Физическое и психическое здоровье является самым важным условием нормальной жизнедеятельности. В условиях цифровизации общества происходит снижение двигательной активности у человека, что приводит к ослаблению мышц, изменению работы внутренней системы органов, ухудшению концентрации и работоспособности. Спорт, как источник физической активности, способствует укреплению и поддержанию здорового функционирования организма и положительно влияет на психическое состояние человека.
Спорт является частью физической культуры и играет значимую роль в формировании здоровья. Он оказывает гармоничное воздействие как внешне, так и внутренне. Занимаясь спортом, человек закладывает в себе такие базовые качества, как воля, характер, целеустремленность, дисциплина, смелость.
Существуют традиционная и нетрадиционная системы физических упражнений. Традиционная система физических упражнений включает в себя бег, лыжные гонки, плавание, прыжки и им подобные. Нетрадиционная система физических упражнений охватывает шейпинг, аэробику, йогу и некоторые другие виды.
Делая осознанный выбор в пользу занятий спортом, необходимо выделить следующие принципы:
- Постепенность. Нагрузка не должна быть неподъемной с самого начала
- Переключение между видами нагрузок
- Учет возрастных особенностей
- Регулярность
- Индивидуальный подход
Для каждого человека существует оптимальный двигательный режим, основу которого составляют систематические физические занятия. Для его обеспечения необходимо взять за правило уделять двигательной активности минимум 6–8 часов в неделю.
Принято различать общий и специальный эффект от физической активности. Общий эффект заключается в том, что расход энергии пропорционален интенсивности и длительности тренировки. Отсюда возникает правило баланса: нагрузка не должна быть чрезмерной и приводить к эффекту угнетения. Специальный эффект основывается на повышении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы.
Физическая активность способна влиять на биохимические процессы в организме человека. Следует отметить, что с научной точки зрения физическая активность положительно воздействует на центральную нервную систему, а также на вегетативную и метаболическую сферу. Мышечная деятельность, способствуя развитию и укреплению двигательного аппарата, активно приспосабливает организм к окружающей среде и повышает функциональные возможности [1, с. 78]. Как следствие, мышечная система помогает оснащать кислородом и другими питательными веществами весь организм; у человека повышается иммунитет и работоспособность.
Необходимо отметить, что физическая активность положительно влияет на осанку и правильное расположение органов в организме, а также оказывает благоприятное воздействие на дыхательную систему человека, снижая риск простуд и вирусных заболеваний.
Регулярные физические упражнения укрепляют опорно-двигательную систему и помогают улучшить обмен веществ, уменьшая риск атеросклероза и других заболеваний.
Как справедливо отмечают некоторые авторы в области спортивной психологии, только умеренная нагрузка способна привнести положительный эффект. При высокой нагрузке у человека может наблюдаться более длительный период восстановления исходного уровня активности и ухудшение работоспособности в целом [3, с. 155]. Поэтому при занятии спортом важно ориентироваться на индивидуальные способности и характеристики человека.
Для выполнения двигательных действий очень важен следующий комплекс физических качеств: сила мышц, гибкость, выносливость, ловкость, быстрота и некоторые иные. Например, эффективными средствами для развития быстроты являются подвижные и спортивные игры, занятие легкой атлетикой, а также бег и плавание. Все физические качества взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние друг на друга. Поэтому на физические способности человека влияет взаимообусловленность всех его двигательных качеств [2, с. 88].
Процесс физической активности плодотворно влияет и на психическое здоровье человека, поскольку в нейронах головного мозга вырабатываются эндорфины («гормоны счастья»), которые, в свою очередь, минимизируют влияние стресса (гормона кортизола), улучшают работоспособность и концентрацию внимания (когнитивные функции). Помимо этого, во время занятий спортом человек получает эмоциональную разгрузку.
Тревога, как и стресс, имеет следующие симптомы: скованность в мышцах тела, нарушение сна, нарушение концентрации внимания, снижение памяти, страх и учащенное сердцебиение. В данном случае аэробные тренировки являются одними из самых зарекомендованных. К ним относятся езда на велосипеде, плавание и некоторые другие.
На практике можно часто заметить, что занятие спортом дисциплинирует человека и помогает развивать ответственное отношение к своему здоровью. Тренировки не должны быть интенсивными и приводящими к истощению, достаточно определить для себя разумные по силе и времени упражнения, чтобы была возможность заниматься регулярно.
Также необходимо отметить, что спорт включает в себя и социальный аспект, в том числе при помощи занятия в группах, помогая человеку преодолеть социальные барьеры и зажимы. В процессе физической активности развивается двигательная память, планирование, контроль действий (с помощью мышечно-двигательных и вестибулярных восприятий). Благодаря социальной интеграции человек учится работать продуктивно, развивать коммуникацию в командных играх и находить новые интересы.
В заключение следует отметить, что на сегодняшний день занятие спортом является основным средством в борьбе со снижением адаптационных возможностей человека. Регулярная физическая тренировка в значительной степени способствует физическому оздоровлению организма и благотворно влияет на психологическое состояние человека, играя значимую роль в формировании личностных качеств и дисциплины. Благодаря спорту в жизнь приходят чувства энергичности и легкости; человек преодолевает социальные барьеры, повышает самооценку и укрепляет стрессоустойчивость.
Литература:
- Граевская, Н. Д. Спортивная медицина / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова. — Москва: Спорт-Человек, 2018. — 712 c.
- Физическая культура и спорт (базовое высшее образование) / Е. Д. Грязева, В. Н. Егоров, Е. О. Кашмина, Х. М. Ляшенко. — Тула: Тульский государственный университет, 2025. — 239 c.
- Яковлев, Б. П. Основы спортивной психологии / Б. П. Яковлев. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 208 c.

