группа-исследуемая-25 студентов, регулярно занимающиеся спортом. В нашем опросе были включены вопросы, включающие в себя оценку общего, а также психоэмоционального состояния (повышенная утомляемость, нарушение сна, тревожность, снижение памяти, головные боли и частые ОРВИ). Сбор данных проводился с помощью анонимных анкет в виде Google form, для анализа результатов была использована программа Microsoft excel.
Результаты и обсуждения:
По результатам анкетирования у респондентов первой (контрольной группы) отсутствуют спортивные нагрузки, а студенты второй (исследуемой группы) имеют 2–3 заняли в неделю, из них 45 % посещают фитнес зал, 15 % посещают секцию баскетбола, 20 % занимаются домашними тренировками, 13 % ходят в бассейн, 6 % занимаются бегом и на 1 % приходится занятия футболом.
При оценке психоэмоционального состояния среди первой группы молодых людей не занимающиеся спортом, повышенную утомляемость испытывают 65 %, в то время как в исследуемой группе -52 %. Также студенты без спортивной нагрузки в первой группе отмечают нарушения сна и составляют 83 %, а во второй группе 77 %. Беспричинная тревожность выявляется в первой группе у 79 %, в исследуемой 68 %. Отсутствие физической активности сказывается на снижение памяти, так как в первой группе процент значительно выше и составляет 85 %, по сравнению со второй, где процент составляет 65 %. Также студенты второй- исследуемой группы испытывают головные боли и частые ОРВИ в меньшей мере (40 и 39 % соответственно), а в первой группе головные боли отмечают 60 %, а часто болеют 58 %.
Заключение и выводы
Умеренная физическая активность повышает выносливость, следовательно снижает уровень усталости и повышает энергию. Также снижает уровень стресса, беспокойства и депрессии, что положительно сказывается на синдроме усталости. Регулярная физическая активность может помочь улучшить качество сна, что может привести к уменьшению утомляемости у некоторых людей с СХУ. Таким образом, основываясь на результаты нашего опроса мы сделали выводы, что спорт является важной составляющей для профилактики и течения синдрома хронической усталости.
Литература:
- Камалова Д. М., Хайруллин И. Т. Влияние физической культуры на психологическое состояние студентов // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: XX Юбилейная международная научно-практическая конференция. Сургут, СурГУ. — 2021. — № 1. — С. 287–289.
- Кириченко Н. Н., Товбушенко М. П., Михеева Н.А. Синдром хронической усталости // Медицинский вестник МВД. — 2010. — № 4. — С. 16–17.
- Кудинов Д. В.,Чикляев Е. Г. Взаимосвязь между физической и умственной деятельностью студентов: физическая культура как средство борьбы с ментальным утомлением. Актуальные вопросы современной науки и образования- 2010. — № 1. — С. 73–76.
- Ненастьева Е. А., Хайруллин И.Т Физическая культура как средство профилактики патофизической утомляемости// 2019. — № 1
- Ревина М. Э. Лечебная физкультура при синдроме хронической усталости // Центральный научный вестник. — 2020. — № 15. — С. 28.
- Suleimanova Z. G., Bartdinova G. A., Fazlutdinova L. R., Odinokova Yu.A. Features of teaching physical culture and sport for foreign students / Suleimanova Z. G., Bartdinova G. A., Fazlutdinova L. R., Odinokova Yu.A. // Internationalization of Madical Education: Experience, Problems, Prospects. — Ufa:, 2023.