В статье рассматриваются изменения в законодательстве России, направленные на борьбу с отмыванием доходов и финансированием незаконной деятельности. Обозреваются ключевые аспекты правовых инициатив, принятия новых федеральных законов и уточнения действующих норм, включая меры по идентификации клиентов, защиту информации и профилактику рисков. Данная работа подчеркивает важность комплексного подхода к противодействию отмывания денег и необходимость адаптации финансовых учреждений к новым требованиям.
Ключевые слова: отмывание денег, законодательство России, финансовые учреждения, идентификация клиентов, преступные доходы, риск-ориентированный подход, противодействие финансированию терроризма, Росфинмониторинг.
This article examines changes in Russian legislation aimed at combating money laundering and financing of illegal activities. It reviews key aspects of legal initiatives, the adoption of new federal laws, and clarifications of existing regulations, including measures for client identification, information protection, and risk prevention. This work emphasizes the importance of a comprehensive approach to countering money laundering and the need for financial institutions to adapt to new requirements.
Keywords: money laundering, Russian legislation, financial institutions, client identification, criminal proceeds, risk-oriented approach, countering terrorism financing, Federal Financial Monitoring Service.
В современном глобализированном мире отмывание денег — это трансграничное явление, требующее комплексного подхода, сочетающего правовые и организационные меры по предотвращению, выявлению, сдерживанию, разоблачению и расследованию незаконной деятельности.
Отмывание денег предполагает совершение ранее совершенного преступления, придание преступным доходам законного вида и сокрытие их происхождения. Это включает в себя сложные сделки, подставные компании и изощренные схемы сокрытия незаконных средств.
Представим краткий обзор признаков попыток отмывания денежных средств: [6, с. 3]
Легализация начинается с преступления, приводящего к получению доходов (например, наркотрафик, мошенничество).
Цель отмывания — легализовать преступные доходы для безопасного хранения и использования.
Для сокрытия следов происхождения доходов используются методы для затруднения отслеживания источников незаконных средств (сложные операции, подставные компании).
Активно скрываются личности участников. Лица, связанные с отмыванием, принимают меры для скрытия своей роли, что затрудняет их розыск.
Для сокрытия преступного замысла используются подставные фирмы и подделки документов, чтобы создать иллюзию легитимного происхождения средств. Отсутствие налоговых выплат, определенных законодательством. После отмывания преступники часто избегают налогов на легализованные деньги, что усложняет возврат активов.
Быстрый доступ к отмытым средствам позволяет преступным группам финансировать и расширять незаконную деятельность. Преступные организации вкладывают легализованные средства в легальные бизнесы, чтобы скрыть их происхождение и получить прибыль. Как и было определено в 2022 году, так и сейчас на основе информации основными «вражескими» странами остаются быть:
Недружественные страны России в контексте отмывания доходов и финансирования преступной деятельности
Недружественные России страны по отмыванию денег: Австралия имеет строгие законы, Албания улучшает ситуацию, но риски остаются, Андорра — налоговая гавань, Багамы — офшорная зона, Великобритания имеет строгие правила, но офшорные риски сохраняются. Эти страны рассматриваются как недружественные к России и имеют повышенные риски в контексте отмывания доходов и финансирования преступной деятельности.
Активность происходит в законотворческой деятельности России.
08 августа 2024 года:
Федеральный закон N 251-ФЗ [3, с. 2]: изменения в ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ. НФО могут не идентифицировать выгодоприобретателя клиента. Все указанные субъекты обязаны пройти внутреннее обучение.
Федеральный закон N 222-ФЗ: вводятся меры по защите информации для работников Росфинмониторинга и дисциплинарные меры для аудиторских организаций за нарушения.
19 августа 2024 года:
Федеральный закон N 221-ФЗ [5, с. 1]: уполномоченные органы должны вести перечень адресов, подозрительных в использовании цифровой валюты для незаконных операций. Участники рынка цифровой валюты, включая майнинг-пулы, обязаны создать внутренние системы контроля.
23 августа 2024 года:
Изменения в Положении Банка России N 444-П [7, с. 2]: НФО обязаны идентифицировать религиозные организации, но могут не идентифицировать иностранные компании, если их ценные бумаги прошли листинг на иностранных биржах.
01 сентября 2024 года:
Федеральный закон N 275-ФЗ [1, с. 3]: Изменения касаются всех субъектов Закона N 115-ФЗ, включая филиалы иностранных банков, что подразумевает идентификацию выгодоприобретателей. Все субъекты должны проходить внутреннее обучение.
Дополнительные изменения:
Новые версии Приказов Росфинмониторинга о процедурах идентификации и контроля вступают в силу с 01 сентября, что также требует обязательного внутреннего обучения для всех вовлеченных субъектов.
Эти изменения направлены на улучшение контроля и профилактики отмывания доходов и использования денежных средств в преступных целях.
Эти изменения в законодательстве нацелены на повышение эффективности противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, обеспечивая более четкие требования к идентификации клиентов и внутреннему контролю в финансовых учреждениях. Все затронутые субъекты должны адаптироваться к новым требованиям через обучение и изменения в своих внутренней документации.
Соответственно, основным является Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 210-ФЗ, который внес изменения в закон о противодействии легализации доходов [2, с. 3], полученных преступным путем. Основные изменения:
При этом произошли также изменения:
- Увеличен лимит операций физических лиц по уплате налогов и коммунальных платежей без идентификации до 60 тыс. руб.
- Не требуется идентификация при приемке платежей от физлиц по налогам и коммунальным платежам, если сумма не превышает указанный лимит.
- Юридические лица и ИП, относящиеся к группе высокой степени риска, могут запросить пересмотр своей степени риска у Банка России.
- Уточнен круг лиц, которым операторы обмена цифровых активов могут поручать идентификацию и обновление данных о клиентах.
Соответственно, трансформация законодательства о противодействии отмыванию денег в России должна основываться на Федеральном законе № 115-ФЗ, в котором изложены основные положения национального механизма противодействия отмыванию денег.
Риск-ориентированный подход Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) делает акцент на целостной системе мер по выявлению и оценке рисков с упором на рациональное распределение ресурсов. Риск-ориентированный подход позволяет экономическим субъектам иметь ответственность и свободу, в то время как государственные органы оценивают риски. Россия трансформирует свой подход, учитывая экономические условия, и развивает информационные технологии для совершенствования мер противодействия отмыванию денег.
На данной основе, в рамках исследования необходимо провести анализ изменений законодательной базы России и последствий, направленности на повышение эффективности законодательной деятельности в рамках воздействия на возможные риски.
Литература:
- Федеральный закон от 08.08.2024 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Консультант плюс Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85942.html
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ//Консультант плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/
- Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 01.07.2021 N 251-ФЗ//Консультант плюс Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388855/
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2016 N 222-ФЗ//Консультант плюс: Режим доступа:
- Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Консультант плюс Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482417/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7
- Указание Банка России от 20.10.2020 N 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2020 N 61431)//Консультант плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372872/e38432e2cbade6b9f9df96151a09529e5636ebc4/
- Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П (ред. от 28.06.2024) «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2015 N 35594)//Консультант плюс Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174501/