Окружающий нас мир постоянно прогрессирует, технологии совершенствуются, что ведет к смещению физической нагрузки на второй план. Сидячий образ жизни неуклонно становится всё большей частью повседневной студенческой жизни. Однако, тот факт, что все проявления физических нагрузок имеют постоянное влияние на ЦНС, и, соответственно на общее психологическое состояние человека был, и остается важным аспектом.
Нами была проведена оценка влияния физических нагрузок на психологическое состояние студентов «ПГМУ им. ак. Е. А. Вагнера». В ходе данного исследования, для получения данных использовалось онлайн анкетирование студентов, с последующей оценкой и интерпретацией результатов. После чего были сделаны выводы.
Ключевые слова: физические упражнения, усталость, утомление, эмоциональное состояние, психологическое состояние, студенты.
The world around us is constantly progressing, technology is improving, which leads to a shift in physical activity to the background. The sedentary lifestyle is steadily becoming more and more a part of everyday student life. However, the fact that all manifestations of physical activity have a permanent effect on the CNS, and, accordingly, on the general psychological state of the person was, and remains, an important aspect.
We assessed the impact of physical activity on the psychological state of students of the «E. A. Wagner Perm State Medical University». In the course of this study, online questioning of students was used to obtain data, with subsequent evaluation and interpretation of the results. After that the conclusions were made.
Keywords: physical exercise, fatigue, fatigue, emotional state, psychological state, students.
«Психическое здоровье — это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения» [1]
У регулярной двигательной активности имеется ощутимое влияние на все процессы, происходящие в человеческом организме. Она активизирует мозговую деятельность, увеличивает плодотворность мышления. Во время любой формы физических нагрузок в человеческом организме наблюдаются значительные изменения. Кроме того, от нее зависит секреция многих гормонов, среди которых глюкагон, адреналин и эндорфин. Физические нагрузки оказывают разностороннее воздействие на психические функции, приводя их в активное и устойчивое состояние, оптимизируя работоспособность и предотвращая нервно-эмоциональное и психофизическое утомление; повышают продуктивность учебного труда студентов и в дальнейшем их профессиональной деятельности [1, 2]. Многие люди находят физическую активность приятной, она может повысить уверенность в себе и помочь вернуть чувство контроля. Физическая активность также может стимулировать социальное взаимодействие, что, в свою очередь, может обеспечить повышение уверенности человека. Доказано, что уровень нейромедиатора серотонина, который влияет на настроение, повышается при выполнении физических упражнений. Предполагается, что повышение уровня серотонина помогает предотвратить развитие некоторых физических или психических расстройств. Считается, что отвлечение достигается за счет того, что люди удаляются и отвлекаются от стрессовых раздражителей. Это же, в свою очередь, обеспечивает улучшенный эффект, связанный с упражнениями. Физическая активность высвобождает эндогенные опиоиды. Положительное влияние физической активности на общие психические расстройства обусловлено увеличением высвобождения бета-эндорфинов после физических упражнений. Эндорфины связаны с позитивным настроением и общим чувством благополучия.
Целью нашего исследования является анализ влияния физической активности на психологическое состояние студентов ПГМУ им. ак. Е. А. Вагнера.
Методы исследования:
Для получения данных было проведено онлайн анкетирование, с помощью Google — формы, среди студентов ПГМУ им. ак. Е. А. Вагнера. Ссылка для прохождения опроса была разослана студентам всех факультетов и курсов медицинского университета.
Доступ к опросу можно было получить с помощью любого электронного устройства. Перед прохождением анкетирования студентами заполнялось информирование добровольное согласие на обработку персональных данных.
Оценка влияния физической нагрузки на психологическое состояние проводилась исходя из субъективных данных, полученных в ходе проведенного анкетирования.
Статистическая обработка данных была проведена при помощи программы Microsoft Excel.
Результаты и их обсуждение:
По данным анкетирования, среди 198 (100 %) студентов, 127 (64 %) отмечают улучшение своего психологического состояния в лучшую сторону, после получения умеренной физической нагрузки (диаграмма 1).
Рис. 1
Кроме того, 76 (38 %) студентов из числа опрошенных ощущают потребность заниматься спортом, так как это помогает им справиться с внутренними переживаниями (диаграмма 2).
Рис. 2
Заключение:
Учитывая полученные данные, можно сделать вывод, что физическая активность положительно влияет на психологическое состояние студентов, помогает им как со стороны физического, так и со стороны духовного благополучия. Также стоит отметить, что часть студентов хотела бы заниматься спортом. Это говорит о том, что студенты понимают важность физической активности в жизни, но пока не перешли к практической части.
Литература:
- Кобляков В. П. Этическое сознание. — Л.: ЛГХ 1979.
- Гиппенрейтер Ю. Б., Введение в общую психологию. — М.: Академия, 1998. — 336 с.
- Демин В. А., Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. — М.: Физкультура и спорт, — 1975. — 354 с.
- Ильин, Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 654 с